Дополнительная образовательная программа Художественно –эстетической направленности «Ритмика и танец»

 
Российская Федерация Республика Саха (Якутия)
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждениедля обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 3 г. Нерюнгри









Утверждено для апробации
МБС(К)ОУ С(К)НШ/ДС №3

Анисимова Г.П.

Принята заседанием №2 творческой мастерской АРТ
« 25 » апреля 2008г




Дополнительная образовательная программа
Художественно –эстетической направленности
«Ритмика и танец»













Контингент,на который рассчитана дополнительная образовательная программа
Срок реализации
Автор программы
Место реализации

Дошкольники с нарушением развития.
2-я младшая, старшие и подготовителные к школе группы
2008 – 2010 г.г.
Кучеренко С.Н.
Музыкальный руководитель
Второй категории
город Нерюнгри,
республика Саха
(Якутия)
МБС(К)ОУ С(К)НШ/ДС №3






Направленность образовательной программы
Программа «Ритмика и танец» представляет дополнительный образовательный курс художественно – эстетической направленности. При составлении программы использован опыт ведущих специалистов хореографии, учтены современные тенденции, рассмотрены различные танцевальные стили и направления. Автором программы использовалась методическая литература, базовые программы, личный опыт работы.
 
Актуальность, педагогическая целесообразность
Актуальность проблем художественно-эстетической направленности обусловлена современным социальным заказом на образование и задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования (Мин. обр.РФ от 29.11.01). В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.
Проблема формирования у учащихся эстетического отношения к искусству является одной из приоритетных проблем современной теории и практики эстетического воспитания. Это обуславливает не только интерес к этой проблеме со стороны научно-педагогической общественности, но и необходимостью ее теоретического осмысления и верного практического решения.
Роль детских студий разнообразна, часто в основу их деятельности положены принципы, свойственные профессиональному сценическому творчеству. Занятие ритмикой способствуют социальной активности ребенка, там он знакомится с основами искусства, приобщается к одному из его видов. В танцевальных группах немаловажное место занимает подготовка репертуара и выступление перед зрителем. Каждое хореографическое произведение или сценическая композиция, осваиваемая в учебном курсе, требует от учащихся эмоциональности, творческой активности, мобилизации духовных и физических сил.

Цель и задачи
Основная цель программы хореографии- способствовать эстетическому развитию подрастающего поколения через хореографию. Для осуществления поставленной цели необходимо решать следующие задачи.
Учебно-музыкальные задачи:  дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;  опираться в обучение на основные принципы педагогики;  осваивать основы народного, классического, бального танцев;  знакомить детей с хореографическими терминами и понятиями;  научить взаимосвязи музыки и движения, дать основы музыкальной грамоты;  учить детей мыслить, слушать и слышать учителя, уметь исправлять неточности в исполнении;  привить детям любовь к танцу, формировать их танцевальные способности (музыкально-двигательные, художественно-творческие).
Развивающие задачи:  развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку;  развивать танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве;  пробуждать фантазию, способность к импровизации;  развивать артистизм, умение исполнять ролевые танцы.
Воспитательные задачи:  воспитывать художественный вкус, интерес к танцевальному искусству разных народов;  сплотить коллектив, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и сотворчества;  принимать участие в концертной жизни школы.
Специфика программы
Программа с 1 по 4 год обучения содержит разделы: - ритмика; - танцевальная азбука; - танцевальный репертуар.



Раздел «Ритмика» включает
ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкально-ритмические задания по слушанию и анализу танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности: формированию музыкального восприятия, дают представление о выразительных средствах музыки, развивают чувство ритма, умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и умение согласовывать музыку с движением. Также целесообразно ввести разучивание и использование аэробики, как тренажа, которая помимо развития и укрепления мышц шеи, рук, плечевого пояса, ног, туловища, стопы, развивает детей ритмически, вносит в занятие массу положительных эмоций, доставляет детям радость и удовлетворение от красивых двигательных упражнений, воспитывает эстетически.
Раздел «Танцевальная азбука» содержит элементы классического, народного, бального танца. Включенные в раздел упражнения экзерсиса способствуют формированию правильной осанки, помогают исправить физические недостатки, учат правильной постановке корпуса, выработки координации движений, учат правильно дышать при исполнении упражнений и танцев. Также необходимо в течение первых четырех лет обучения знакомство и тесное взаимодействие детей с партерным экзерсисом, т. е. с гимнастикой на полу. Она способствует укреплению мышц шеи, спины, пресса, тем самым избавляет детей от физического переутомления, улучшает физическую и психическую форму организма, повышает эмоциональность занятия.
Раздел «Танцы» включает классические, народные, бальные, современные танцы в обучающем, постановочном и сценическом варианте. Дополнительное включение в программу обширного танцевального материала позволяет повысить интерес детей к занятиям и принимать участие в концертах, конкурсах. Это требует от учащихся ответственного отношения к своей художественной деятельности, умение организовать себя и показать на профессиональном уровне полученные хореографические знания, умения, навыки, раскрыть себя на сцене как творческую личность.

Таким образом, основная специфика программы состоит в следующем. Учебный материал программы носит адаптивный характер, в значительной степени учитывает индивидуальные возможности детей к обучению, что позволяет корректировать задания соответствии с уровнем подготовки детей. Тематические планы составляются в расчете на конкретных детей. Однако характер материала содержит возможность включать в работу «новичков». Это, в свою очередь, дает возможность прибывшим детям на практике перенимать мастерство, что благотворно влияет на профессиональные и межличностные отношения детей, способствует укреплению коллектива.
Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие. Структура занятий включает в себя три основные части: подготовительную, основную, заключительную.
Подготовительная часть занятия Общее назначение – подготовка организма к предстоящей работе. Конкретными задачами этой части является: организация группы; повышение внимания и эмоционального состояния занимающихся; умеренное разогревание организма.  Основными средствами подготовительной части являются: строевые упражнения; различные формы ходьбы и бега; несложные прыжки; короткие танцевальные комбинации, состоящие из освоенных ранее элементов; упражнения на связь с музыкой и др. Все упражнения исполняются в умеренном темпе и направлены на общую подготовку опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Методические особенности. Продолжительность подготовительной части определяется задачами и содержанием занятия, составом занимающихся и уровнем их подготовки. На эту часть отводится примерно 10-15% общего времени занятия.
Основная часть занятия.  Задачами основной части являются: развитие и совершенствование основных физических качеств; формирование правильной осанки; воспитание творческой активности; изучение, и совершенствование движений танцев и его элементов; отработка композиций и т.д. Средства основной части занятия: упражнения на силу, растягивание и расслабление(экзерсисы); хореографические упражнения; элементы современного, бального, народного танца; танцевальные композиции; постановочная работа.
Методические особенности. На данную часть занятия отводится примерно 75-85% общего времени. Порядок решения двигательных задач в этой части строится с учетом динамики работоспособности детей. Разучивание и корректировка новых движений происходит в начале основной части, в конце – отработка знакомого материала.
 
Заключительная часть занятия.   Основные задачи – постепенное снижение нагрузки; краткий анализ работы, подведение итогов. На эту часть отводится 5-10% общего времени. Основными средствами являются: спокойные танцевальные шаги и движения; упражнения на расслабление; плавные движения руками; знакомые танцы, исполнение которых доставляет детям радость. Методические особенности. В заключительной части проводится краткий разбор достигнутых на занятии успехов в выполнении движений, что создает у учащихся чувство удовлетворения и вызывает желание совершенствоваться. Замечания и советы по поводу недостаточно освоенных движений помогает учащимся сосредоточить на них внимание на следующем занятии.
 
Оценка эффективности занятий
Эффективность занятий оценивается педагогом в соответствии с учебной программой, исходя из того, освоил ли ребенок за учебный год все то, что должен был освоить. В повседневных занятиях самостоятельная отработка учениками танцевальных движений позволяет педагогу оценить, насколько понятен учебный материал, внести соответствующие изменения. Важным параметром успешного обучения является устойчивый интерес к занятиям, который проявляется в регулярном посещении занятий каждым учеником, стабильном составе групп. Эти показатели постоянно анализируются педагогом и позволяют ему корректировать свою работу. В конечном итоге, успех обучения характеризуются участием ребят в концертах, где они могут показать уровень профессиональной обученности.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОГРАММЫ 1.Приемы, принципы и методы организации образовательного процесса.
Для достижения цели, задач и содержания программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие хореографические принципы:
 принцип формирования у детей художественного восприятия через пластику;  принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;  принцип обучения владению культурой движения: гибкость, выворотность, пластичность.
Принципы дидактики:  принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;  принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства;  принцип движения от простого к сложному как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений, элементов классического, народного, бального танца;  принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;  принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся;  принцип доступности и посильности;  принцип прочности обучения как возможность применять полученные знания  во внеурочной деятельности, в учебных целях.
Для реализации программы в работе с дошкольниками применяются следующие методы: 1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения – образы. 2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др. 3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям. 4. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.
Приемы:  комментирование;  инструктирование;  корректирование.
Техническое и дидактическое обеспечение занятий.
Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально – технического обеспечения:  наличие специального зала, оснащенного зеркалами, тренировочными станками;(  качественное освещение в дневное и вечернее время;(  аккомпанемент( концертмейстера;  музыкальная аппаратура, аудиозаписи,(  специальная( форма и обувь для занятий (для занятий партером – коврик);  костюмы для( концертных номеров (решение подобных вопросов осуществляется совместно с родителями).


Занятия по ритмике для детей дошкольного возраста
Среди большого разнообразия видов деятельности ребенка дошкольного возраста немаловажное значение имеет музыкально-ритмическая деятельность. На сегодняшнем этапе развития дошкольного образования ритмику зачастую выделяют в отдельный предмет в сетке занятий. Хотя, на самом деле, проводятся занятия по пластике или хореографии.
Очень важно понимать, что должна представлять музыкально-ритмическая деятельность в дошкольном возрасте. Основными, первостепенными задачами этой деятельности, как одного из видов музыкальной деятельности вообще, являются:
воспитание любви и интереса к музыке,
обогащение музыкальных впечатлений детей посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями,
знакомство детей с простейшими музыкальными понятиями, развитие навыков в области музыкально-ритмического движения,
развитие эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей и музыкального слуха, чувства ритма, формирование выразительности движения,
обучение элементарным двигательным навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений,
содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке,
развивать творческую активность, самостоятельность и инициативу в музыкально-ритмическом движении.
Анализируя вышеизложенное, надо отметить, что занятия по ритмике с детьми дошкольного возраста не подразумевают заучивания каких-либо движений, достижения точности и правильности их исполнения, что часто имеет место быть в реальной практике. Ритмика – это, в первую очередь, восприятие музыки, ее осмысление, а также выражение своих впечатлений от музыки посредством образного, эмоционально-насыщенного движения.
Первостепенную роль на занятиях по ритмике играет музыкальное сопровождение, а соответственно, требования, предъявляемые к нему, достаточно высоки. Музыкальные произведения, используемые для сопровождения занятия должны быть очень разнообразными: по жанру, стилю, форме, размеру, темпу и т.д. Но при всем этом, музыкальные произведения должны быть доступны пониманию детей. Кроме того, рекомендуется использование не только “живого” аккомпанемента на фортепиано или аккордеоне, но и фонограммных записей в различной аранжировке. Все это позволяет сформировать у детей наиболее полное представление о разнообразии музыкальных произведений, обогатить их эмоциональными и эстетическими переживаниями, помогает в воспитании музыкального вкуса.
Но надо помнить, что занятия, сами по себе, не являются ни ведущей, ни основной деятельностью для детей 4-7 лет. Поэтому, чтобы учебный процесс был эффективным, необходимо максимально использовать в нем игру – ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Насыщение занятия игровыми упражнениями, имитационными движениями, сюжетно-творческими зарисовками усилит эмоциональное восприятие музыки детьми, а, соответственно, поможет полнее и всестороннее решить поставленные задачи.
Отдельные игровые упражнения могут быть использованы на занятиях в качестве динамических пауз – физкультминуток – в том случае, если достаточно большая часть занятия проводится сидя на стульях; или же наоборот – для отдыха – если все занятие проводится в достаточно большом темпе и подразумевает много движений.
Комплексы игровых упражнений могут включаться в различные части занятия: могут составлять разминку или даже все занятие целиком. Для детей дошкольного возраста такие комплексы целесообразно объединять сюжетом, темой или предметом – атрибутом, с которым выполняются движения. Хорошо использовать на занятии комплексы, в которые входят различные вариации одного движения: ходьбы, наклонов, поворотов, прыжков; а также комплексы, содержащие чередование двух движений: например, прыжки и ходьба и т.п.
Для детей дошкольного возраста очень ценными являются имитационные движения, включение которых в занятие помогает работе над выразительностью движения, над пластикой, над эмоциональной насыщенностью образа.
Музыкально-ритмические игры используются на занятиях по ритмике для решения самых разных задач: развития чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы, части музыки, для знакомства с какими-либо движениями и их комбинациями и т.д.
Для детей дошкольного возраста иногда целесообразно проводить сюжетные занятия. Эти занятия позволяют создать у детей более полное представление о той или иной стороне действительности (например, о лесе или об осени), разнообразить слуховые и двигательные впечатления, а также систематизировать знания детей на заданную тему. В такие занятия полезно включать литературные произведения (стихи, короткие прозаические зарисовки), рассматривание иллюстраций, изобразительное творчество и т.п. Сюжетная линия, связывающая отдельно взятые упражнения, помогает целостному восприятию детьми темы, увеличивает интерес детей к деятельности, а, следовательно повышает эффективность проводимого занятия в целом.
В качестве примера вашему вниманию предлагаются следующие планы-конспекты сюжетных занятий по ритмике для детей дошкольного возраста.
Занятие 1.
Тема: Лесная сказка.
Образовательные задачи:
формировать представление о различных темпах музыки (“музыка бывает быстрая и медленная”);
развивать чувство ритма: учить прохлопывать простой ритмический рисунок;
учить передавать характер музыки в движении;
Материалы и оборудование:
обручи по количеству детей;
мяч;
картинки с изображением летнего леса, поляны, лесных обитателей.
Ход занятия
Вводная часть.
Показ иллюстраций (“посмотрите, что изображено на картинках? Конечно же это – лес”),
Сообщение специфики занятия (“сегодня у нас не обычное занятие – мы сегодня отправимся в гости к лесным жителям”).
Ходьба: обычная, на внешней стороне стопы (как медвежата), на носках (как лисичка), с высоким подниманием колена (как цапля).
Прыжки на двух ногах с продвижением вперед (зайчики).
Подскоки.
Бег.
Основная часть.
Имитационные движения (“мы пришли в лес, оказались на полянке. А там веселятся и играют самые разные звери. Давайте попробуем угадать, какие же животные пришли на полянку?”) – дети слушают музыкальные фрагменты, отгадывают животных и имитируют их движения: мышки, зайчики, лиса, волк, медведь, лягушки; мышки, зайчики, лиса, волк, медведь, лягушки, птицы и т.п.
Далее можно предложить детям станцевать, “превратившись” в каких-либо лесных зверей. В качестве таких танцев можно использовать композиции А.И. Бурениной (из сборника “Ритмическая мозаика”): “Плюшевый медвежонок”, “Белочка” и т.п.
Игра “Птички” (“зверята устали танцевать, они хотят немножко поиграть”) – на полу раскладываются обручи по количеству детей. Под музыку (любая лирическая композиция – например, можно использовать цикл “Времена года” Вивальди) птички летают по всей полянке, клюют зернышки, чистят перышки и т.д. Когда музыка заканчивается птички прячутся в обручи (“гнездышки”). При повторении игры педагог убирает один или два обруча: птички, которым не хватило домиков, выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2-3 играющих.
Стихотворение с движениями:
Ветер дует нам в лицо,
машем руками по направлению “к себе”, как веером

Закачалось деревцо.
руки вверху, плавные наклоны из стороны в сторону

Ветерок все тише, тише
плавные движения руками вперед – вверх – вниз

Мы присядем ниже, ниже.
приседаем

Игра с мячом (“Зверята очень любят играть в разные игры, особенно они любят играть в мяч”) – дети под музыку передают мяч по кругу. Тот ребенок, у которого мяч останется в конце музыки – выходит в центр и танцует, остальные дети хлопают ему в ритме музыки.
Заключительная часть.
упражнение “быстро - медленно” (“Зверята в лесу очень любят слушать музыку и отгадывать – быстрая музыка или медленная. Давайте мы с вами тоже попробуем”) – под быструю музыку дети танцуют, медленную музыку – слушают, сидя на полу или на лавочке.
Подведение итогов занятия.
Занятие 2.
Тема: В царстве Нептуна.
Образовательные задачи:
развивать чувство ритма,
учить двигаться в соответствии с размером музыки,
способствовать формированию выразительности движений, образности в исполнении.
Материалы и оборудование:
иллюстрации с изображением морских обитателей, жизни подводного мира,
фрагменты литературных произведений (например С.Я. Маршак “Синяя страница”),
веревка или длинная скакалка (3-3,5 м),
короткие ленты (по 2 на ребенка).
Ход занятия
Вводная часть.
беседа о море (“каких обитателей моря вы знаете, как живут они на глубине, что встречается на морском дне и т.п.”), рассматривание соответствующих иллюстраций, чтение отрывков из литературных произведений,
ходьба (идем к морю): обычная (по дорожке), на носках (по мостику), на пятках (по тропинке), с высоким подниманием колена (по траве),
подскоки,
бег.
Основная часть.
Игра “Море волнуется”. Под плавную музыку дети двигаются, подражая морским обитателям, в это время педагог произносит текст. На слова “Морская фигура на месте замри” - дети останавливаются и замирают в образе какого-либо морского существа. Тот ребенок, чья поза больше понравилась педагогу, исполняет движения изображаемого существа и становится ведущим. Игра повторяется 3-4 раза.
Танцевальная композиция с лентами на музыку Сен-Санса “Аквариум” (можно взять композицию движений А.И. Бурениной из сборника “Ритмическая мозаика”),
Игра “Рыбки”. На полу из веревки выкладывается “домик”. Для музыкального сопровождения подбирается плавная, неторопливая музыка с двумя ярко выраженными частями. На первую часть музыки дети-“рыбки” двигаются по залу, на вторую часть – “заплывают в домик”. При повторении игры - “домик” становится меньше.
Имитационные движения. Слушая музыкальные фрагменты, дети подбирают тот или иной выразительный образ морского обитателя. Ребенка, который наиболее ярко исполнил движения, педагог может попросить продемонстрировать их еще раз для всей группы.
Заключительная часть:
Игровое упражнение “Будь внимателен”. Детям дают прослушать фрагмент музыки (размер 3/4, вальс), обращают внимание на особенность музыки, показывают возможные варианты движения. Далее детям дается задание: “под музыку вальса – танцуем, остальную музыку слушаем, сидя на месте”.
Подведение итогов занятия.
Занятие 3.
Тема: Путешествие в Танцевальную страну.
Образовательные задачи:
развивать чувство ритма,
учить различать части в музыке (на примере трехчастных произведений),
учить различать динамические оттенки в музыке (громко – тихо),
учить передавать в движении характер музыки.
Ход занятия
Вводная часть.
поклон (настоящие танцоры всегда приветствуют зрителей поклоном),
ходьба (с носка, на носочках, на пятках, хороводный шаг),
подскоки, галоп,
бег.
Основная часть.
Разминка (перед каждым выступлением или репетицией настоящие танцоры всегда делают разминку): подъем на полупальцы, полуприседания, приседания, выставление ноги вперед и в сторону на носок и на пятку, прыжки на месте.
Танцевальная композиция “Танцкласс” (в качестве музыкального сопровождения можно использовать минусовую фонограмму песенки “Метро” из сборника Е. Железновой “10 мышек”).
Игра “Найди свой кружок”. Для музыкального сопровождения выбирается любая ритмичная трехчастная мелодия. Дети делятся на несколько подгрупп по 4-5 человек. Среди каждой подгруппы выбирается ведущий. На первую часть музыки ведущие исполняют одно танцевальное движение (каждый свое), остальные дети, стоя в кружках вокруг ведущих – хлопают в такт музыке. На вторую часть дети исполняют заранее названное педагогом движение (или композицию), в это время ведущие меняют свое местоположение в зале. После второй части необходимо сделать небольшую паузу, во время которой дети каждой группы должны найти своего ведущего и выстроиться вокруг него. На третью часть музыки каждая группа вместе с ведущим исполняет то движение, которое было исполнено ведущим во время первой части. Игра повторяется 2-3 раза.
Танцевальная композиция “Менуэт” (в качестве музыкального сопровождения можно взять произведение В.А. Моцарта “Говорят, это любовь”)
Упражнение “Громко-тихо”. Дети стоят в колонне. Под громкую музыку идут топающим шагом, под тихую – шагом с носка.
Заключительная часть.
Упражнение “быстро - медленно” – под быструю музыку дети танцуют, медленную музыку – слушают сидя на полу или на лавочке.
Поклон.
Подведение итогов занятия.
Используемая литература Музыкальная литература
Брянцева В. Музыкальная литература зарубежных стран. М., 2000.
Васина–Гроссман В. Первая книжка о музыке. М., 1976.
Васина–Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. М.,1999.
Волкова П., Казанцева Л. Уроки музыки – уроки творчества // Проблемы детского музыкального воспитания. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып.131. М.,1994.
Гивенталь И. Методика обучения музыкальной литературе в училище. М.,1987.
Калинина Г. Пособие по музыкальной литературе. Вопросы, задания, тесты. Вып.1. М.,1998.
Калинина Г. Пособие по музыкальной литературе. Тесты по зарубежной музыке. Вып.2. М.,1998.
Калинина Г. Пособие по музыкальной литературе. Тесты по русской музыке. Вып.3. М.,1998.
Калинина Г., Егорова Л. Пособие по музыкальной литературе. Тесты по отечественной музыке ХХ века. Вып.4. М.,1998.
Калинина Е. Мировая художественная культура. Тесты по культуре зарубежных стран. М., 2000.
Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки. М.,1999.
Роллан Р. О месте, занимаемом музыкой во всеобщей истории // Даттель Е. Музыкальное путешествие. М., 1970.
Токарская М. Совершенствование методов обучения музыкальной литературе в детской музыкальной школе// Проблемы детского музыкального воспитания. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып.131. М., 1994.
Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями. СПб., 1997.
Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII – XX вв. М., 1999.
Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Театр. Кино. М., 2000.
Ритмика
Сто пьес и отрывков для занятий по ритмике. Сост. Александрова Н.Г. М., 1948.
Гринер В. Ритм в искусстве актера. М., 1966.
Жак-Далькроз Э. Ритм. Классика XXI века. М., 2002.
Заводина И. Методическое пособие по ритмике для 3 класса. М.,1999.
Заводина И. Методическое пособие по ритмике для 4 класса. М., 2001.
Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып.1. М.,1972.
Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып.2. М.,1973.
Шушкина З. Ритмика. М.,1967.
Яновская В. Ритмика. М.,1979.