Урок «Безработица как социально-экономическое явление»

Урок по обществознанию для 10 класса
Тема: «Безработица как социально-экономическое явление»
(2 академических час - 90 минут).

Цели:
- изучение понятия безработица, ее видов и проявление в РФ.
Задачи:
- рассмотреть сущность и формы безработицы;
- проанализировать причины возникновения безработицы;
- рассмотреть последствия безработицы;
- формировать информационные компетентности (работа со справочным материалом, информацией в Интернет – сети).
Вид урока: урок с элементами интерактивной беседы и закрепления полученных знаний.
Оборудование: мультимедийная установка.

Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация ранее изученного материала.
Вызов. Вы проходили ранее понятие «рынок», производительные силы, производство, трудовые ресурсы, производственные отношения. Следовательно, вы могли составить представление о том, что самым дорогим, но и самым востребуемым ресурсом экономики являются человеческие ресурсы. Тем не менее, в период перестройки экономики и реорганизации промышленности и сельского хозяйства (в нашей стране с 1990г.) появился слой людей, называемых «безработными». Как вы считает, обязателен ли этот слой в обществе, причины его возникновения, пути негативных влияний безработицы.
3.Осмысление.
Работа на интерактивной доске
Вступительное слово учителя:
Одной из важнейших проблем современной экономики России является проблема безработицы. Она выступает как сложное и противоречивое явле ние экономической жизни. Официально в нашей стране безработица была признана лишь в начале 1990-х годов. В это время число безработных подрастало очень быстро, и масштабы безработицы превышали социально допустимый уровень. И в наши дни безработица оказывает большое влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране.
Вопрос:
- Какое у вас имеется представление о безработице и его определение.
Запишите определение на интерактивной доске



Ответ:
Безработица

– постоянно или временно неработающая часть работоспособного населения, зарегистрированная в государственных структурах.
Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу (предложение рабочей силы) над числом имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти рабочие места (спрос на рабочую силу).


Рассматривая причины безработицы, давайте Задание:
Запишите слово, пропущенное в схеме:
Население страны

Трудоспособное население
Выбывшие из состава рабочей силы
Нетрудоспособное население

Рабочие
?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Инвалиды
безработные

Ответ:
- Безработные.
Работа с таблицами на интерактивной доске
В зависимости от различной продолжительности периода незанятости выделяют следующие формы безработицы:

Виды безработицы

Естественная
безработица
Фрикционная
безработица
Структурная
безработица

- устойчивая на протяжении длительного периода времени численность безработных, охваченных фрикционной и структурной безработицей.
– отражает текучесть кадров, связанную с переменой рабочих мест, сменой места жительства, получением образования, выходом их декретного отпуска, переход с низкооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую или интересную.
– возникает из-за несоответствия структуры спроса и предложения на рабочую силу.

Циклическая
безработица
Технологическая безработица
Институциональная безработица

– возникает в связи со спадом производства во время промышленного кризиса.
- связана с внедрением малолюдной и безлюдной технологии, основанной на электронной технике.
– возникает в результате недостаточной эффектной организации рынка труда, когда не действует закон об обязательной регистрации свободных рабочих мест.

Добровольная
безработица
Вынужденная
безработица
Застойная
безработица

вызвана нежеланием работать у некоторых категорий людей, объясняется выбором людьми своеобразного стиля жизни, их психологической установкой, определенной материальной независимостью и свободой выбора, а также ограниченными потребностями.
– безработица, связанная с изменениями в производстве в связи с развитием НТР, отраслевыми сдвигами, изменениями в территориальном размещение производительных сил.
– включает людей, которые длительное время не могут трудоустроиться. Они постепенно теряют в профессиональном плане знания, навыки, квалификацию.

Скрытая
безработица
Региональная
безработица
Сезонная
безработица

– включает занятых в течение неполной рабочей недели или части рабочего дня, а также лиц, формально занятых, когда работник лишь числится в штате.
- формируется под воздействием сложной комбинации исторических, демографических, социально-психологических факторов, которые непреодолимы с помощью одних только средств экономической политики.
- безработица, являющаяся следствием сезонного характера работы в некоторых отраслях производства.

Работа со сводной таблицей по видам безработицы
Впишите в таблицу пропущенное слово:
Вид безработицы
Характеристика

Фрикционная
– отражает текучесть кадров, связанную с переменой рабочих мест.

?
– возникает из-за несоответствия структуры спроса и предложения на рабочую силу.

Циклическая
– возникает в связи со спадом производства во время промышленного кризиса.

Ответ:
-Структурная.
Работа с таблицей по последствиям безработицы
Заполните графы таблицы по основным последствиям безработицы.
Социально-экономические последствия безработицы

Социальные последствия
Экономические последствия

Отрицательные
Положительные
Отрицательные

-Обострение криминогенной ситуации;
-Усиление социальной напряженности;
-Рост количества физических и душевных заболеваний;
-Увеличение социальной дифференциации;
-Снижение трудовой активности.
-Повышение социальной ценности рабочего места;
-Возрастание свободы выбора места работы;

- Обесценивание последствий обучения;
- Сокращение производства;
- Увеличение расходов (пособия безработным);
- Понижение уровня квалификации незанятого населения;
- Снижение жизненного уровня;
- Недопроизводство национального дохода;
- Снижение налоговых поступлений.


Продолжение обсуждения вызова и проблемных вопросов к нему
Вступление:
Современный российский рынок труда подвержен воздействию различных факторов - уровнем рождаемости, темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрастной структурой. В России экономически активными являются 83,3% мужчин и 78,9% женщин трудоспособного возраста, что считается высоким уровнем. В настоящее время напряженная обстановка на рынке труда вызвана экономическим кризисом, который повлек за собой волну увольнений и сокращений миллионов граждан. Кризис и безработица стали словами синонимами. Средний уровень безработицы в России выходит за рамки порогового значения - 10%. На начало 2011 г. в России с учетом скрытой безработицы ее фактический уровень достигал более 20%. Численность экономически активного населения РФ в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2012г. составила около 53% от общей численности населения страны.
В России действует федеральные и муниципальные программы занятости на общественных работах и переподготовки кадров за счет государства. Чтобы существенно снизить безработицу нужно создавать рабочие места, развивая производство и сельское хозяйство за счет среднего и малого бизнеса.
Работа с проблемными вопросами через интерактивную доску
Верны ли следующие суждения об условиях, способных повлиять на снижение уровня безработицы?
А. К условиям, способным повлиять на снижение уровня безработицы, можно отнеси увеличение пособий по безработице.
Б. К условиям, способным повлиять на снижения уровня безработицы, можно отнести увеличение размера налогов.
Верно только Б            3. Верны оба суждения
Верно только А           4. Оба суждения неверны
Ответ: 4
Таким образом, в следующей таблице на доске мы должны определить экономические и социальные издержки безработицы в интерактивном режиме. При этом я использую прием «Корзина идей»
Социально-экономические издержки безработицы

Экономические издержки
Социальные издержки

- Обесценивание последствий обучения;
- Сокращение производства;
- Затраты на помощь безработным;
- Утрата квалификации;
- Снижение жизненного уровня;
- Недопроизводство национального дохода;
- Снижение налоговых поступлений.
- Обострение криминогенной ситуации;
- Усиление социальной напряженности;
- Рост количества физических и душевных заболеваний;
- Увеличение социальной дифференциации;
- Снижение трудовой активности.

Работа с опорной таблицей из опережающего задания:
В итоге урока проводится рефлексия через прием «Инсерт», заполн6яя соответствующую таблицу с обозначениями по этапам урока (проблемным вопросам)
Прием Стратегия «Инсерт» (Условные значки.)
I – interactive самоактивизирующая
N – noting (диалоговая) « З» – уже знал
S – system системная разметка «+» – новое
E – effective для эффективного «–» – думал иначе
R - reading & чтения и «?» – есть вопросы
T – thinking размышления
З -«уже знаю» - информация известна ученику;
+ - «узнал новое» - новая информация;
- - «думал иначе» - информация, которая идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями о чём – либо;
? – «есть вопросы» - сведения, оставшиеся непонятными ученику, требующие дополнительной информации, вызывающие желание узнать подробности.
Далее идет обсуждение в парах, обмен мнениями по указанным пометкам, донесение информации до всех, разъяснение учителем непонятных вопросов.
Затем проводится тестирование на проверку остаточных знаний учащихся после урока.
Вопросы теста (с выделенными курсивом ответами):
1.Экономически активное население – это часть трудоспособного
населения, которая:
A) работает по найму, занимается предпринимательской
деятельностью, находится на государственной службе, учится и
занимается домашним хозяйством;
B) равна сумме занятых и безработных;
C) равна численности трудоспособного населения за вычетом
безработных;
D) равна сумме занятых и трудоспособных, но не работающих.
2.Безработные – это:
A) часть трудоспособного населения, которая остается за вычетом
занятых;
B) часть экономически активного, но неработающего населения,
которая остается за вычетом лиц, не намеренных работать и потому
не ищущих работы;
C) часть экономически активного населения, которая остается за
вычетом занятых;
D) трудоспособные физические лица, которые не работают.
3.Какое из приведенных утверждений является правильным?
"Если человек в трудоспособном возрасте не работает, он является
безработным". Это утверждение
A) безусловно, верно;
B) безусловно, неверно;
C) верно, если этот человек не учится в общеобразовательной школе
или на дневном отделении вуза;
D) верно, если этот человек активно ищет ортауб,
зарегистрировавшись в районной службе по трудоустройству.
4.Какое из приведенных утверждений является правильным?
Человек, который болен и временно не работает, относится к
категории:
A) фрикционно безработных;
B) скрыто безработных;
C) не включается в общую численность рабочей силы;
D) занятых.
5.Какое из приведенных утверждений является правильным?
Работник, уволившийся добровольно, ищущий, но еще не нашедший
работу, попадает в категорию:
A) фрикционно безработных;
B) скрыто безработных;
C) структурно безработных;
D) вне рабочей силы.
6.Естественной для экономики можно признать безработицу:
A) Фрикционную
B) Структурную
C) Циклическую
D) Верны А) и В)
7.При естественной безработице
A) циклическая безработица равна нулю
B) реализуется потенциал экономики
C) достигается полная занятость
D) все ответы верны
E) верного ответа нет
8.Уровень безработицы измеряется в процентах и определяется как
отношение количества безработных к численности
A) всего населения
B) рабочей силы
C) трудоспособного населения
D) населения пенсионного возраста
9.Уровень безработицы обычно выше среди:
A) квалифицированной рабочей силы
B) неквалифицированной рабочей силы
C) молодежи
D) верны А) и С)
E) верны В) и С)
Ответы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9












Домашнее задание:
Написать эссе на тему «Как решить проблему безработицы?»
Список литературы:
Куликов, Л.М. Основы экономической теории [Текст]: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007
Соболева, И., Антикризисные программы занятости и человеческий потенциал предприятий [Текст] / И., Соболева // Человек и труд. –2010.-№2
Хохлова, М., Молодежная безработица и факторы, ее обусловливающие [Текст] / М., Хохлова // Человек и труд. – 2009. - №5
Экономическая теория. Экспресс-курс [Текст]: учеб. пособие / под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010
Станковская, И.К. Экономическая теория: учебник [Текст] / И.К. Станковская, И.А. Стрелец. - 3-е изд., испр. - М.: Эксмо, 2008
Экономическая теория: учебник [Текст] / С.С. Носова. – 3-е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2010
Интернет-ресурсы:
http://ekonomicheskayate.biznessites.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://articles.excelion.ru
http://www.crisisrussia.ru/bezrabotitsa.html
http://www.economy.gov.ru
http://economyar.narod.ru/Safonov_saharova.pdf
http://www.gks.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









13PAGE \* MERGEFORMAT14715




15