Открытый урок по казахской литературе на тему Абай Кунанбаев


Тема урока: Абай Кунанбаев
Цели урока:
– в ходе знакомства учащихся с творчеством Абая Кунанбаева, создать условия для творческого обсуждения учащимися направления его работы за круглым столом, способствовать расширению и углублению знаний; на примерах из жизни показать значение произведений Абая для подрастающего поколения;
– продолжить формирование умения анализировать прочитанное, развивать речь и творческое воображение, учить определять и формировать личное отношение к про*
читанному, побуждать к самопознанию и самосовершенствованию,
– раскрывая идеи поэта, просветителя, осуществлять нравственное воспитание.
Опрос домашнего задания:
1. Какие проблемы, волновавшие казахское общество, нашли свое отражение в литературе?
2. Проверить выполнение домашнего задания, оценить работы учащихся.
3. Тестовые задания по теме урока.
Примерный план изучения нового материала:
1. Детство поэта.
2. Общение с представителями передовой российской интеллигенции.
3. Абай – поэт, мыслитель.
4. Абай и народное просвещение.
5. Переводческая деятельность Абая.
6. Место Абая в истории Казахстана.
Можно провести урок, используя элементы интерактивной технологии обучения. С жизнью и творчеством поэта учащиеся уже знакомы, поэтому предложить на обсуждение его стихи по различным направлениям, раскрывающим тему урока (необходимо рассказать о праздновании 150*летия Абая в рамках ЮНЕСКО). При обсуждении творчества Абая параллельно заполняем таблицу: 127
Природа родного края
Жизнь народа
О молодежи
О труде
О просвещении
Переводческая деятельность Абая
О представителях власти
Стихотворения
А. Кунанбаева
Направления Краткое
содержание
Ваше мнение
Творчество Абая – классика казахской литературы оказало огромное влияние на все последующее развитие казахской культуры. Изучая творчество Абая, нельзя не отметить влияние передовой русской культуры, дружбу Абая с представителями русской интеллигенции и т.д. Абай, поясняя значение русской культуры, писал: «...изучай культуру и искусство русских. Это ключ к жизни. Узнавай, как работать и добывать честным трудом средства к жизни.
Если ты этого достигнешь, то научишь свой народ и защитишь его от угнетения». Интерес к истории пробуждает интерес к культуре народа, а через него и интерес к истории и культуре других народов, позволяет сформировать творческое отношение к миру. При выполнении познавательных заданий происходит систематизация и обобщение
новых знаний и умений, опираясь на уже имеющиеся знания. Что в свою очередь способствует формированию гражданской позиции, навыков творческого применения исторических знаний, умения работать с источниками, осмысливать исторические события и явления на основе сравнительного анализа.
Заключение:
1. Какие факторы сыграли позитивную роль в формировании мировоззрения Абая?128
2. Какие отношения сложились у поэта с представителями передовой русской интеллигенции, с политическими ссыльными?
3. Почему царская администрация считала поэта политически неблагонадежным и он находился под надзором полиции?
4. Назовите общие темы в произведениях казахских и русских поэтов.
5. Можно ли считать актуальными для настоящего времени стихотворения Абая? Аргументируйте свое мнение.
Домашнее задание:
1. Подготовьте сообщение о творчестве Абая или прочитайте стихотворение и проанализировать его.
2. Прочитайте материалы хрестоматии по данной теме.