Технологическая карта по теме «М.Ю.ЛЕРМОНТОВ. БОРОДИНО. ГЕРОИЗМ И МУЖЕСТВО РУССКИХ СОЛДАТ»


Технологическая карта
по теме «М.Ю.ЛЕРМОНТОВ. БОРОДИНО. ГЕРОИЗМ И МУЖЕСТВО РУССКИХ СОЛДАТ»

Выполнила:
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №191
Крахмаль Елена Александровна
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учебный предмет: литература
Класс: 5
Тема урока: М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. БОРОДИНО. ГЕРОИЗМ И МУЖЕСТВО РУССКИХ СОЛДАТ.
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяПознавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
1-й этап Организационный момент. Определение темы занятия. Мотивация (самоопределение к деятельности)
Цель:
• мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
• определить содержательные рамки урока
1.Включает песню «Вставайте, люди русские…» С.С.Прокофьева.
2.Организует беседу, основанную на личном жизненном опыте учащихся.
3. Просит подобрать ассоциации к слову БОРОДИНО.
4. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока. Слушают песню «Вставайте, люди русские…» С.С.Прокофьева.
Называют ассоциации, связанные со словом БОРОДИНО.
Учащиеся определяют тему в ходе деловой дискуссии и предлагают постановку цели урока. Умение логически мыслить, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания Высказывание своих мыслей.
Слушают вопросы учителя и отвечают на них. Умение формулировать и высказывать свою точку зрения.
Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи. Самостоятельно определяют тему урока.
Самостоятельное целеполагание.
Ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование.
2-й этап Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель:
актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.
 Активизирует знания учащихся. Организовывает работу в парах по составлению журнала урока "Что мы знаем о М.Ю. Лермонтове из начальной школы?"
Создает проблемную ситуацию.
Организует обсуждение содержания выступлений учащихся.
Организовывает просмотр видеоролика о том, как протекала Бородинская битва. Учащиеся слушают учителя и составляют журнал "Что мы знаем о М.Ю. Лермонтове из начальной школы?"
Подготовленный учащийся рассказывает, почему Лермонтову интересна тема Отечественной войны, основываясь на биографических сведениях. Все остальные учащиеся слушают и дополняют свои журналы "Что нового они узнали о М.Ю.Лермонтове?"
Слушают сообщение учащегося об исторических событиях, лежащих в основе стихотворения "Бородино".
Учащиеся просматривают видеоролик о Бородинской битве, по ходу просмотра выписывают основные этапы битвы. Осуществляют самопроверку по эталону, дополняют свои записи. Моделирование, поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи.
Умение обобщать, систематизировать и преобразовывать информацию.
Работа в паре.
Выступления учащихся.
Составление журнала "Что мы знаем о М.Ю. Лермонтове из начальной школы?" и "Что нового мы узнали о М.Ю. Лермонтове?" Умение договориться приходить к общему решению.
Умение ясно, точно выражать свои мысли. Определение условий, важных для реализации своей цели. Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности деятельности.
Саморегуляция, регуляция речевого поведения.
3-й этап Информационно-деятельностный. Постановка учебной задачи (проблемы).
Цель:
организовать коммуникативное взаимодействие на основе анализа поэтического произведения.
Учитель рассказывает о первых стихотворениях Лермонтова, посвященных Бородинской битве: "Поле Бородина", "Два великана". Организовывает обсуждение степени выразительности чтения и содержания стихотворения "Два великана".
Организует чтение стихотворения "Бородино" с фиксацией внимания обучающихся на выразительности чтения, на развитии сюжета.
Организовывает работу по осмыслению содержания текста. Слушают учителя. Слушают выразительное чтение наизусть подготовленным учеником стихотворения ""Два великана". Озвучивают анализ степени выразительности чтения, участвуют в обсуждении содержания поэтического произведения во фронтальном режиме.
Слушают актерское чтение с иллюстративным рядом стихотворения "Бородино". Выражают чувства, которые они испытали, слушая стихотворение.
Обращают внимание на устаревшие слова, фиксируют затруднения в их понимании. Отбирать нужную информацию, делать обоснованные выводы.
Формирование критического мышления.
Представление собственной позиции.
Систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей.Сотрудничество с учителем и сверстниками.
Выразительное чтение, участие в обсуждении содержания поэтического произведения во фронтальном режиме.
Умение публично выступать.
Взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, владение монологической и диалогической формами речи. Контроль за ответами. Концентрация на сути проблемы.
Применение и сохранение цели.
Планирование деятельности.
Прогнозирование, рефлексия, оценка.
4-й этап Физминутка-Вы обратили внимание на устаревшие слова. Давайте проверим, знаете ли вы их значение, а заодно подвигаемся: если я называю вид одежды – присели, расположение войск – подпрыгнули, оружие – руки вверх. Выполняют упражнения. 5-й этап Построение проекта выхода из затруднения. Работа над смыслом текста.
Организовывает работу с устаревшей лексикой: просит любого учащегося соотнести картинку и название.
Ставит цель на выявление темы, идеи, композиции стихотворения. Организует обсуждение характеров героев поэтического произведения с подтверждением из текста.
Организует обсуждение обобщающего вывода о смысле поэтического произведения.
Организовывает прослушивание отрывка песни "Бородино" на слова Лермонтова, музыка народная. На фоне музыки организовывает обсуждение рисунков по произведению Лермонтова "Бородино". Осуществляется взаимопроверка подготовленными учащимися-языковедами, проводится лексическая работа.
Анализируют поэтическое произведение с целью определения:
-темы, идеи стихотворения;
-характера героев;
-роли и значения лирического героя;
-смысла поэтического произведения.
Участвуют в беседе по обсуждению характера русского солдата, делают обобщающий вывод по обсуждению стихотворения Лермонтова "Бородино".
Слушают фрагмент песни, участвуют в обсуждении рисунков Способность излагать мысли в кратких выражениях, резюмировать информацию.
Развитие творческих способностей.
Выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, сравнение, моделирование. Работа в паре.
Анализируют поэтическое произведение.
Участвуют в беседе по обсуждению характера русского солдата, делают обобщающий вывод по обсуждению стихотворения Лермонтова "Бородино".
Участвуют в обсуждении рисунков. Сотрудничество друг с другом.
Умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи. Самопланирование. Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.
Оценивание правильности выполнения действий.
Прогнозирование.
6-й этап Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Цель:
тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
проверить свое умение применять полученные знания;
развивать умение самостоятельной проверки по эталону.
  Организует самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний. Выполнение теста.
Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном. Оценка предметных знаний. Проверка по образцу. Способность к взаимооценке. Контролируют результат. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка.
7-й этап Рефлексия деятельности.
Цель:
оценить результаты собственной деятельности.
Организовывает работу в группах по составлению синквейна на тему "Бородино" или "Мои впечатления от урока".
Организовывает фронтальную беседу. Составление синквейна в группах. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Доказательство. Читают синквейны.
Беседа. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Контролируют результат. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка
8-й этап Домашнее задание.
Задаёт и комментирует дифференцированно домашнее задание.
  Воспринимают информацию и осознанно записывают своё задание. Выбор наиболее эффективного способа достижения. Самоуправление, обучением Понимание цели, содержания и способов выполнения задания.