Конспект урока:Запись натуральных чисел.


Урок №2
Дата:
Класс: 5 Б
Тема урока: Запись натуральных чисел.
Цели урока:
- образовательные: закрепить навыки чтения и записи натуральных чисел;
-развивающие: создать условия для развития коммуникативности, навыков само- и взаимоконтроля, математического и общего кругозора, мышления, речи, внимания, памяти, умения анализировать, сравнивать, обобщать;
-воспитательные: создать условия для формирования положительной мотивации и интереса к математике, потребности в приобретении новых знаний; воспитание активности, умения общаться, сотрудничать и работать в парах, воспитание общей культуры.
Ход урока:
1. Ор.момент:
Не из учебника задача,
А потрудней открылся шифр.
Ребята поняли, что значат
Простые с виду десять цифр
Да, путь познания не гладок.
Но значит вы со школьных лет:
Загадок больше, чем разгадок
И поискам предела нет.
2. Математический диктант
«Закончите предложения»:
1.Десять единиц образуют один ….
2.Десят десятков образуют одну….
3.Знаки для обозначения чисел называют….
4.Наибольшее натуральное число равно….
3. Историческая справка
Ученые считают, что люди научились считать 10 тысяч лет тому назад, но овладение людьми большими числами происходило долго и медленно. До сих пор путешественники находят племена, которые не знают чисел больше 10.
Самая маленькая известная вам цифра? (нуль)
Когда- то многие считали,
Что нуль не значит ничего,
И, как не странно полагали
Что он совсем не есть число.
Число нуль не входит в множество натуральных чисел.
Как в Индии в начале нашей эры называли число нуль? (Шалунья).
Натуральные числа появились в глубокой древности, когда людям понадобилось вести счет окружающих предметов, плодов, животных.
Само слово «натуральный» означает в русском языке то же самое что «естественный».
А слово natura – по латински – есть природа.
Арабы принесли к нам способ записи чисел, которыми мы пользуемся из Индии. Однако в самой Индии до последнего времени цифры выглядели совсем не так, как в Европе.
В Древней Греции поступали очень просто: греки не стали выдумывать специальные знаки для цифр, а использовали буквы.
1-обозначали А, 2-Б, 3-Г.
Греческий алфавит похож на русский в этом нет ничего удивительного, так как славянский алфавит создан на основе греческого монахами Кириллом и Мефодием.
Сегодня мы познакомимся с римскими цифрами.
I – 1 , II – 2 , III – 3 , V – 5 , VI - 6, Х – 10, L – 50, C - 100, D - 500, M - 1000.
С помощью этих цифр с применением сложения и вычитания в римской нумерации записывают и другие числа.
В справочный материал: если меньшая цифра стоит после большей, то она прибавляется к большей, если меньшая цифра стоит перед большей, то она вычитается из большей.
Великим достижением математиков было изобретение десятичной системы записи чисел, хорошо нам известной в ней используют только 10 цифр их называют арабскими.
4. Тренировочные упражнения. Устно.
1.Сколько различных цифр в записи числа:
а) 3428 б)30706 в) 100789?
2. Какую из следующих записей можно назвать натуральным рядом? Ответ обоснуйте.
а) 1,2,3,4,5,6,7.
б)1,2,3,4,5,6,7,…
в)1,3,5,7,…
г)0,1,1,3,4,5,6,7,…
3.Запишите однозначные, двузначные и трехзначные натуральные числа с помощью цифр (все цифры должны быть различные).
5. Закрепление : № 12 (вторая строчка)
5) 506 = 5·100 + 0·10 + 6; 6)1088 = 1·1000 + 0·100 +8·10 + 8;
7)90407 = 9·10000 + 0·1000 + 4·100 + 0·10 + 7;
8)290075 = 2·100000 + 9· 10000 +0·1000 +0·100 +7·10 + 5.
№13 - устно
№14 – устно
№ 9
45,54
123,321,213,231,132,312
№ 11
491,914,194,149,941,419
650,605,506,560
№19
87211
900105
№18
2*10+а 3) m*100+1*10+n 5) m*100+n*10+4
d*10+9 4) 3*100+6*10+k 6) a*1000+1*100+5*10+b
4.Итоги урока
Подведение итогов, выставление оценок.
5.Домашнее задание:
№ 18 (7,8); №19 (3,4)