Проектно-исследовательская работа младших школьников во внеурочной деятельности с использованием ИКТ в рамках реализации ФГОС.


Проектно-исследовательская работа младших школьников во внеурочной деятельности с использованием ИКТ в рамках реализации ФГОС.


Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности.
Особое место в своей работе отвожу проектно - исследовательской деятельности обучающихся. Мной разработана программа по внеурочной деятельности «Почемучка». Эта программа для младшего школьника, направлена на формирование универсальных учебных действий в рамках реализации внеурочной деятельности учащихся ФГОС. Основным методом программы является проектная деятельность учащихся, которая позволяет максимально активизировать интерес учащихся к предмету, развить навыки самостоятельной работы, интегрировать разные предметы. Используются для реализации данного курса видеоконференции, работа в группах и индивидуально с использованием ноутбуков, работа в сети Интернет. Проектная деятельность позволяет ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности, познавать мир, учиться строить взаимоотношения в нем, позволяют ребенку почувствовать свою социальную значимость. Для реализации исследовательских проектов организую групповую и индивидуальную работу учащихся.
Школьники в процессе игры, в ходе экскурсий, общения с взрослыми приходят к пониманию того, что изучать окружающий нас мир можно по-разному. Содержание курса помогает приобщить учащихся к исследовательской деятельности, научить наблюдать, делать выводы, помогает сформировать духовно-нравственные ценности, такие как любовь к России, своему народу, своему краю, уважение к родителям, стремление к познанию и истине.
Занятия проводятся в форме тренинга, экскурсии, прогулки, выставок, опыта, просмотра фильма, презентации, ролевой игры, мини-конференции. Продуктами занятий являются альбомы, инструкции, коллажи, наборы открыток, проекты, исследовательские работы.
За три года реализации программы обучающиеся участвовали в более 20 проектах различных направлений. Это экологические, социальные, учебные, исследовательские и другие проекты. Успешно участвовали во всероссийских сетевых учебных проектах, таких как «Птичий базар», «Космос, открытый каждому!», «Книга первая моя», «Экоград». Обучающиеся организуют сетевые проекты внутри своего учебного коллектива («Мой родной город», «Читатели- мечтатели» в рамках всероссийского проекта «Читать не вредно - вредно не читать»). Являлись организаторами общешкольного социального проекта, посвященного проведению олимпиады в Сочи в 2014 году.
Обучающиеся, в ходе экскурсий, изучали работу на производстве, и то, как получается продукт на Киселевской кондитерской фабрике «Кондитер», на Новокузнецком заводе «Ирбис». Посетили музеи городов Новокузнецка, Мыски, Междуреченска, Таштагола, Салаира, села Бекова, музея-заповедника «Томская писаница». Узнавали о быте коренных жителей нашей области. Получили наглядное представление о специфике деятельности аэропортовых служб «Спиченково», деятельности пожарной части района. Изучали жизнь животных в Новосибирском зоопарке. Знакомились с физическими явлениями в Парке - чудес «Галилео» в городе Новосибирске.
У обучающихся проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, желание самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, продуктивно находить способы решения поставленных задач, возросла доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования.
Обучающиеся имеют призовые места в районных, городских, региональных научно - практических конференциях с различными темами «Почему вымерли динозавры?», «Антропогенные факторы воздействия на почву», «Минеральные богатства мирового океана. Эксперимент: получение поваренной соли», «Растения – хищники».
Достигнутые результаты показывают, что через организацию проектно-исследовательской деятельности можно создать условия для самореализации учащихся и учителя, расширить возможность учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию, что так необходимо современному человеку.