Презентация опыта работы на тему Формирование основ проектно-исследовательской деятельности младших школьников».


«Если ученик в школе не научится
ничего творить, то в жизни он всегда
будет только подражать »
Л.Н. Толстой

Сведения об авторе опыта.
Ревина Галина Юрьевна - учитель начальных классов МОУ Радищевская средняя общеобразовательная школа№2. Педагогический стаж работы 28лет, в данном образовательном учреждении 20 лет. Квалификационная категория – I.

1. Тема опыта.
«Формирование основ проектно-исследовательской деятельности младших школьников».

2. Условия возникновения опыта.
Каждый новый набор уже 28 лет меня, как и вас, коллеги, посещают одни и те же мысли:
Как помочь ребёнку стать самостоятельной личностью?
Как научить детей учиться самостоятельно?
Как обеспечить успешную социализацию младших школьников?
Как достичь того, чтобы учитель был не только учителем, но и наставником, другом?
Проблема выбора метода обучения существует перед учителем всегда. Такого метода, который бы способствовал социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
Главная цель современного образования - создание оптимальных условий для личностного развития каждого ребенка, развития его творческого мышления, раскрытия индивидуальных способностей.
У большей части детей, при переходе из начального звена в среднее, снижается интерес к получению знаний в рамках школьной программы. Ученики занимают на уроке пассивную роль слушателя. Методы сложившейся традиционной системы обучения и воспитания не дают ребенку в полной мере раскрыть себя, занять активную личностную позицию, проявить свою индивидуальность. Для начальной школы эта проблема особенно актуальна. Поэтому, учителю, уже с первых дней пребывания ребенка в школе, важно раскрывать и развивать его творческие способности, поддерживать стремление к получению знаний.
Я считаю, что одним из эффективных способов развития индивидуальных и творческих способностей учащихся является проектно-исследовательская деятельность.



3. Актуальность и перспектива опыта.
Младший школьный возраст – это возраст, когда окружающий мир воспринимается с большой радостью и неподдельным интересом. Младшие школьники готовы к всевозможным открытиям, исследованиям.
Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.
Исследовательская деятельность – одна из прогрессивных форм обучения и воспитания в современной школе, которая позволяет раскрыть индивидуальные особенности учащихся и дает возможность применить свои знания, принести пользу другим учащимся и публично показать достигнутый результат. Особенность организации исследовательской деятельности в начальной школе заключается в том, что в ней могут принимать участие не только сильные, но и слабоуспевающие ученики.
Общая тенденция развития современного общества такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии во всем мире.
Поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования.

4. Ведущая педагогическая идея опыта.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании оптимальных условий для личностного развития каждого ребенка, раскрытия его индивидуальных и творческих способностей, развития творческого мышления средствами исследовательской деятельности.

5. Длительность работы над опытом.
Работа над опытом началась в 2009 – 2010 учебном году и продолжается в этом учебном году уже с новым набором первоклассников. После ознакомления с теоретическими основами и методикой применения проектно-исследовательской деятельности в начальной школе, было выяснено, что данная педагогическая технология является одной из эффективных способов развития творческих способностей и познавательного интереса учащихся.
6. Диапазон опыта
Диапазон представленного опыта – единая система «урок – внеклассная работа» с учащимися начальной школы. Опыт тесно взаимосвязан со школьным образовательным процессом в целом.
7. Новизна опыта
Заключается в воспроизведении технологии проектно-исследовательской деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий в начальной школе.

8. Теоретическая база опыта.
Теоретической основой исследования являются идеи американского педагога, философа-прагматика Джона Дьюи, который в своей концепции содержания образования одним из первых стал пропагандировать и реализовывать разработку содержания образования, прислушиваясь к интересам и потребностям реального ребёнка, учитывая его сегодняшние склонности и способности.
Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики Уильям Херд Килпатрик разработал широко известную в мировой педагогике проектную систему обучения и воспитания. Суть её заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняли проект, решая какую-либо практическую исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в практическую деятельность, они овладевали новыми знаниями и умениями. Он считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
«Метод проектов» приобрёл известность в различных странах, в том числе и в России. Он хорошо был известен С.Т. Шацкому, В.Н. Сороке-Росинскому и многим другим. Наиболее полно идеи Джона Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко.
Применительно к начальной школе, определение проекта даёт А.В. Горячев как «специально организованное педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ».

9. Технология обучения.
Практическая реализация опыта была начата с применения на уроках и внеклассных мероприятиях методики проектно-исследовательской деятельности.
В проектную деятельность включала школьников постепенно, начиная со второго класса. Вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняли довольно сложные проекты. Нынешние первоклассники, обучающиеся по ФГОС, начали выполнять проектные работы с начала учебного года. Также в первом классе я веду внеурочную проектную деятельность.
Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных заданий ограничивается одним уроком (в 1 классе), неделей (во 2 классе) и постепенно переходили к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие.
Вначале с учащимися класса я провела вводную беседу «Что такое проект?». В доступной форме раскрыла понятие проекта, рассказала о значении проектов в современном мире. Также ученики узнали о том, что такое исследование и кто такие исследователи. Учащимся была предложена анкета «Как выбрать тему исследования?» (Приложение 1). Как показали результаты анкетирования, большинство учащимся хотят познавать природу, животный и растительный мир, изучать историю, астрономию. Анкета помогла выявить интересы, увлечения и склонности учеников класса.
В конце занятия каждый ребенок получил «Памятку для начинающего исследователю» (Приложение 2).
Если выполнение проекта проходит в режиме внеурочных и внешкольных занятий, то к этой работе привлекаю родителей. Но здесь важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью я провожу специальные собрания, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.
Алгоритм проектной деятельности

1 этап. Предоставление темы проекта
Темы детских проектов я выбираю исходя из содержания учебных предметов или близких к ним областей.
Например, интеллектуальный проект «Я знаю много интересного о». Предполагался самостоятельный выбор учащимися слов, которые, на их взгляд, ближе, интереснее (Например, дети выбирали слова: солнце, небо, земля, весна, мама, зима и пр.)

2 этап. Выбор проблемы
На этом этапе дети отвечают на вопрос: «Что мы хотим узнать?» При обсуждении проблемы дети предлагают свои пути решения: «Мы бы хотели узнать, сколько лексических значений имеет выбранное слово. Есть ли у данного слова антонимы, синонимы. Существуют ли фразеологические обороты с данным словом. Какие имеются пословицы, поговорки, загадки. А так же в каких сказках, рассказах, стихах и песнях встречается это слово. Ребята выражали желание самим придумать сказку или рассказ.
3 этап. Планирование работы
Определяются пути поиска необходимой информации.
4 этап. Осуществление проекта
На этом этапе можно задать ученикам вопросы: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект. Какую информацию вам необходимо получить. К каким источникам следует обратиться» Педагог должен проявить такт, деликатность, чтобы не навязать ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. Дети обращаются к дополнительной литературе (словарям, энциклопедиям, справочникам и пр.), за помощью к родителям. Хочется отметить, что такая работа сближает не только педагога и ребенка, но и ребенка с родителями. А когда ребенок видит, что его родители разделяют с ним его интересы, он счастлив в двойне и его стремление создать проект интереснее возрастает.
5 этап. Представление проекта
Этот этап требует особого внимания. Происходит демонстрация результатов исследовательской деятельности.Для успешной защиты проекта обязательно нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта. Для этого можно предложить ответить на следующие вопросы:
– соответствует ли выбранная вами идея первоначально выдвинутым требованиям;
– как оценили вашу работу посторонние люди;
6 этап. Оценка проекта
Весьма важный вопрос – это оценка выполненных проектов. Моя задача на этом этапе – не допустить презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Я стараюсь выделить несколько номинаций и делаю так, чтобы каждый проект «победил» в какой-либо номинации.

(здесь о проектах, которые были сделаны моими детьми, фото)

Начиная работу над проектами, часто задумываешься – как помочь детям обозначить проблему исследования. Но бывает, выход подсказывает ситуация, возникшая на уроке в классе. Я, как обычно бывает на уроке, автоматически сделала замечание детям по поводу осанки. Но на этот раз кто-то из детей возмутился: «Ну и что, что я опускаю плечи, мне так гораздо удобнее писать и здоровье у меня крепкое, несмотря ни на что!» Дети возмутились: «Вырастишь кривым и некрасивым!» «А мужчина и не должен быть красавцем, а на здоровье я и не жалуюсь!» - отпарировал возмутитель спокойствия. Тогда обращаюсь к детям: « А, может, проведем собственное исследование. Влияет ли осанка на здоровье детей?» Дети с радостью согласились. Но когда я рассказала о замысле творческого проекта, многие ученики растерялись – уж очень трудной показались им задача стать настоящими исследователями и взвалить на себя дополнительный груз работы. Первопроходцем вызвалась стать Мельникова Ирина. И работа закипела. Для начала четко обозначили тему исследования: «Влияние осанки на здоровье школьников», затем обозначили цели и задачи исследования. Сформулированы они были следующим образом:
Цель исследования:
Изучить, к чему приводит нарушение осанки, выявить, есть ли нарушение осанки у детей класса и разработать комплекс упражнений на формирование и поддержание правильной осанки. Задачи исследования:
Рассмотреть основные моменты формирования правильной осанки и выяснить последствия ее нарушения для детей школьного возраста.
Протестировать детей класса и разработать комплекс упражнений для ежедневного использования.
Провести анкетирование среди одноклассников.
Составить рекомендации для школьников.
Гипотезу исследования разрабатывали совместно с учениками класса и прозвучала она в работе так: «Предположим, если дети будут долго сидеть за компьютером и телевизором, неправильно сидеть за партой, у них может нарушиться осанка и это может привести к развитию заболеваний внутренних органов».
Далее Ирина начала обрабатывать различные источники информации: энциклопедии и справочники, специальную медицинскую литературу по теме, материал из Интернета. Затем материал был обработан и подготовлен для публичного выступления. Здесь Ирина дала понятие осанке – медицинское и лингвистическое (по словарям С.Ожегова и В.Даля), назвала и охарактеризовала пять видов осанки (правильная, сутуловатая, кифотическая, лордотическая, выпрямленная), осветила различные науки (этика, эстетика, физическая культура, психология и т.д.), изучающие осанку, как предмет исследования, дала понятие осанки – как продукту эволюции человека, назвала основные этапы формирования осанки ( прямохождение – 2 миллиона лет назад, изобретение стула – 15 век, массовое школьное обучение – 19 век, массовая профессия офисный работник – 21 век), все свои выводы подтверждала строго научными фактами, примерами, медицинскими понятиями.
Но самый познавательный этап работы был впереди. Ирина совместно с мед. работником школы Натальей Васильевной Фоминой, провели медицинское тестирование учеников класса на предмет выявления нарушений осанки по 4 тестам.
1 тест. Подойти с привычной осанкой к стене и встать к ней спиной. Если тело соприкоснулось с поверхностью стены в 4-х точках: затылок, лопатки, ягодицы и пятки, значит осанка – правильная. Если сильно вперед выделяется грудная клетка – «лордоз».
2 тест. Нужно встать прямо и напрячь коленки, закрыть глаза, руки вытянуть вперед. Если теряется равновесие, значит осанка неправильная.
3 тест. По высоте плеч (одинаковая высота плеч).
4 тест. По длине рук (одинаковая длина рук).
Результаты тестирования были проанализированы и составлена следующая схема:
Самая правильная осанка у двух учеников:
Ляхов Денис – занимается в спортивной секции
Рафикова Зарина – делает по утрам гимнастику

Ирина сделала следующие выводы по данному методу исследования:
1.Дети находятся в сидячем положении от 7 часов до 17 ч 40 мин в сутки.
2. В школе дети занимаются физической культурой – 3 учебных часа в неделю.
3. Из 17 ученика класса только 6 занимаются физическими упражнениями вне школы.
4. 20% родителей не проявили интерес к предмету исследования и не дали ответов на вопросы детей.
По результатам исследовательской работы Ирина составила рекомендации: дополнительные физические нагрузки дома, в спортивных секциях, танцевальных кружках, правильная посадка за партой, ранцы вместо портфелей. Ежедневно вместе с физминутками на уроках, вести разъяснительную работу о серьезности последствий нарушения осанки, составить и разучить комплекс упражнений на формирование и поддержание правильной осанки.
10. Результативность опыта.
(здесь грамоты и сертификаты детей)
Исследовательская, проектная деятельность подготавливает учащихся к участию в научно-практических конференциях. Два последних учебных года ученики моего класса не только принимают участие в таких мероприятиях, но и занимают призовые места.(о конкурсе «Малая академия» и «Я- исследователь»)
Я считаю, что применение метода проектов в моей работе приносит свои плоды: как отмечают, работающие в 5 классе учителя, у многих моих выпускников получаются интересные проекты по предметам и во внеурочной деятельности. И как результат этой работы нужно отметить высокую заинтересованность учащихся в учебной деятельности.
11. Вывод
Итак, подводя итоги, можно сказать.
Проект- это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может быть использован и на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятное большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Проект- это содержание обучения. Проектирование может быть частью учебных предметов. Может быть и отдельным учебным предметом.
Проект- это форма организации учебного процесса. Проектная деятельность может стать альтернативой классно-урочному обучению.
Школа будущего - школа проектов.
Поэтому нам, учителям, необходимо постоянно учиться вместе с нашими учениками, быть первооткрывателями, исследователями и творцами.
Находясь в постоянном поиске, я, как педагог и воспитатель, мечтаю увидеть в каждом своем ученике, прежде всего доброго, отзывчивого, интересного людям человека.





13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



Root Entry