Выступление на тему: «Организация духовно – нравственного воспитания младших школьников в рамках школьных предметов внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ромодановская средняя общеобразовательная школа №1»









Выступление на педагогическом совете








Тема: «Организация духовно – нравственного воспитания младших школьников в рамках школьных предметов внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»









Н.С. Вандышева, учитель начальных классов МБОУ «Ромодановская СОШ №1»




Ромоданово 2015
Если душа существует, неверно было бы думать, что она дается нам уже сотворенной. Она творится на земле, в течение всей жизни.
А. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Согласно «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» «важнейшей национальной задачей является укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры». Таким образом, одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения... Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что составляет внутреннюю культуру человека.
Я представляю вашему вниманию авторскую Дополнительную образовательную программу внеурочной деятельности «ОГОНЕК ДУШИ» для детей младшего школьного возраста.
Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Содержание программы «Огонек души» и её реализация в начальной школе способствуют нравственному развитию личности ребенка в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Занятия по программе «Огонек души» реализуют духовно – нравственное направление внеурочной деятельности.
Новизна программы «Огонек души» заключается в том, что она способствует формированию личности учащегося в соответствии с требованиями ФГОС. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать и принимать правила и этические нормы поведения. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, они способствуют нравственному совершенствованию человека. Поэтому в школе так необходимы уроки, посвящённые духовно - нравственному воспитанию личности человека, способные формировать и развивать в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые могут сохранить его душу в современном мире, в потоке негативной информации, при отрицательном воздействии окружающей среды.
Актуальность программы «Огонек души» и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Кризис общества вызвал кризис человека. А это, прежде всего потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Следовательно, исцеление общества необходимо начинать с «исцеления» самого человека. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах.
Практическая значимость курса заключается в активном включении учащегося в творческий процесс формирования личности, способной к самоопределению, распознаванию добра и зла, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Введение программы внеурочной деятельности «Огонек души» можно считать педагогически целесообразным в связи с тем, что она дает возможность продолжить процесс воспитания, начатый в ходе обучения, и способствовать достижению определенных воспитательных результатов и воспитательных эффектов.
Главная цель программы «Огонек души» - помочь учащимся освоить и осознать безусловную ценность этических норм и правил.
Данная цель претворяется в жизнь при помощи решения группы задач:
способствовать формированию самооценки, понимания смысла своей жизни, индивидуально ответственного поведения, стремления самосовершенствоваться;
приобщать к общечеловеческим ценностям, основанным на принятых в обществе представлениях о добре и зле;
побуждать детей к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора;
укреплять нравственность, основанную на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
развивать потребность выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
воспитывать способность к преодолению трудностей, жизненный оптимизм.
Программа рассчитана на 4 года обучения учащихся младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Формы проведения занятий: беседы и обсуждения, групповая дискуссия, этическая разминка, ролевые игры с положительным и отрицательным результатом, мультипликационные фильмы и аудиозаписи сказок, анализ поступков героев книг, творческие задания, викторины, интерактивные игры, театрализация и инсценировка, конкурсы, анализ и моделирование ситуаций из жизни учащихся, прогнозирование и поиск правильного выхода из сложных жизненных моментов и другие. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.
В основе программы лежит системно-деятельностный подход. Основной технологией реализации содержания программы является технология проблемно - диалогического обучения.
Ожидаемые результаты реализации программы
Ожидаемые результаты внеурочной деятельности школьников духовно – нравственного направления распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний об этических нормах и правилах.
Второй уровень результатов – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества:
патриотизм (любовь к Родине, малой родине, своему народу);
социальная солидарность (свобода, доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство);
семья (уважение к родителям, забота о старших и младших);
труд и творчество (уважение к труду, целеустремленность и настойчивость);
традиционные российские религии (представление о вере и духовности, толерантность);
искусство и литература (смысл жизни, нравственный выбор, эстетическое и этическое развитие).
Третий уровень результатов – приобретение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Согласно ФГОС определены УУД, в том числе предметные.
В результате освоения курса «Огонек души» формируются следующие предметные результаты.
Учащиеся должны освоить сущность понятий: этика, этикет, речевой этикет, вежливость, воспитанность, внешний вид, культура поведения, добро и зло, жестокость и милосердие, толерантность, уважение, честность, целеустремленность, воля, ответственность и безответственность, смелость и решительность, трудолюбие и лень, преданность и верность, дружба, обида, прощение и месть, счастье, любовь к родителям, близким, самостоятельность, патриотизм, самовоспитание.
Учащиеся научатся:
выполнять правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, улице, в общественных местах, правильно организовывать работу на уроке, уметь оценивать своё поведение,
выполнять основные правила опрятности, узнают основные требования к внешнему виду человека;
правилам и словам вежливости, получат элементарные представления о положительных и отрицательных поступках,
основным правилам общения, правилам работы в группе.
Учащиеся получат возможность научиться:
применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости,
применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах;
высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников,
проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей,
работать в паре и в группе,
проявлять доброе, терпимое отношение к людям; уважение к родителям, близким,
культурно выражать свои эмоции,
ориентироваться в нравственных проблемах, находить нужную информацию по нравственной тематике,
познакомятся с кругом литературных источников, способствующих духовно – нравственному становлению личности.
Форма подведения итогов реализации программы:
урок – праздник,
театрализованное представление,
диагностика сформированности УУД .
Способы определения результативности - анкетирование, тестирование, диагностика УУД.
Основные разделы программы внеурочной деятельности
«Огонек души»
1 класс. Понять себя включает в себя разделы, способствующие познанию себя самого, например: «Здравствуйте, это я!», «Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив». Культура поведения, «Кто аккуратен, тот людям приятен». Культура внешнего вида.
2 класс Ты и другие приведенные темы способствуют соотнесению своего поведения с поведением окружающих людей. Это темы: «Сам себе на радость никто не живет», «Всяк правду ищет, да не всяк ее творит». О правде, правдивости, честности, «Кто в радости живет, того и кручина неймет» или От чего зависит настроение «Обиду злобой не успокоишь, огня маслом не
3 класс Чтобы радость людям дарить рассматривает свое поведение в соответствии с нормами поведения в обществе. Например: «Поговорим о совести», «Честь ценят не по словам, а по делам», «Тому и почет огромный, кто скромный», «Уважение к молодому – долг, уважение к старшему – обязанность».
4 класс Превзойти себя Изучаемый материал способствует первым шагам формирования процесса самовоспитания. Например, тема: «Избегай дел, зависящих от других; стремись лишь к тому, что зависит от тебя самого». Поговорим о самостоятельности. «Чем сильнее чувство ответственности, тем слабей жажда власти». (Стефан Гарчинский). «Живу, как живется, а не как люди хотят», «Всякий родится, да не всякий в люди сгодится». Диагностика.
В программе указана методическая литература, составлен список художественных произведений писателей – классиков, содержащий ценный воспитательный материал.
В 2015 году прошла экспертизу Республиканского экспертного совета и рекомендована к распространению в ОУ РМ.


D:\РАБОТА\AppData\Roaming\Microsoft\Word\Камю Источник:
·15