«Организация исследовательской деятельности учащихся, как средства повышения познавательной активности»


МБОУ «Столбинская основная общеобразовательная школа им.А.И.Новгородова»
МО «Верхоянский район»
РС (Я)
Публичное представление собственного педагогического опыта по теме:
«Организация исследовательской деятельности учащихся, как средства повышения познавательной активности»
Учитель якутского языка и литературы Анастасия Николаевна Горохова
с.Столбы2016г.
Публичное  представление  собственного инновационного педагогического опыта.
«Организация исследовательский деятельности учащихся, как средства повышения познавательной активности»
             Актуальность и перспективность опыта
Одной из эффективных форм работы по повышению познавательных интересов учащихся является исследовательская деятельность: это изучение истории своего рода, села, наслега, Республики и России, в ходе которого происходит непосредственное общение обучающихся с историей, с перспективами развития сельского хозяйства и т.д., приобретаются навыки научного поиска, развивается любознательность, пробуждается интерес к изучению истории своего рода, села, народа, его хозяйственной деятельности. Основным занятием якутского народа было скотоводство и коневодство. Затем зародилась и торговля.
Исследовательская деятельность – один из методов проблемного обучения. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному труду, увеличивает интерес к изучению истории своей местности, проблем родного края. Исследовательская работа должна стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности школьников в рамках образовательного процесса.
Ученическое исследование по историческому краеведению, по сельскому хозяйству сочетает в себе использование знаний по истории страны и соотносит ее с историей рода, села. требует умения моделировать, строить план исследования, иметь навыки работы с архивными материалами, с исторической литературой, построения схем, диаграмм.
Из всего многообразия видов исследовательской деятельности учащихся можно выделить три основных:
- теоретические исследования;
- прикладные, опытно-проблемные;
- системные, комплексные исследования по единой программе
Я со своими учениками начала заниматься третьим видом деятельности.
Исследовательская деятельность имеет ряд особенностей:
Имеет проблемный характер и поисковую направленность.
Высокая степень достоверности и обьективности.
Исследования представляют собой сочетание теоретических  знаний в области различных дисциплин, культуры и практических действий.
Исследовательская деятельность предполагает наличие нескольких основных этапов:
Этап 1. Подготовительный
Изучают литературу, занимаются сбором предварительных данных об обьекте изучения, подбирают методики.
Проводят системный сбор информации, делают описание.
Этап 2. Камеральный
Если это, например, коневодство, то осуществляется обработка материала, определяется видовой состав, составляются таблицы, проводится математическая обработка результатов, построение диаграмм, графиков.
Этап 3. Аналитический
Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, закономерностей, составляются рекомендации и предложения.
Этап 4. Отчетный
Составляется отчет об исследовательской работе по следующим разделам:
- актуальность темы;
- цель и задачи исследования;
- литературный обзор;
- экспериментальная часть (описание методик исследования,     использование диаграмм, таблиц, фотографий);
- выводы и предложения по работе;
- список литературы.
 Этап 5. Информационный.
Ознакомление коллектива школы, выступления на конференциях, конкурсах.
Концептуальность
В концептуальных подходах к современной трудовой подготовке школьников методу исследований отводится стержневое место, с его реализацией связываются большие надежды. Предполагается, что это гибкая модель организации учебного процесса, будет воспитывать у детей  такие качества, которые позволят лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям. Этот  метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости и  целеустремленности. Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования.  Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе 
Теоретическая база опыта
С 2006 года  работаю над проблемой:  «Исследовательский метод  как средство повышения уровня познавательной активности учащихся»     Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации внеурочной деятельности. На таких занятиях воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Эти занятия дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал с уроков забывается быстрее, чем то, что разбирается, либо обобщается саомстоятельно.
Теоретическая база опыта основана на идеях и разработках известных отечественных ученых, психологов и методистов: В.В.Пасечника, А.А.Каменского, Б.М.Медникова, Д.Б.Богоявленской, В.Н.Дружинина, А.В.Леонтовича, которые внесли значительный вклад в изучение, разработку  деятельностного характера исследования.
Ведущая педагогическая идея
В процессе усвоения ребенком теоретического материала важно привить ему навыки осмысленного подхода к фактам, событиям. Умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, ставить проблему, аргументировать и отстаивать свою точку зрения – ставлю основной своей задачей.
  С этой целью используются разные формы, приемы и методы, позволяющие активизировать мыслительную деятельность учащихся на различных этапах изучения исторического краеведения и хозяйственной деятельности якутов.  Ребята показали, что научились свободно вести рассуждения, не боятся высказывать свою точку зрения.
Оптимальность и эффективность средств
Применение метода проектов является поиском путей решения проблем, которые в рамках традиционно используемых методов обучения решить невозможно в связи с различным стартовым уровнем знаний и умений школьников по предметам.   Как показывает опыт учителей, данный метод является эффективным методом обучения. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения. 
Результативность опыта
-Повышается познавательная активность (из пассивного слушателя в активного участника);
- Формируются личностные компетенции.
Опыт показывает, что реализация технологии исследования дает положительные результаты, стимулирует самостоятельность ученика и его саморазвитие.
В течение  10 лет  работаю с детьми в научно- исследовательском направлении.
Подготовлены победители муниципальных, участники республиканских научно-практических конференций «Шаг в будущее». А также призеров и победителей Российских, Международных дистанционных конкурсов исследовательских работ учащихся.
Возможность  тиражированияНакопленный опыт работы  по технологии  исследования пропагандируется районных семинарах и конференциях, сайте и на личном сайте в социальной сети работников образования: