Статья «Работа над исследовательским проектом»

Статья «Работа над исследовательским проектом»
Во время обучения на занятиях в детских объединениях Дворца творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П. г. Белово для выполнения исследовательских проектов учащимся предлагается выполнить индивидуальные или групповые исследовательские проекты, под руководством педагога дополнительного образования и одним из научных сотрудников «Малой Академии Наук». Исследовательский проект предполагает самостоятельную исследовательскую деятельность, написание совместных статей и выступление с докладами на конференциях.
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов:
1. Работа с научной литературой ее анализ;
2. Обозначение научной проблемы;
3. Определение ее актуальности;
4. Постановка цели и задач, которые могли бы помочь в разрешении
выдвинутой научной проблемы;
5. Формулирование гипотезы по достижению поставленной цели;
6. Определение объекта и предмета исследования;
7. Планирование исследования.
8. Проверка гипотезы или экспериментальным путем, или теоретическим;
9. Статистическая обработка результатов;
10. Соотнесение полученных теоретических или экспериментальных
результатов с обозначенными целями;
11. Предъявление полученных результатов в виде публикаций или устных сообщений на семинарах и научных конференциях.
Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности.
В течение уже нескольких лет для учащихся, занимающихся исследовательской работой в МАН, проводятся различные семинары, которые являются обучающе – познавательными и помогают правильно понимать и формулировать основные этапы исследования.
Любая исследовательская работа делится на несколько фаз:
1. Подготовительная фаза или проектирование исследования. В нее входят первые семь этапов перечисленных выше.
2. Исследовательская часть (фаза), которая может быть и чисто теоретической, но чаще бывает экспериментальной (8, 9, 10 пункты этапов перечисленных выше).
3. Рефлексивная фаза. На этом этапе происходит оценка и самооценка результатов проведенного исследования и, как правило, закладывается основа нового цикла исследования в виде обнаруженного нового противоречия или в теоретических рассуждениях, или в обнаружении новых фактов, и предъявляется полученный «научный» материал «научному сообществу» в виде статей, отчетов, докладов и т. д. (11 пункт).
Подготовительная фаза или проектирование исследования начинается с выбора темы. Если раньше тему ученик получал от научного руководителя, то сейчас бывает и так, что ученик сам выбирает направление исследования, определяет тему, исходя из собственных устремлений.
Далее ученику необходимо определить постановку проблемы исследовательской работы, которая объясняет (сначала самому себе), а зачем он взялся за данную тему и определение ее актуальности.
В процессе постановки любая «научная» проблема проходит через ряд этапов. На первом этапе происходит знакомство
1) с историей вопроса;
2) с современным состоянием.
Так начинается работа над темой с предварительного ознакомления степени ее изученности.
Следующий этап исследования этап формулирования цели и задач исследования. Цель должна быть напрямую связана с решением поставленной проблемы. Поставить цель исследования это коротко изложить возможное решение проблемы. После того, как цель обозначена, следует этап формулировки задач исследования. Цель, как правило, разбивается на несколько (3–6) подцелей (задач), которые имеют более конкретный и операциональный характер. Задачи задают основные содержательные разделы будущей исследовательской работы, как в теоретическом плане, так и в практическом. Основные направления, задаваемые задачами исследования, рассматриваются сначала в теории (в обзоре литературы), а затем в организации экспериментов.
При обсуждении целей и задач исследования решается вопрос о границах объекта исследования и о предмете исследования.
Этап определения цели, объекта и предмета исследования сопровождается определением ключевых понятий. Данная работа предопределяет основные направления, которые организуют структуру предстоящей исследовательской работы.
На предварительном этапе работы, стадия выдвижения гипотезы исследования является одной из наиболее важных. Гипотеза это всегда предположение, но не о наличии или отсутствии какого-либо явления, а о возможности это явление выделить и увязать его с уже известными вполне определенными причинно-следственными, функциональными и другими связями. Гипотезы не решают проблему, но предлагают модель или прообраз ее решения. Любая гипотеза может быть проверена. Проверить можно и теоретически, и практически.
После того, как были сформулированы основные теоретические положения научная проблема, объект и предмет исследования, а также гипотеза исследования, для раскрытия этих положений составляется программа и план исследования. На этот этап подготовительный или проектирование уходит примерно один - два месяца (сентябрь, октябрь).
Следующий этап исследовательский – экспериментальный, в нашем случае проходит на базе филиала КузГТУ в г.Белово, под руководством научных сотрудников учреждения. Она связана с разработкой и постановкой эксперимента, накоплением соответствующих экспериментальных данных, статистической обработкой этих данных и получением результатов экспериментов. Этот этап длится 2 месяца (ноябрь, декабрь).
На данном этапе учащиеся ведут дневник исследования, в котором предусмотрены записи для наблюдений, эксперимента, предусмотрены графы для дополнительных записей (или примечаний). Под руководством и наблюдением научных руководителей учащиеся проводят эксперименты, опросы, тестирования, по заранее запланированным методикам. Вносятся изменения и дополнения в план исследования, если это необходимо.
В ходе основного этапа научного исследования проводится:
экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы (получение основных и вспомогательных результатов экспериментов);
накопление теоретического материала из научных источников в поддержку выдвинутой гипотезы;
статистическая обработка полученных экспериментальных данных.
Полученные результаты научно-исследовательской работы предъявляются научному сообществу, в форме: отчета, статьи, докладов, на оформление которых отводится примерно 1 месяц (январь). На этом же этапе проводятся тренинги, которые позволяют учащимся учиться выступать, правильно отвечать на вопросы и корректно задавать вопросы другим участникам.
Учащиеся Дворца творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П. города Белово принимают участие как в городских научно-практических конференциях, так в областных и международных, на которых неоднократно занимали призовые места.

Заголовок 115