Рекомендации по работе над исследовательским проектом


Я – исследователь!
Всем известно, что новые знания можно получать в готовом виде, а можно добывать самостоятельно.
Для того, чтобы добывать, надо овладеть техникой исследовательского поиска.
Начало любого исследования – это ТЕМА твоей работы. Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент.
Если не сможешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы (ответы дать письменно).
Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею, тему твоего будущего исследования.
Какими могут быть темы исследования?
Фантастические – о несуществующих, фантастических объектах и явлениях
Экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов.
Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.
Например: Кто зажигает звёзды? Кто построил пирамиды? Почему надуваются мыльные пузыри?
Запиши тему своего исследования.
Теперь подумай над целями и задачами твоей работы.
Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь, что ты хочешь узнать.
Запиши цель своего исследования.
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги.
Запиши задачи собственного исследования.
Итак, старт твоей исследовательской работе дан. Вперёд! К поставленным целям и задачам!
Гипотеза исследования
Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, еще не доказанная, не подтверждённая опытом.
Обычно гипотезы начинаются словами:
- предположим…
- допустим…
- возможно…
Для проведения исследования всем потребуется гипотеза, даже несколько гипотез – предположений.
Например:
Тема: Что такое хлебное дерево?
Гипотеза: Предположим, что оно вырастает из сухарей…
Тема: Почему самолет оставляет след в небе?
Гипотеза: Допустим, потому,что он разрезает небо…
Возможно, чтобы не заблудиться на обратном пути…
А что же на самом деле? Своим исследованием Вы должны либо подтвердить гипотезы, либо их опровергнуть.
Свою исследовательскую работу надо начать с вопроса:
А что я знаю об этой проблеме?
Какие суждения я могу высказать по этому поводу?
Как можно узнать что-то новое, о том, что исследуем?
- подумать самостоятельно
- посмотреть книги о том, что исследуешь
- спросить у других людей
- посмотреть кино- и телефильмы по теме исследования
- обратиться компьютеру
- понаблюдать
- провести опрос, анкетирование, эксперимент
Все сведения собраны, сделаны необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты.
Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям.
Примечание:
- Если в старшей школе ребенок может поставить социокультурную проблему самостоятельно – то в начальной или средней школе – сам ребенок это не сделает, и это нормально. Но обсуждать с ним , кому нужны результаты твоей работы, для кого ты ее делаешь – это можно и нужно.
Реализация – не столь важно, с кем ребенок делает свой проект, сколь то, что он смог найти необходимые ресурсы для реализации замысла и адекватно оценивает свои возможности.
Выводы – ребенок может оценить и сравнить, что было до и что стало после, привели ли его действия к результату, который хотел получить, что именно сделано самостоятельно, а кто помогал, что удалось, а что нет, чему научился, кому от результатов стало лучше, какая ситуация изменилась к лучшему … Если ребенок умеет анализировать таким образом свой проект – это важно.
Защита проекта.
Важнейшим навыком, который приобретают учащиеся в ходе проектной деятельности, является навык публичного выступления с целью презентации результата своей работы и самопрезентации.
Умение кратко и убедительно рассказать о себе
и своей работе очень важно.
Защита проектов, как правило, проходит в форме презентации. То есть краткого (7-10 минут) публичного выступления, в ходе которого автор знакомит аудиторию с результатами своей работы.
Проблемы, которые возникают в ходе презентации, могут быть связаны с волнением, отсутствием наглядных материалов, недостаточно отрепетированной речью, неумением вызвать интерес слушателей, нарушением регламента. Чтобы ученик справился с этими проблемами, необходимо отрепетировать его выступление.
Можно воспользоваться следующим шаблоном:
ВВЕДЕНИЕ
Тема моего исследования…..
Я выбрал эту тему, потому что…
Цель моей работы…
Гипотеза -..ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Я начал свою работу с того, что….
Потом я приступил к …
В ходе работы я узнал, что…
Я завершил работу тем, что…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Закончив свою работу, я могу сказать, что моя гипотеза..Работа над темой показала мне
(что узнал о себе, проблеме, над которой работал) …
Если бы я начал работу заново, я бы…
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы…