Урок русского языка Роль прилагательного в речи


Тема: «Роль прилагательного в речи».
Цель: формировать знания о роли имени прилагательного в речи;
Задачи: закрепление знаний о морфологических особенностях имен прилагательных; развитие орфографических знаний, расширение кругозора через межпредметные связи с литературой и изо; воспитание любви к природе, интереса к уроку.
Оборудование: интерактивная доска, слайды, сигнальные карточки.
Ход урока
Орг. момент.
Психологический настрой.
- Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в нашей школе начались уроки,
Мы не будем тратить время зря,
И приступим сразу все к работе.
-Открываем тетради, записываем число, классная работа.
- Сегодня мы представим себя художниками. (Дети надевают береты)
Людям этой профессии необходимо быть чуткими, внимательными и очень восприимчивыми. Сегодня нам поможет художница, а кто она отгадайте: Художницу нашу знает весь свет.
Раскрасит художница всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие?
Минутка чистописания.
- Имя прилагательное предлагает вам красиво, каллиграфически правильно написать букву, а какую, вы отгадайте. Она обозначает глухой согласный звук, она парная согласная, ее – «соседями» в алфавите являются буквы «О» и «Р».
-Отгадали, какая эта буква?
-Правильно, это буква «П». (Слайд)
-Приступаем к работе.
- Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы, соблюдая ширину и высоту букв.
- П п- понятие ,предложение, прилагательное
- Молодцы, написали красиво , аккуратно.
- Какую картину жизни вокруг себя вы хотите бы видеть?
-Давайте наполним мир вокруг нас самыми разными именами прилагательными, которые вы видите на экране. (Слайд)
Св.бодная, кр.сивая, мирная, дружная, счас. ливая, нез.висимая-Нужно написать , вставить пропущенные буквы, поставить ударение и запомнить их написание. (С комментированием, сидя на месте)
- Но чтобы наполнить мир разными именами прилагательными, необходимо очень хорошо знать, что это за часть речи, по каким законам она живет в языке, как с ней нужно обращаться.
- Для этого мы поиграем в игру. Если соглашаетесь, то поднимаете красную карточку, если нет – синюю. (Слайд)
*Имя прилагательное относится к служебным частям речи. (-)* Имя прилагательное - самостоятельная часть речи. (+)* Имя прилагательное обозначает предмет. (-)* Имя прилагательное обозначает признак предмета. (+)* Имя прилагательное отвечает на вопросы где? как? куда? (-)* Имя прилагательное отвечает на вопросы какая? какой? какие? (+)
* Имя прилагательное имеет постоянный род. (-)*Имя прилагательное изменяется по родам, числам и по временам. (-)*Имя прилагательное изменяется по падежам, числам и по родам. (+)*Род имени прилагательного зависит от имени существительного, с которым оно связано. (+)- Раз мы художники, то должны знать жанры изо.
- Давайте сегодня их повторим.
- Какие жанры изо мы знаем?
(Слайд)
- Жанр ИЗО – «Натюрморт»
- Отгадайте, о каких предметах идет речь?
*Круглый, как мяч, с виду зеленый, в середине красный, на вкус сладкий.
* Доброе, хорошее, светлое, теплое, на весь мир глядит, на се6я не велит.
* Носик стальной, а хвостик льняной.
* Окраской – сероватая, повадкой- вороватая,
Крикунья- хрипловатая, известная персона.
Кто она?
- Как вы определили, о чем говорится в загадках?
- Какая часть речи помогла тебе точно определить описание предмета?
- Теперь устно подберите прилагательное к словам: лимон, кофе.
- Значит, какие признаки могут назвать имена прилагательные?
Физминутка.
- Мы художники и мы должны знать оттенки цветов. (Слайд)
- Внимание на экран. Здесь спрятались два цвета: красный и зеленый.
- Сгруппируйте их по основному цвету.
(малахитовый, алый, багровый, изумрудный, пунцовый, салатный)
(Слайд)
- Следующий жанр- «Пейзаж»
-Писатель описывает картины жизни, явления природы, передает свои чувства с помощью слов.
- Внимание на экран. (Слайд)
- Прочитайте и сравните тексты.
- Можно ли считать тексты одинаковыми? Почему?
- Какая часть речи делает текст более точной, красивой?
- А теперь возьмите простые карандаши и нарисуйте деревья, небо, травы.
- Нравится рисунок? Почему?
- А теперь раскрасьте их цветными карандашами.
- Что скажите теперь?
- Что общего у рисунка со вторым текстом?
- Какую роль выполнил цвет в рисунке и прилагательные в тексте?
(Слайд)
- Жанр «Портрет»
- Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.
Работа по учебнику.
- Откройте учебники с. 71, упр. 211.(устно)
- Вспомним «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.
-Прочитайте задание к упр.
(Слайд)
- Следующий жанр «Анималистический»
- Также прилагательные- синонимы и антонимы, прилагательные в прямом и переносном значении делают описание ярким, точным и выразительным.
- В этом мы убедимся, выполняя следующие задания.
- Самостоятельное выполнение упр.215 по вариантам.
- Следующее задание, будем выполнять у доски и за партами. (Запись под диктовку.) Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду. У рыцаря было железное сердце и острый ум. Грустный дождь стучал в окно.
-Назовите прилагательные в переносном значении.
(Слайд)
- Жанр «Архитектура»
- На какую тему данные рисунки?
-Какой праздник приближается?
-Устно составьте предложения по рисункам.
- Обратите внимание, каких частей речи больше вы употребили и почему?
Итог:
-Какую роль играют имена прилагательные в речи?
Оценки.
Д/з: с. 71,упр. 214.


Тема: «Роль прилагательного в речи»
(русский язык 4 класс)

Провела: Кушанова Н.А.