Конспект урока в 10 классе Морфологические синонимы в художественных текстах


10 класс Русский язык 14.04.2016год
Тема: Морфологические синонимы в художественных текстах . Роль глаголов в тексте типа «повествование».
Цель: Повторение правописания суффиксов и окончаний
глаголов.
-Образование морфологических синонимов
-Различение глаголов в изъявительном и повелительном
наклонении.
-Развитие навыка анализа морфологических особенностей текста
художественного произведения
- Воспитывать настойчивость в овладении грамматикой русского языка.
Оборудование: мультимедийная доска ,таблица,учебник.,КИМы для индивидуальной работы и в парах
Тип урока: урок -исследование

Ход урока.
1.Оргмомент
2.. Актуализация опорных знаний учащихся . --Повторение орфографии и пунктуации.
-Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.
А) Индивидуальное задание:
1. Выполнить синтаксический разбор второго предложения.
И бунт..т и клокоч..т
Хлещ..т свищ, .т и ревет
И до звезд допрянуть хоч..т
До (не)зыбл..мых высот ...
(Ф.И.Тютчев. « Море и утес»)2 Слова какой части речи преобладают в этой строфе?
3 Какую роль они играют в раскрытии образа бушующего моря?
Обилие глаголов передают беспрерывность действия. Благодаря использованию глаголов, мы видим изменяющуюся картину моря.
Б) С помощью глаголов передается усиление шторма.
3. Мотивация учебной деятельности .Сообщение темы и цели урока.
4.. Повторение правописания глаголов.
1) Какая разница в значении слов:
обезлюдел и обезлюдил
обледенел и обледенил?
Суффикс -Е- указывает на то, что действие совершал сам
предмет или лицо, а суффикс -И- указывает, что действие совершено было над предметом или лицом.
2) Составить предложения, чтобы выявилось значение этих слов.
Многие села в последние годы обезлюдели, потому что молодежь уехала в город. В годы Великой Отечественной войны фашисты обезлюдили много сел и деревень.
3) Различение глаголов в изъявительном и повелительном
наклонении.
Запишите слово « вытр..те» в изъявительном и повелительном наклонении.
Объясните написание.
5. Закрепление изученного.
Объяснительный диктант.
Если выйдете утром в степь по высокой колючей траве, целые стаи чутких птиц на крыло поднимете. Выйдите поутру на большой залив, посмотрите, что там делается.
6 . Работа с текстом.
Определить роль глаголов в тексте упражнения 204..

В стихотворении C.Есенина используются глаголы в повелительном и изъявительном наклонении. Глаголы повелительного наклонения употребляются вместе с именами существительными, которые являются обращениями.
Обилие глаголов, имеющих разговорную окраску, помогает почувствовать открытость и простоту чувств лирического героя. Стремление его к счастью выряжается в глаголах будущего времени:
... Пусть несется песня к милой до порога.
Пусть она услышит, пусть она поплачет...
Мы видим, что лирический герой не верит в свое счастье. Там, где передаются чувства героя, вовсе нет глаголов:
Где ты, моя радость? Где ты, моя участь?
На примере этого стихотворения мы можем убедиться, что глаголы в художественном произведении могут передавать не только движение, действие, но и различные чувства лирического героя.
7. Обобщение изученного.
Что мы повторили на уроке?
- Какую роль играют в тексте художественного произведения глаголы?
8..Подведение итогов урока.
9. Домашнее задание.
1) Повторить образование причастий и деепричастий.
2) Выполнить упражнение 190.стр.343. §37..
3)Творческое задание: написать сочинение – миниатюру « Похвальное слово глаголу».