Методический материал план работы План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися


МБОУ СОШ № 11, 1-4 классы
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Мероприятия Срок
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.   Цель: определение фактического уровня знаний детей; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации  
Сентябрь
2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом и обязательно с самим ребенком Сентябрь Использование диагностических методик (см приложение)
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть Сентябрь, далее корректировать по мере необходимости
4.   Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий. Создание ситуаций успеха на уроках. В течение учебного года
5.   Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса В течение учебного года
6.    Организация индивидуальной работы со слабым учеником учителями В течение учебного года
7.   Работа с родителями неуспевающих учащихся: индивидуальная беседа, проведение родительского собрания с приглашением всех учителей предметников. Цель: Определение уровня взаимодействия учителя предметника с классным руководителем, родителями учащихся в решении задач по успешности обучения детей. В течение учебного года, по необходимости
8.Контроль за посещаемостью слабоуспевающих учащихся индивидуально-групповых консультативных занятий.   Цель: Изучить систему работы учителя предметника с неуспевающими на уроке. В соответствии с планом ВШК.
 
 
9.Контроль за ведением слабоуспевающими учащимися тетрадей, дневников. Работа с тетрадями и дневниками данных учащихся учителем.
10. Наблюдение за работой учителя на дополнительных занятиях. Цель: Как привлекаются неуспевающие к внеурочной деятельности, отношение отстающих ребят к занятиям по предмету. В течение каждой четверти
 
В течение года. По мере необходимости
     
6. Программа деятельности учителя со слабоуспевающими учащимся и его родителями.
6.1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.
6.2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
6.3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).
6.4. Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем)
6.8. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.
6.9. При выполнении п. 6.1. и отсутствии положительного результата учитель докладывает администрации школы о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе.
7. Программа деятельности ученика
7.1. Ученик обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять учителю на проверку письменные задания.
7.2. Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.
7.3 Ученик, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины) обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения ученик может обратиться к учителю за консультацией
9. Программа деятельности родителей.
9.1. Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя.
9.2. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его посещение ОУ
9.3. Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником. в случае отсутствия ребенка на уроках по болезни или другим уважительным причинам .
9.4. Родители имеют право посещать уроки, по которым учащийся показывает низкий результат.
9.5. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, администрации ОУ
9.6. В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на ученика и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.
10. Программа деятельности школьного психолога.
Работу школьного психолога по изучению возможностей ребенка и созданию условий для его оптимального развития следует проводить поэтапно:
1-й этап – сбор предварительных данных об ученике (наблюдение за поведением на уроке и во внеурочной деятельности);
2-й этап – диагностика;
3-й этап – сопоставление полученных данных и определение возможных причин школьной неуспешности;
4-й этап – выбор средств для совершенствования учебной деятельности.
10.1. В случае обращения классного руководителя по выявлению причин низкой успеваемости учащегося школьный психолог разрабатывает систему методик, определяющих причины низкой успеваемости ученика. 10.2. О результатах диагностик психолог докладывает классному руководителю и администрации в виде аналитической справки. 10.3. Психолог дает рекомендации по развитию данного ребенка.
11. Программа деятельности администрации школы.
11.1. Администрация школы организует работу малого педсовета
11.2. Контролирует деятельность всех звеньев учебного процесса по работе со слабоуспевающими учащимися
11.3. Администрация школы составляет аналитическую справку по итогам года о работе педагогического коллектива со слабоуспевающими.
12. Малый педсовет принимает решение о направлении материалов на ученика и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.
13. Педагогический совет принимает решение об оставлении слабоуспевающего учащегося на повторный курс обучения.
14. О контроле за выполнением данной программы.
14.1. Ежедневный контроль осуществляет классный руководитель, родители. 14.2. Общий контроль за выполнением данной программы осуществляет заместитель директора по УВР.
15.                 Выявление  причин неуспеваемости.
Основными признаками неуспешности учащихся можно считать:
пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий.
пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков;
недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения;
ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
трудности ученика 1-4 классов, проявляющиеся в форме отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости, могут иметь самые различные причины:
слабое состояние здоровья. Именно низкие показатели психического здоровья являются причиной учебной неуспешности (по некоторым данным, это 78% случаев);
несформированность приемов учебной деятельности. Учебная деятельность требует владения определенными навыками и приемами. Счет в уме можно выполнять несколькими способами, но не все они будут эффективными. Если психолого-педагогические навыки успешной учебной деятельности не выработаны, то ребенок заучивает учебный материал механически, без предварительной логической обработки. Очень важно обратить внимание на неэффективные навыки учебной деятельности, так как впоследствии они могут закрепиться и привести к отставанию в учебе;
недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Успешность учебной деятельности во многом зависит от особенностей развития мышления. Полное усвоение школьной программы предполагает обязательное абстрактно-логическое мышление, умение систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать. Неумение запоминать тоже сказывается на учебной деятельности ребенка и, в конечном счете, влияет на его отношение к учебе и школе;
недостаточное развитие мотивационной сферы.
Причины недостаточной успешности учения у каждого ребенка свои. Выявление этих причин – дело трудоемкое.
Выявить причины неуспеваемости можно с помощью диагностических методик, позволяющих установить наличие и характер учебно-познавательных способностей и интересов учащихся и определить оптимальные условия их обучения.
Среди основных способов обнаружения отставаний учащихся можно назвать:
наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
обучающие самостоятельные работы в классе. При их проведении учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.
Большую помощь по выявлению мотивированных детей и развитию творческих способностей у учащихся оказывает психологическая служба школы. Психологическое сопровождение осуществляется следующим образом:
тестирование учащихся по выявлению имеющихся знаний, умений, навыков (мониторинг);
диагностика мотивации достижения и наличия творческого потенциала у учащихся;
диагностика индивидуальных способностей учащихся; тестирование самооценки своих способностей.
16. Формирование положительного отношения к учению у неуспевающих школьников
Источник активности человека – его потребности. Мотив – побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся.                                                                                                                            Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:
создавать проблемные ситуации;
активизировать самостоятельное мышление;
организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
выстраивать позитивные отношения с группой;
проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: "Ты удовлетворен результатом?"; вместо оценки сказать ему: "Ты сегодня хорошо справился с работой"). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.                                                                                                                                                                Формирование положительного отношения к учению у неуспевающих школьников можно распределить на этапы (табл. 2)                                                                                         Таблица 1
Этапы формирования положительного отношения к учению
Формируемые отношения 1-й этап 2-й этап 3-й этап
К содержанию учебного материала Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого Существенный, важный, но не привлекательный материал
К процессу учения (усвоения знаний) Действует учитель – ученик только воспринимает Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса
К себе, своим силам Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий
К учителю (коллективу) Подчеркнутая объективность, нейтралитет Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.
Оказание своевременной помощи неуспевающему ученику на определенном этапе урока (табл. 2).
Таблица 2
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока Виды помощи в учении
 
Контроль подготовленности учащихся Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
Предложение учащимся примерного плана ответа.
Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой
 
Изложение нового материала Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.
Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником 
 
Самостоятельная работа учащихся на уроке Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
Напоминание приема и способа выполнения задания.
Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления
 
Организация самостоятельной работы вне класса Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий
Очень важный этап при работе с такими детьми – профилактика неуспеваемости Таблица 3
Профилактика неуспеваемости
Этапы урока Акценты в обучении
 
Контроль подготовленности учащихся Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания
 
Изложение нового материала Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал
 
Самостоятельная работа учащихся на уроке Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах
  и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль
Организация самостоятельной работы вне класса Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Продумывать объем домашних заданий, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников
Воспитывать у уч-ся личное осознание  важности и необходимости продвижения вперед по пути расширения своих знаний, что является важным звеном в повышении эффективности обучения.
 Разнообразить методы и способы обучения,  направляя их на индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса, на активизацию мыслительной деятельности уч-ся. Использовать в работе современные технологии обучения с выделением гуманно-личностныхтехнологий.
Текущий контроль должен иметь комплексный  характер, своевременно высвечивающий отставания и пробелы в знаниях уч-ся и опирающийся на самопроверку и взаимопроверку уровня знаний.
Работа с неуспевающими учащимися
1. Ф.И.О. ученика ______________________________________________                                   
2. Класс _____________________________________________________                                             3. По каким предметам не успевает ______________________________ __________________________                                                      4. Поведение ученика __________________________________________________________________________ 5. Причины, которые привели к плохой успеваемости __________________________________________________________________________                                                        6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с учеником _______________________________________________                                                     7. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы _______
Памятка по оказанию дифференцированной помощи  учащимся со слабым развитием мыслительной деятельности  Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д. Главное в работе с такими детьми – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу – ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.
Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала: 
создавать проблемные ситуации;
активизировать самостоятельное мышление;
организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: "Ты удовлетворен результатом?"; вместо оценки сказать ему: "Ты сегодня хорошо справился с работой"). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания. Упражнение "Самое главное" Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой-то "секрет", то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и "секреты". Выбираются самые точные и лучшие ответы. Упражнение "Моментальное фото" Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста. Упражнение "Лучший вопрос" Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным. Упражнение "Пересказ по кругу" Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.
Памятка
по оказанию дифференцированной помощи  учащимся  не желающим учиться
Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация – будет продуктивность учения. Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как увлечь ребят познанием нового? Задача педагога в этом случае:
помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;
развивать ответственность;
поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.
Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.
Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:
решение проблемных ситуаций;
использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.
Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал. Для повышения мотивации к учению можно выполнять приведенное ниже упражнение.
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Изучение отношения учащихся к учебным предметам
Дорогой ученик! Заполни, пожалуйста, таблицу. Напротив записанного учебного предмета укажи причину, почему изучение этого предмета для тебя необходимо (I часть таблицы) или интересно (II часть таблицы). Заполнять таблицу нужно, используя предложенные варианты ответов.
I. Необходимые предметы
II. Интересные предметы
I. Варианты ответов на вопрос “Необходимые предметы”:
Знание этого предмета необходимо для развития экономики страны.
Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.
Этот предмет пригодится для поступления в колледж, вуз, он будет необходим в будущей профессии.
Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.
Этот предмет учит разбираться в жизни.
Этот предмет считают значимым мои родители.
Этот предмет развивает интеллект, расширяет кругозор.
Этот предмет будет в итоговом тестировании.
II. Варианты ответов на вопрос “Интересные предметы”:
Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях.
Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.
Интересно выяснять причины событий.
Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету.
Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.
Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.
Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.
Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников.
Интересно, так как этот предмет дается мне легко.                                                                  10.  Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов.                                                                                                                                  11.  Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку. 12.  Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточенно мыслить.
Приложение 2
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
«Определение школьной успешности ученика»
( с точки зрения ученика и учителя).
1. Степень работоспособности на уроке: ( подчеркните нужную цифру).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Внимание на уроке: постоянно высокое, переменно высокое, часто отвлекается
не может сконцентрировать внимание.
3.Задания на уроке выполняет:  в полном объеме, по желанию, когда задания интересные, когда задания легкие, когда задания понятные, когда задания оригинальные и требуют творческого подхода, частично, изредка.
4.Внимательно слушает объяснения учителя.
5. Задает интересные вопросы.
6. В письменных и устных текстах высказывает оригинальные суждения.
7. С удовольствием выполняет творческие задания.
8. Посещает предметный факультатив
10. Понимает предмет: глубоко, поверхностно, частично, плохо.
11. В микрогрупповой работе: играет роль лидера, пассивен, активно участвует в обсуждениях
12. С удовольствием: отвечает у доски, выполняет творческие задания. Выполняет письменные работы.
13. Считает, что знает предмет: глубоко, нормально, недостаточно.
14. Нравится получать по предмету высокие отметки.
15. Переживает, если учитель недоволен моими школьными успехами.
16. Нуждаюсь, в специальной помощи учителя, поскольку не успеваю за темпом изучения материала.
17. Я могу выполнить задания: любой сложности, достаточно сложные, задания средней сложности, просты задания.
18. Я люблю решать учебные задания и выполнять их: Самостоятельно, с помощью родителей, с помощью учителя, совместно с ребятами из класса.
19. Поведение на уроках: дисциплинирован, редкие нарушения дисциплины. Ученику доставляет удовольствие выводить учителя из равновесия, ученик ведет себя вызывающе, грубит на уроках.
20.С удовольствием помогает учителю в качестве ассистента. Помощника.
21. Любит советоваться с учителем по разным жизненным и проблемным вопросам.