Урок русского языка 2 класс на тему Знакомство с понятием текст


Тема: Знакомство с понятием «текст». (А если одного предложения мало?)
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: создать условия для формирования представлений о тексте.
Предполагаемые результаты:
Предметные: овладение способом выявления отличия текста от предложения и от набора предложений; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.
Метапредметные:
личностные: формирование интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;
регулятивные: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, развивать умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
познавательные: развивать умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
коммуникативные: осознавать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, монологической и диалогической речи.
.
Оборудование: «логическая цепочка» - набор слов, раздаточный материал - тексты, мультимедиа, презентация.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие учащихся. Позитивный настрой на урок. Проверка готовности рабочего места.
Вот и прозвенел звонок – Начинается урок. Упражнения и задачи, Игры, шутки – всё для вас. Пожелаю всем удачи – За работу! В добрый час!
- Подарите улыбку друг другу, учителю. Мы начинаем урок русского языка. Открываем тетради, запишем число и классная работа.
- Какое название носит наш учебник русского языка? Почему его так назвали?
-Да, нас ждут открытия. Сегодня мы откроем ещё один «секрет» русского языка. Учащиеся оформляют запись в тетради.
-«К тайнам нашего языка». Нам предстоит делать открытия, раскрывать «секреты» русского языка. Р - организация своего учебного места;
Л- освоение роли ученика;
К - соблюдать простейшие нормы речевого этикета.
Л - интерес к урокам русского языка, уважение к нему, понимание его богатства; положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать школьные затруднения;
П- осознавать познавательную задачу.
II. Актуализация опорных знаний.
- Узнаёте сказочных героев? Из какого они произведения?
- Давайте покажем героям, что мы знаем о единицах речи. Восстановим логическую цепочку единиц речи:
Предложение, звук и буква, слово, слог.
- Каким, словом заканчивается логическая цепочка?
- Повторим известные сведения о предложении.
- Это Знайка и Незнайка из произведения Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
Дети на доске восстанавливают:
Звук и буква – слог – слово – предложение.
- Предложение.
Дети повторяют все известные сведения о предложении.
В предложении выражается законченная мысль, чувство.
Предложение состоит из 1и более слов, связанных друг с другом по смыслу.
Предложение произносятся с интонацией конца мысли.
При письме большой буквой обозначают начало предложения, а точкой или другим знаком - его конец.
Предложения по цели бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.
По интонации бывают восклицательные и невосклицательные. П- понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, изобразительной, модельной; переводить её в словесную;
К- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность;
П- проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение.
IV. Введение в тему урока. Постановка проблемы.
- Знайка принёс нам ещё одно новое понятие – текст. Он утверждает, что это тоже единица речи. В таком случае, как определить, где место в цепочке единиц речи новому понятию и почему оно занимает это место?
- Вы, наверняка, не первый раз слышите это понятие. Знайка и Незнайка предлагают нам два набора предложений. А можем ли мы сейчас сразу определить, какой набор является текстом, а какой – нет?
(Наборы предложений:№.1
Белку легко можно приручить. На высоком дереве жили две беспокойные белки. Бельчонок быстро освоился в гнезде.
№ 2
На лугу раскинулась ковром молодая травка. А из травки выглядывали жёлтенькие цветочки. Они как маленькие солнышки.)- Какие цели поставим сегодня на уроке?
Дети затрудняются ответить.
- Нет. Мы мало знаем о тексте.
- Найти место новому понятию в цепочке единиц речи и научиться отличать текст от набора предложений. П- читать и слушать, извлекать нужную информацию;
умение отвечать на вопросы; сравнивать, находить общее.
К-участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи.
V. Работа над новой темой.

- Прочитайте предложение к этой картинке в учебнике в упражнение 234 «В одном сказочном городе жили коротышки».
-Всё понятно из данного предложения о жителях городка или вы ждете продолжения мысли?
-А если одного предложения мало, что тогда делать? О чём бы вам хотелось узнать?
-Может ли следующее предложение быть таким:
В особенности Незнайка прославился после одной истории.
- Уточните и дополните своё рассуждение
С.120, упр.235. Читаем хором.
- Так о чём или о ком говорится в нашем первом предложении?
- О чём же мы продолжим речь?
- Давайте посмотрим, как сам автор продолжил свою мысль. Откройте тетради-задачники на стр. 53 упр. 236. Если в каждом следующем предложении развивается мысль предыдущего предложения, будем показывать это стрелкой. Вот так. (Показ на слайде) Читаем хором.
- Сколько здесь предложений?
- Как эти предложения связаны друг с другом?
- Что нового сообщается о коротышках во втором предложении?
- В третьем предложении?
- Как же называется такой набор предложений?
- Прочитайте сообщение на с.120 и скажите, какую новую единицу речи мы получили.
- Найдите место данному слову в нашей логической цепочке.
Вставляем в логическую цепочку:
ЗВУК-БУКВА – СЛОГ – СЛОВО – ПРЕДЛОЖЕНИЕ – ТЕКСТ.
- Докажите, что новая единица правильно заняла своё место.
- Так что же такое текст?
(На экране появляются основные слова: ТЕКСТ – НЕСКОЛЬКО ПРЕДЛОЖЕНИЙ – ОБ ОДНОМ И ТОМ ЖЕ – ОБЩАЯ МЫСЛЬ.)- Как предложения связаны между собой в тексте?
- Вернёмся к тексту в упр.236. А с чем сравнивают коротышек?
- Вам знакомо написание этого слова?
- Давайте включим слово огурец в наш словарь правильных написаний. Из каких элементов состоит слово?
- Запишите это слово каллиграфически верно и отметьте все орфограммы.
- Составьте предложение с этим словом.
- А теперь продолжите мысль первого предложения вторым, чтобы у нас получился уже текст. -Нет. Мы услышали одно предложение. Мы ждем продолжение мысли.
-Почему их назвали коротышками?
- Нет, это предложение про Незнайку, а не про коротышек. А мы хотели узнать, почему их так назвали. Мысль не продолжается.
Учащиеся читают рассуждение.
- О коротышках.
- Тоже о них, но будем развивать мысль дальше.
Учащиеся работают в задачнике.
- Три.
- Каждое предложение продолжает мысль предыдущего и сообщает новые сведенья.
- Почему их так назвали.
- Какими маленькими они были.
Возможно кто-нибудь ответит.
Дети читают сведения о тексте с. 120 (хором).
- Новая единица речи - текст.
Учащиеся вставляют слово в цепочку.
Рассуждение детей.
- Это несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль.
- Предложения связаны по смыслу, каждое следующее предложение является логическим продолжением предыдущего.
- С огурцом.
- Нет.
Запись слова на новой строке.
Учащиеся работают с элементами слова.
Дети записывают и отмечают орфограммы.
Дети составляют. П-умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию; структурировать информацию, фиксировать её различными способами.
К - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.
П - умение анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли.
Р - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
VI. Физминутка доктора Пилюлькина. Слайд №4
Точечный массаж.
1.Точка на лбу между бровями («третий глаз»).
2.Парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние).
3.Парные точки в височных ямках. Выполняют действие. К-умение слушать и понимать речь.
VIII. Первичное закрепление.
- Хотите прочитать продолжение текста про коротышек?
- Прочитаем продолжение в упр. 237.
- Можно ли назвать эту запись текстом? Докажите.
- Найдите слова, которыми можно коротко сказать, о чём говорится в отрывке.
- Можно ли эти слова выбрать как название текста? Почему вы так думаете?
- О том, как выбрать правильно название текста мы будем говорить с вами завтра. А сейчас, спишем текст о Цветочном городе, решая орфографические задачи. - Да.
Дети читают.
- Да. Предложения говорят об одном и том же и каждое следующее являются продолжением предыдущего предложения.
- О городе коротышек (или о Цветочном городе).
Дети высказывают свои предположения.
Дети работают с текстом в тетрадях. К- участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Р – осуществлять самоконтроль, самокоррекцию собственной деятельности.
П - развитие умения анализировать, обобщать,сравнивать, строить логическую цепь рассуждения.
IX. Включение в систему знаний и повторение. Работа в парах. - Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему?
- Любой ли набор предложений может быть текстом?
- Вернёмся к двум наборам предложений, которые нам предложили Знайка и Незнайка. Определите, какой из них не является текстом.
- Почему вы так решили?
- На парте перед вами карточки с наборами предложений. Ваша задача - определить являются ли данные наборы текстами. Работать будете в парах. Постарайтесь вести рассуждения вместе, учитывая мнение каждого.
Карточка №1.
Лес кормит людей, зверей и птиц. Люди собирают ягоды, грибы. И каждый зверёк тоже делает свои запасы.
Карточка №2.
Деревья в парке были большие. За полем виднеется деревня. Усталые ребята отдыхали на скамейке.
Карточка №3.
Хорош осенний лес! Клюква растет на болоте. Мойте руки перед едой!
Карточка №4.
На улице жара. В такую жару Глеб и Олег отправились на пляж. Море было тёплым, а купание веселым!
- Проверим, как вы справились с работой. Покажите номера карточек, где настоящий текст.
- А на каких карточках обычный набор предложений? - Когда будем выражать свои мысли, и одного предложения нам будет мало.
- Нет.
Дети выбирают набор № 1
- В этом наборе хоть и говориться об одном и том же, но предложения не связаны друг с другом.
Дети работают в парах.
- 1 и 4 – это тексты.
- 2 и 3 – это просто предложения. К- осознание практической значимости учебного материала; участвовать в работе группы; допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать и аргументировать свою позицию.
П - развитие умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли.
XI. Итог урока, рефлексия.
- Какие цели ставили сегодня на уроке?
- Смогли ли мы их достичь?
- Каково же место понятия «текст»?
- Докажите это.
- Как думаете, вам достаточно одного урока для знакомства с новой единицей речи? Почему?
- А теперь в столбик напишите любые три буквы. Попробуйте с помощью слов, начинающихся на эти буквы, охарактеризовать урок – какой он для вас был. - Найти место новому понятию в цепочке единиц речи и научиться отличать текст от набора предложений.
- Да.
Дети отвечают.
- Текст состоит из нескольких предложений, каждое из которых является продолжением предыдущего.
Дети отвечают. Р – адекватно оценивать свои достижения.