Урок русского языка на тему Знакомство с понятием Однородные члены предложения 4 класс УМК Гармония


Тема. Знакомство с понятием «однородные члены предложения»
Цель: знакомство с особенностями однородных членов предложения.
Задачи:
Предметные: познакомить учащихся  с понятием однородные члены предложения, с опознавательными признаками однородных членов предложения; формировать умение находить однородные члены предложения, учить выделять их.
Метапредметные:

Личностные:Проявлять:
- интерес к изучению темы;
- осознание успешности при изучении темы.

Регулятивные:
- понимать и принимать учебную задачу;
- оценивать своё знание и незнание, продвижение в овладении тем или иным знанием и по изучаемой теме;
- находить допущенные ошибки и корректировать их;
- высказывать своё предположение на основе учебного материала;
- действовать по намеченному плану;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме;
- использовать речь для регуляции своих действий;
- контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;
- уметь соотносить прогнозируемый и полученный результаты.
Коммуникативные:
- формулировать связный ответ на поставленный вопрос;
- согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата.
- высказывать свою точку зрения по инициативе учителя.
Познавательные:
- уметь отличать предложения с однородными членами от других предложений;
- учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами;
- уметь проверять правильность написания слов и предложений, воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической  жизни ребенка.
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Ход урока.
№ п/пЭтап урока Ход урока
1 Орг. момент
2 Проверка домашнего задания
- С какими видами второстепенных видов вы познакомились на прошлом уроке? (Определение, дополнение, обстоятельство)
- Что вызнаете об определении? Дополнении? Обстоятельстве?
- Как определять виды второстепенных видов?
3 Актуализация опорных знаний
1. Словарно-орфографическая работа.
– Объясните буквы на месте пропусков:
осв.тило, луч.к.ми, со.нце, п.лянку, за.грало, р.ки, на глад.
– Можно ли все эти слова собрать в одно предложение? Запишите предложение.
Солнце осветило полянку, заиграло лучиками на глади реки.
2. Выделение грамматической основы предложения. Повторение знаний о предложении.
– Подчеркните главные члены предложения. Что вы заметили?
4 Мотивационный этап. Формулирование учебных задач урока детьми
- Вы встречались с таким явлением в предложениях?
- Известно ли вам, как называются такие члены предложения?
- Подумайте, может эти члены предложения можно как-то назвать одним научным словом?
- Как вы понимаете слово «однородные».
(Выслушиваются ответы детей)
- А что вы уже знаете о предложениях?
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
- Какие задачи поставим на урок?
- Итак, сегодня мы должны запомнить, что такое однородные члены предложения, учиться составлять и записывать предложения с однородными членами.
5 Работа по теме урока 1. Упражнение 473.
– Прочитайте работу мальчика-иностранца (с. 54, задачник). Решите орфографические задачи с объяснением.
– С чем в тексте вы не согласны? Что считаете необходимым исправить?
– Попробуйте прочитать отредактированный текст.
– Что теперь наблюдаете в предложениях?
– Назовите главные члены предложений.
2. Изучение текста в учебнике методом инсертного чтения - объяснения того, что сейчас увидели. Учебник №474, стр.64
- Что для вас новое? Что непонятно?
- Получились ли у вас предложения с однородными членами? Докажите.
- По каким признакам вы узнаете однородные члены? (отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову (поясняют его).- Какие члены предложения могут быть однородными?
– Какие два признака есть у однородных членов? Расскажите об этом по схеме:

– Сколько однородных членов может быть в предложении?
– Что вы можете пояснить о постановке знаков в предложении с однородными членами, глядя на схему?
– Запишите вторую часть текста. Примените знания о постановке запятых.
Если стоят однородные члены,
Их запятой раздели непременно:
Дети рисуют, играют, сидят,
Спорят, смеются, поют, говорят.
- Записать отредактированные предложения, решая орфографические задачи, расставить знаки (памятка в учебнике на стр.146)
6 ФизминуткаУ. Я буду называть предложения с однородными членами и без них. Если назову предложение с однородными членами, вы приседаете. Если услышите предложение без однородных членов, делаете наклон вперёд
На клумбе растут цветы. На клумбе растут розы и гвоздики.
Над цветами кружатся насекомые. Над цветами кружатся пчелы и бабочки. Летом солнце светит и греет. Зимой солнце мало греет.
7 Закрепление пройденного материала 1. Составьте предложения, заменив слова в скобках однородными членами и постройте схемы..
1.Ребята посадили в саду (фруктовые деревья)
2. В лесу школьники собирали (ягоды)
3.Во дворе росли (цветы)
- Ребята, Незнайка при  письме допустил ошибки. Давайте ему поможем.
- Списать. Найти однородные члены. Подчеркнуть. Как они связаны? Найти ошибки. (Работа по карточкам.)
- В октябре берёзы, и орешник стали золотыми.
- Опавшая листва кружится ложится на землю.
- Листья осины не желтеют а краснеют.
- Снег покрыл луга, поля, леса.
8 Самостоятельная работа Выберите то задание, с которым можете справиться самостоятельно:
1-й уровень:
Спиши предложение и расставь знаки препинания. Подчеркни однородные члены предложения.
В библиотеке ты можешь найти материал для доклада реферата проекта.
2-й уровень:
Составь предложения, расставь знаки препинания. Подчеркни однородные члены предложения.
В читальном зале ты можешь не рви не загибай не пачкай станицы
В книге почитать новые журналы газеты

3-й уровень:
Составь и запиши предложение с однородными членами (о любимых книгах)
9 Рефлексия. Подведение итогов урока - По каким признакам вы узнаете однородные члены? (отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову (поясняют его)).
- Какие члены предложения могут быть однородными?
– Что было самым трудным на уроке?– Что помогло справиться с трудностями?– Что было самым важным на уроке?
Экспресс – контроль. Тест «Однородные члены предложения»
1. Какие члены предложения называются однородными?
А) Отвечающие на вопросы кто? что? Б) Относящиеся к подлежащему.
П) Отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову
2. Как связаны между собой однородные члены предложения?
Е) Связаны знаками препинания.
Я) Связаны интонацией перечисления
3. Какие члены предложения могут быть однородными?
У) Только подлежащие
Ф) Только сказуемые и второстепенные члены
Т) Все члены предложения.
4. Выбери предложение, в котором нет однородных членов.
Ц) Все серые, синие, карие глазки смешались, как в поле цветы.
Ь) Рабочий разложил инструменты.
Ж) Сучья ломались, скрипели, трещали.
- Кто смог прочитать слово? (если тест выполнен верно, то читается слово ПЯТЬ).
Самооценка.
10 Задание на дом Найти в книге «Литературное чтение» в произведении «Маленький принц» два предложения с однородными членами, составить к каждому предложению схему.
Упр.475