Урок музыки в 7 классе по теме: Ленинградская симфония Д.Шостаковича

Конспект урока музыки в 7 классе по теме: «Образ Великой Отечественной войны
в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича».

Цель: Сформировать представление о вкладе Дмитрия Дмитриевича Шостаковича в сокровищницу мировой музыкальной культуры.
Задачи:
Дидактические:
-познакомить учащихся с гениальной «Ленинградской» симфонией, ее отличительными особенностями;
-познакомить с музыкальной формой «вариация»;
-сформировать умение учащихся сравнивать музыкальные произведения с литературными источниками;
Развивающие:
-расширить развивающийся познавательный потенциал личности учащихся, художественно - информационное пространство через освоение учащимися основных источников и каналов информации о героическом подвиге деятелей культуры и искусства в годы Великой Отечественной войны;
-развивать чувство ритма, чувственные ощущения от прослушанных произведений;
Воспитательные:
-обогащать духовный мир, воспитывать патриотические чувства через общение учащихся с шедеврами искусства, созданными в годы Великой Отечественной войны.

Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-беседа.
Оборудование урока: презентация “Творчество Д.Шостаковича”, интерактивная доска, музыкальный центр,синтезатор, схемы музыкальных форм, видеофрагмент “Выступление Д.Шостаковича на телевидении и Ленинградском радио”, видеофрагмент “Блокада Ленинграда”; слушание: музыкальный отрывок “Эпизод нашествия”, фонограмма (-) песни “Память”.

Ход урока:

1. Организационный момент.
2.Повторение и закрепление пройденного материала.
- Автору любого произведения, независимо от жанра, необходимо выбрать ряд выразительных средств, для воплощения художественного образа. В третьей четверти мы обратились к понятию «музыкальная форма» и познакомились с несколькими из них. Давайте посмотрим на доску и по схемам «расшифруем» их (слайд № 1). Ответы учащихся.
-А теперь предлагаю выполнить «музыкальную угадайку» (индивидуальная работа на карточках). Устно проверить ответы и поставить оценки друг другу.
3. Изучение нового материала.
1.Вводная беседа.
Впереди у нас великий праздник «День Победы». Сегодняшний урок я хочу начать со слов, которые могут сказать многие из тех, кто жил и видел те страшные, грозные военные годы Великой Отечественной войны : «Об одном прошу тех, кто переживёт это время: не забудьте!
Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за васПусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!»
Тема сегодняшнего урока: «Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича (слайд № 2). Записать тему урока в тетради.
Страшное слово «война»! За ним разрушенные города, горе, слёзы. Она несёт гибель человечеству, его культуре, языку, лишает возможности общения между людьми. Ни одно государство не смогло противостоять варварскому натиску гитлеровской армии. Захватив Европу, Гитлер вторгся в советский союз.
Царящее в мире зло, казалось бы всеобъемлюще. Кто же способен бросить вызов злу, вступить в борьбу с насилием? Это музыка, воплощенная в звуках.
Музыка. Что она несёт людям, в чём её высокое предназначение? Об этом нас заставляют задуматься те произведения, которые родились и рождаются в творчестве композиторов, поэтов. И сегодня мы обратимся к творчеству композитора Д. Д. Шостаковича и познакомимся с его легендарным произведением, которое родилось в самые грозные дни войны - Симфония №7 «Ленинградская». Симфония, рожденная бурей войны, написанная под грохот канонады, симфония, ставшая могучим орудием великой борьбы в победе над фашизмом (слайд № 3).
-         До войны Д. Д.Шостакович жил в г. Ленинграде. Свою симфонию начал писать в Ленинграде в 1941 году, вскоре, после того как разразилась война.
- Что вы знаете о блокаде Ленинграда? (ответы детей, слайд № 4).
Конечно, в первые дни войны не до сочинения музыки. Композитор ходил по разным учреждениям и добивался отправки на фронт. Когда из этого ничего не вышло, он записался в народное ополчение и был направлен в пожарную команду для дежурств на крыше во время налетов (слайд № 5).
А в свободное от таких обязанностей время он занимался организацией концертов, как и другие композиторы, он сочинял для фронтовых концертов песни, делал разные переложения – ведь рояль в землянку не потащишь(слайд № 6)
- А для чего в такие трудные минуты нужна была музыка? (ответы детей).
Когда ему окончательно отказали послать его на фронт, а фашисты уже бомбили его любимый Ленинград, он ощутил, что должен делать что-то более серьёзное. И он решил МУЗЫКОЙ сказать людям самое важное и главное. Так он и начал сочинять свою Седьмую симфонию.
Вначале большие листы партитурной бумаги просто лежали на краю стола, он делал только наброски. Работа продвигалась очень быстро, он почти не исправлял. Как будто его подстегивало всё, что происходило вокруг. Музыка постоянно звучала у него в ушах и была как бы готова, он просто словно записывал то, что слышал внутри себя, листы с партитурой всегда были с ним.
Симфония была написана очень быстро, несмотря на вынужденные перерывы, связанные с эвакуацией в г. Куйбышев.27 декабря 1941 года была поставлена точка в конце четвёртой заключительной части. На титульном листе композитор написал: «Посвящается городу Ленинграду». Впервые симфония прозвучала в г. Куйбышеве (слайд № 7).
2.Слушание выступления Д.Шостаковича по Ленинградскому радио.
Когда симфония была закончена, с партитуры была снята фотокопия, и на военном самолёте была отправлена круговым путём через Африку в С Ш А, где её исполнили лучшие дирижёры мира. Услышав эту симфонию, американский критик написал: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой» (слайд № 8,9)
Самое главное исполнение состоялось в осаждённом Ленинграде 9 августа 1942 года.
Д. Д. Шостакович говорил: «Свою Седьмую Ленинградскую симфонию я писал быстро, словно на едином дыханиия не мог её не писать».
3.Просмотр фильма «Выступление Д.Шостаковича».
-Сейчас вы услышали фрагмент из 1 части симфонии. Какие мысли навеяла эта музыка? Какая она по характеру? (ответы детей).
-Мы уже встречались с различными формами в музыке. Есть ещё одна форма, основанная на повторности, но не точной, а видоизмененной. Это форма вариаций. Сущность её в том, что первоначальная тема, связанная с каким-либо образом, развиваясь, показывает образ в динамике.
Тема зарождается, она, как правило, ещё относительно проста и даётся в своём чистом виде. Затем вступают всё новые и новые вариации, и каждая открывает нам ещё неведомую грань этого образа, который становится всё ярче, объёмнее, определеннее.
Зачертить схему и записать определение. Вариация- видоизмененное изложение темы (слайд № 10).
На форме вариации основан и «Эпизод нашествия»- 3 часть симфонии.
Форму этого эпизода образуют одиннадцать вариаций, выстраиваемых композитором именно по линии нарастания бездушной, мертвой, страшной силы. Мелодия эпизода в ходе вариаций не изменяется, что в данном случае может быть трактовано как проявление тупости и несгибаемости, характеризующие звериный облик жестокого врага. Первоначальная тема почти карикатурна: в ней звучит и ритм марша, и джазовые интонации, и мотивы пошлой песенки.
(показать на инструменте первоначальное проведение главной темы, фрагмент)
4.Слушание: Симфония №7 «Ленинградская» эпизод нашествия (на фоне музыки просмотр фильма о блокаде Ленинграда).
Вопросы: Что вы чувствовали, когда слушали фрагмент симфонии?
Какой образ создаёт музыка?
Как развивалась (видоизменялась) главная тема в «Эпизоде нашествия»?
5.Давайте простучим ритм этой темы (слайд № 11).
-Почему Д.Шостакович выбрал именно форму вариаций для эпизода нашествия? (ответы детей).
Таков неизменный «стержень» образно-музыкальной характеристики фашистов, который постепенно, с каждой новой вариацией обнаруживает свою бездушную и страшную сущность.
Поэт Л.Болеславский в своей поэме «Седьмая» об эпизоде нашествия сказал так:
Звук.
Легкий далекий звук,
Вдруг переходящий в звук,
Мягкий игривый стук,
Вдруг
Переходящий в шаг,
Мерный тяжелый шаг,
Вдруг шумом сплошным в ушах
За каблуком каблук
Тысячи чужих сапог
Тысячью страшных мук
Через родной порог,
Жизнь, обращая в прах- ВРАГ!
Седьмая симфония была написана в 1941 году и отразила то мироощущение, каким были охвачены все люди нашей страны. Не только в этой симфонии, но и в других произведениях, в частности в многочисленных песнях, появившихся в тот период, навсегда запечатлен сплав трагизма и мужества, ужаса перед надвигающейся возможной гибелью и воли к борьбе, составляющих суть военного мировосприятия советских людей.
Анна Ахматова, как и Д. Д. Шостакович жила в военные годы в Ленинграде, свое ощущение войны Анна Ахматова дает через восприятие звука- не привычного и знакомого звука громового раската, по-своему веселого, влажного звука жизни, а смертоносного, равнодушного, сухого, «как пекло»и это своё мировосприятие она передает в стихотворении 1941 года «Первый дальнобойный в Ленинград».
(Чтение стихотворения А. Ахматовой).
И в пестрой суете людской
Все изменилось вдруг.
Но это был не городской,
Да и не сельский звук.
На грома дальнего раскат
Он, правда, был похож, как брат,
Но в громе влажность есть
Высоких свежих облаков
И вожделение лугов-
Веселых ливней весть.
А этот был, как пекло, слух
И не хотел смятенный слух
Поверить - по тому,
Как расширялся он и рос,
Как равнодушно гибель нес, ребенку моему.
Как и у А. Ахматовой, в музыке «Эпизода нашествия» целью образного развития является показ именно расширения, непомерного разрастания этой сущности, которую можно уподобить жуткому образу «машины смерти». Лязг, визг, скрежет охватывают все пространство звучания, рисуя образ врага огромной силы и мощности, которому может противостоять только поистине всенародное единение.
Вопрос: Что подсказывает симфония сердцу и уму человека через десятилетия после первого её исполнения? (слайд № 12).
Подведение итога урока:
Теперь, спустя много лет, когда война давно миновала, мы можем лишь поражаться той поистине магической силе музыки, способной воодушевить великое множество людей, вдохнуть в них веру в национальное достоинство и предать колоссальные силы, так необходимые в тяжелейшее военное время.
4. Вокально-хоровая работа.
В завершении урока исполнение ранее разученной песни «Память». Работа над дикцией, звуковедением, эмоциональным исполнением .
5.Домашнее задание- подготовить видеофильм о блокаде Ленинграда с использованием музыкальных фрагментов.
6.Оценивание учащихся.


15