Особенности организации урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования. Оформление проектов и стенгазет на английском языке на внеурочной деятельности.


Особенности организации урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования. Оформление проектов и стенгазет на английском языке на внеурочной деятельности.
Российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.
      Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения, которые предполагают значительную самостоятельность образовательного учреждения в организации образовательного процесса, осознание и признание безусловной ценности становящейся личности ученика, ценностей универсального образования, приоритет смысловой образовательной парадигмы, реализацию творческого, исследовательского компонента деятельности учителей и администрации.      Стандарт включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы учреждения и направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;  преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального, общего среднего образования. Успешная реализация основной образовательной программы учреждения также невозможна без интеграции, взаимодополнения  урочной и внеурочной деятельности обучающихся.
         Внеурочная деятельность может быть организована и в стенах общеобразовательного учреждения в виде факультативов, школьных научных обществ, объединений предпрофессиональной направленности, учебных курсов по выбору, общественно-полезных практик и т.д. Однако, сложно в одном учреждении создать полноценные условия (кадровые, материально-технические, информационные) для занятий учащихся в объединениях спортивной, технической, эколого-биологической, художественно-эстетической, военно-патриотической, культурологической и т.п. направленности. Решение проблемы видится во взаимодействии, интеграции ресурсов ОУ и УДО.
      В качестве содержательных механизмов такой интеграции является реализация Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни как составных частей основной образовательной программы.
 В качестве организационных механизмов такой интеграции могут быть:
·        разработка и реализация программ дополнительного образования, организация занятости детей в объединениях дополнительного образования (кружках, секциях, клубах, студиях и т.д.)
·        разработка и осуществление совместных программ внеурочной деятельности в таких формах как социальное  проектирование, коллективные творческие дела, акции и др., направленных на решение воспитательных задач;
·        работа с одаренными детьми (выявление, развитие, поддержка);
·        работа с детьми с особыми образовательными потребностями;
·        развитие системы предпрофильной подготовки и профильного обучения;
·        кооперация ресурсов и обмен ресурсами учреждений общего и дополнительного образования детей (интеллектуальными, кадровыми, информационными,  финансовыми, материально-техническими и др.);
·        предоставление услуг (консультативных, информационных, методических, материально-технических и др.);
·        взаимообучение специалистов, обмен опытом;
·        совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться самостоятельно действовать, чувствовать, принимать осознанные решения и др.
        Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.
        Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Особенности организации внеурочной деятельности учащихся.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования среди новаций ) имеют место изменения в Федеральном базисном учебном (образовательном) плане.
Согласно базисному учебному плану начального общего образования организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе [7,18]. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. В документе сказано, что основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора.
Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности? В это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности. Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.   
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество;
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.
Формы внеурочной деятельности в начальной школе должны способствовать формированию:
- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;
- эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установки на безопасный, здоровый образ жизни;
- способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
- логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- способности использования начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
- пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки;
- значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;
- уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
- умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
При разработке модели организации внеурочной деятельности  необходимо следовать следующим принципам:
Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым ресурсом учреждения, особенностями программы развития.
Принцип преемственности, заключающийся в  выборе хотя бы одного направления деятельности, которое продолжалось бы в основной школе. Например: проектная деятельность. Кружок «Я - исследователь» может работать на протяжении четырех лет начальной школы, иметь свою специфику  исследований, и закономерно продолжен в виде клуба или научного общества в основной школе.
Принцип  разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий реализацию всех пяти направлений внеурочной деятельности, предложенных в стандарте.
Принцип учета социокультурных особенностей школы, программы развития образовательного учреждения. Например, если школа работает по проблеме экологического образования и воспитания, то данное направление должно найти отражение в занятиях  внеурочной деятельностью, начиная с начальной школы.
Принцип учета региональных разработок для организации внеурочной деятельности. Необходимо включение в программу внеурочной деятельности ОУ занятий по программе «Воспитание на социокультурном опыте» для учащихся первых классов, занятия по  развитию физической культуры и здорового образа жизни. В первом классе рекомендуется организация кружка  с условным названием « Учись учиться» или « Учиться – это здорово!», или « Я открываю учения мир», программа которого позволит  формировать универсальные учебные действия не только на уроках, на предметном материале, но и различных игровых и познавательных сценариях.
Принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. Часть внеурочных занятий может быть реализована на территории учреждений дополнительного образования, библиотеки. Руководителем кружка может являться специалист системы дополнительного образования, или учреждений культуры и спорта.
Принцип разнообразия форм организации внеурочной деятельности. В программе внеурочной деятельности образовательного учреждения должны быть представлены кружки, студии, клубы, мастерские, секции, общества и др.
Принцип  оптимального использования учебного  и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул, выходных дней. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна содержаться в программе кружка, студии.
Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, (УМК) используемого в образовательном процессе.
В настоящее время в общеобразовательной школе существует четыре основных модели организации внеурочной деятельности.
Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом, связи с общешкольной жизнью тоже ситуативны и обрывочны.
Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур воспитательной системы, хотя единая система в полной мере еще не функционирует.
Третья модель организации внеурочной деятельности может быть построена на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др.
Четвертая модель организации внеурочной деятельности в современной школе предполагает глубокую интеграцию основного и дополнительного образования детей.
Итак, перейдем конкретно к ИЯ!
ИЯ как учебный предмет обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. ИЯ выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Основной целью обучения ИЯ является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.
Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является проектная методика
Обоснованием применения проектной методики как педагогической технологии можно считать то, что:
в условиях всё ещё существующей классно-урочной системы занятий проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс;
это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской психологической сути, но в чисто нравственном аспекте. Она обеспечивает усвоение учебного материала через интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.
Многочисленными исследованиями было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и через активные способы действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, анализ, синтез) направлена на реализацию личностно ориентированного и системно-деятельностного подхода.
Применение проектной методики особенно актуально при переходе на ФГОС и формировании универсальных учебных действий (УУД) учащихся общеобразовательной школы.
Если в процессе овладения ИЯ применять проектную методику, тоожидаемым результатом этого процесса может быть:
формирование и развитие внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению ИЯ;
повышение мыслительной активности учащихся и приобретение навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью, расширение сферы иноязычного общения;
языковое и речевое развитие учащихся, совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции в целом;
развитие индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, совершенствование первичной и вторичной языковой личности;
Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, но искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре.
Основная идея подобного подхода к обучению ИЯ, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления искусного владения определенными языковыми средствами.
Нацеленность на создание конкретного речевого продукта (диалог, монолог и т.д.), воплощенных в видах и формах учебной и внеучебной деятельности (коллаж, комикс, сценарий, дневник, стенгазета).
Связь идеи проекта с реальной жизнью: наличие связей между теорией и практикой.
основные принципы использования проектного обучения ИЯ.
1. Принцип коммуникативностиДанный принцип обусловливает всю учебно-познавательную деятельность учащихся в процессе осуществления проекта, предполагая целенаправленный, мотивированный характер их речевой деятельности, наличие определенных взаимоотношений между участниками проекта, практическую ориентацию каждого занятия.
2. Принцип ситуативной обусловленностиУчащиеся принимают активное участие в деятельности, имитирующей реальные ситуации. В процессе проекта организуется совместная работа учащихся на личностно значимые темы: “ How to be Healthy” “Our School of Tomorrow”, “My Dream family” и т. д.
3. Принцип проблемностиДанный принцип предусматривает выполнение проекта как решение коммуникативно-познавательных задач различного уровня сложности.
4. Принцип соизучения языка и культурыДанный принцип предполагает создание диалога культур в процессе иноязычной речевой деятельности учащихся.
Рассмотрим схему:

5. Принцип автономности
Проектная работа устраняет зависимость ученика от преподавателя путем самоорганизации и самообучения в процессе создания конкретного продукта или решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни.
Учащиеся самостоятельно определяют цели и задачи иноязычной речевой деятельности, отбирают необходимый материал, пользуясь разнообразными источниками информации, планируют содержание иноязычной речевой деятельности и осуществляют ее, добиваясь искомого результата.
Выделяются следующие интеллектуальные, творческие, коммуникативные умения, которые способствуют успешному овладению проектной деятельностью:
интеллектуальные (умение работать с информацией, с текстом анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п., умение работать с разнообразными справочными материалами);
творческие (умение генерировать идеи, для чего требуются знания в различных областях; умение находить не один, а несколько вариантов решения проблемы; умения прогнозировать последствия того или иного решения);
коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать своего собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль).
Технология проектного обучения иностранному языку
При описании методики использования проектного обучения ИЯ необходимо рассмотреть конкретные обучающие действия учителя и учебные действия учеников в процессе проектной деятельности.
Этапы проектирования
Этапы Содержаниеработы Деятельностьучащихся Деятельностьучителя
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Этап мотивации и целеполагания а) определение темы;б) выявление одной или нескольких проблем;в) уточнение целей конечного результата;г) выбор рабочих групп. Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы. Мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей проекта.Наблюдает.
Этап планирования а) анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез;б) определение источников информации, способов ее сбора и анализа;в) постановка задач и выбор критериев оценкирезультатов;г) распределение ролей в команде. Выдвигают гипотезы решения проблем, формируют задачи. Определяют источники информации. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха. Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает.
Этап принятия решений а) обсуждение методов проверки принятых гипотез («мозговой штурм»);б) выбор оптимального варианта;в) определение способа представления результата;г) сбор информации — интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Уточняют источники информации. Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе). Косвенно руководит.
2. ОСНОВНОЙ
Этап выполнения проекта Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу.Выполнение проекта. Работают с информацией. Проводят исследования. Синтезируют и анализируют идеи. Оформляют проект. Наблюдает. Направляет процесс анализа (если это необходимо). Составляет и заполняет индивидуальные карты текущего контроля за проектной деятельностью на каждого учащегося.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Этап защиты проекта а) подготовка и оформление доклада;б) обоснование процесса проектирования;в) объяснение полученных результатов;г) коллективная защита проекта. Защищают проект. Наблюдает. Направляет процесс защиты (если необходимо). Задает вопросы в роли рядового участника.
Этап проверки и оценки результатов а) анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач);б) анализ достижения поставленной цели;в) оценка результатов, выявление новых проблем; Коллективный самоанализ проекта и самооценка. Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.
Классификация современных проектов
Общедидактический принцип Типы проектов Краткая характеристика
Доминирующий в проекте метод или вид деятельности. Исследовательский Требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования.
Творческий Предполагает творческое оформление результатов, не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников, которая развивается, подчиняясь конечному результату.
Ролево-игровой Предполагает распределение участниками определенных ролей: литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Структура намечается и остается открытой до окончания работы.
Информационный (ознакомительно-ориентировочный) Предполагает сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Требует хорошо продуманной структуры: цель проекта (предмет информационного поиска), способы обработки информации (анализ, синтез идей, аргументированные выводы) результат информационного поиска (статья, доклад реферат), презентация.Предметно-ориентировочный Предполагает четко обозначенный с самого начала результат деятельности, ориентированный на социальные интересы самих участников. Требует хорошо продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функции каждого из них.
Предметно-содержательная область МонопроектПроводится в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы программы (в курсе ИЯ это темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой). Требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением целей, задач проекта, тех знаний, умений, которые ученики в результате должны приобрести.
МежпредметныйВыполняется, как правило, во внеурочное время. Требует очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, хорошо проработанной формы промежуточных и итоговой презентаций.
Характер координации проекта С открытой координацией (непосредственный) Предполагает консультационно-координирующую функцию руководителя проекта.
Со скрытой координацией (теле-коммуникационный проект) Координатор выступает как полноправный участник проекта. Предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерных телекоммуникаций и направленную на достижение общего результата совместной деятельности. Межпредметные проекты требуют привлечение интегрированного знания, в большей степени способствуют диалогу культур.
Характер контактов Внутренний(региональный) Организуют внутри школы, между школами, классами внутри региона одной страны.
Международный Предполагает участие школьников из разных стран.
Количество участников проекта Личностный Проводится индивидуально, между двумя партнерами.
Парный Проводится между парами участников.
Групповой Проводится между группами.
Продолжительность проведения Краткосрочный Проводится для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы.
Среднейпродолжительности(1–2 мес.) Междисциплинарный, содержит достаточно значимую проблему.
Долгосрочный(до года) Междисциплинарный. Содержит достаточно значимую проблему.
Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся иностранному языку, что обусловлено ее характерными особенностями:
а) проектная методика направлена на реализацию личностного потенциала учащегося в процессе иноязычной речевой деятельности, где имеют место субъектно-субъектные отношения с доминирующей консультационно-координирующей функцией учителя;б) проектная методика предполагает овладение коммуникативной компетенцией при условии личностно деятельностного подхода в процессе иноязычной речевой деятельности.
Проектная методика основана на личностно деятельностном подходе и в большей степени способствует формированию вторичной языковой личности, развитию и совершенствованию первичной языковой личности, а значит и совершенствованию иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенции школьников в целом.
Проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень владения языковым материалом, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников и сплоченность коллектива, а также общее интеллектуальное развитие учащихся.
 Вид работы: Стенгазета.
Форма работы: Проекты учеников в виде газет, плакатов, открыток, поделок.Межпредметные связи: технология, изобразительное искусство.
Для организации проектной деятельности обучающихся можно использовать создание стенгазет. Идея стенгазеты — это проект, а в процесс ее создания это и проектирование, и воплощение проекта. Более того, это дело, вокруг которого складывается настоящее ученическое самоуправление. Работа в газете способствует привитию любви к интеллектуальному труду, активизирует творческие способности детей, развивает умения сотрудничества, создаёт ситуацию успешности.
Рассмотрим основные этапы создания проекта в виде стенгазеты.
Этап 1. Погружение в проект.
Цель этапа – подготовка учащихся к созданию газеты.Задачи: определить проблему, тему и цель проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; создать группы учащихся для создания стенгазеты.
Этап 2. Планирование деятельности. Цель этапа – пооперационная разработка модели стенгазеты с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.
Этап 3. Реализация плана. Цель – поиск материала для стенгазеты. 
Этап 4. Оформление стенгазеты. Цель – оформление стенгазеты 
Этап 5. Презентация результатов. Цель – демонстрация стенгазеты. 
Этап 6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Мы создаем коллективный проект  в начальных классах. Первоначальной его целью является накопление радостного, положительного опыта ребят с целью адаптации к школьному обучению, своеобразная “копилка” радости. Готовясь к выпуску газеты, дети знакомятся с поэтическими произведениями, традициями своей семьи, закрепляют учебный материал, развивают творческие способности, воображение. Газета помещается в холле начальной школы. Вместе мы придумываем её название, оформление.  На стенгазету помещаются те работы, которые подписаны без ошибок на английском языке, что стимулирует учащихся к этой работе еще больше.
Газета – это ещё и своеобразный отчёт перед родителями о работе с классом, в ней даётся информация об особенностях детей этого возраста.
Ежемесячно проводится анализ о проделанной работе с учащимися начальной школы.