Статья по методике преподавания: Организация проектной деятельности учащихся на уроках английского языка


Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся как средство формирования УУД в рамках реализации ФГОС
Важнейшей задачей обучения иностранным языкам является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Один из способов решения этой проблемы - использование проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках ИЯ и во внеурочной деятельности.
Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме. На самом деле, разнообразные виды проектной деятельности мы используем уже давно: и работая по УМК С.И. Азаровой «Millie», и УМК «Enjoy English», и сейчас с УМК «Английский в фокусе» Ю.Е. Ваулиной. В начальной школе темы проектов носят в основном практическую направленность: «Меню для ученика лесной школы», «Новогоднее поздравление», «Украшение новогодней елки», театрализованные постановки сказок. В среднем и старшем звене проекты более творческие, с элементами исследовательской деятельности: «Русские сувениры», «Животные моей станы», «Правила безопасности», «Подростки в мире», «Истории из прошлого», «Иностранные языки в моей жизни» и многие другие. В своей практике я чаще имею дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов. Как правило, это мини-проекты, которые выполняются в ходе итоговых уроков, и по результатам выполнения можно оценить качество усвоение учащимися определенного учебного материала. Кроме этого мы со своими ребятами работаем и над долгосрочными групповыми проектами. Так в прошлом году каждый класс выбрал интересующую его тему проекта в начале учебного года, дети подбирали информацию, выбирали форму презентации и представляли свои проекты во время недели английского языка.
Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что данный метод обучения помогает решать проблему активизации деятельности каждого учащегося, создает ситуацию для их творческой активности. В процессе работы над проектом происходит интегрированное развитие всех видов речевой деятельности и сочетание коллективной, парной и групповой работы. Таким образом, можно утверждать, что проектная деятельность одновременно направлена на формирование всех видов универсальных учебных действий, а английский язык как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. 
Работа по созданию мини-проекта проходит следующие этапы:
Постановка проблемы, которая создает мотивационную основу у учащихся создать мини-проект.
Планирование работы, где может быть предложена правило, алгоритм, описывающий последовательность действий, памятка о требованиях к проекту и о критериях оценивания.
Исследование, на котором учащиеся выполняют задания, согласно правилу, алгоритму и делают вывод по результатам работы.
Представление мини-проекта одноклассникам, ответы на вопросы по проведенному исследованию.
Подведение итогов.
Перед началом работы над проектом я делю класс на малые группы (на 3 -4человека) с учетом совместимости. К тем ученикам, которые быстро и успешно усваивают материал, я прикрепляю уч-ся со средними и слабыми знаниями по языку. Таким образом, образуются группы, где слабые уч-ся могут, не стесняясь выяснить то, что они не поняли на уроке. Заодно и сильный ученик, помогающий усвоить трудный для них материал, еще раз более сознательно закрепит свои знания.
Рассмотрим основные этапы урока на примере разработки проекта «Popular folk tales in your country» (Популярные народные сказки) в 7 классе.
Первый этап. Определение темы и конечного результата, распределение ролей в группе
         На данном этапе учащиеся обсуждают тему и цель проекта: написать краткое содержание любимой русской народной сказки в английский журнал. Группа выбирает одну из сказок, разделяет роли. Каждый ученик получает собственный участок работы в проекте. Параллельно дается базовая лексика, грамматика. На этом этапе происходит формирование таких универсальных учебных действий как:
Познавательные УУД – понимание актуальности выбранной темы, формулирование проблемы, самостоятельный поиск способов решения проблемы.
Коммуникативные УУД – умение вести диалог, высказывать свои мысли, слушать мнение других.
Регулятивные УУД – определять и формулировать цель своей деятельности.Личностные УУД – развитие познавательных интересов, установка на общественно - полезную деятельность.
Второй этап. Выполнение проекта.
Практическая работа над проектом - это самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы. В это время происходит отбор необходимой информации: О чем сказка? Кто главные герои? Что происходит в сказке? В чем заключается мораль? Какие слова и выражения понадобятся для написания проекта?  Учащиеся составляют план работы над проектом, обмениваются мнениями, обсуждают различные идеи и предложения, выбирают лучшие. На этом этапе происходит формирование таких универсальных учебных действий как:
Познавательные УУД - умение определять последовательность действий, осуществлять поиск и выделение необходимой информации, строить речевое высказывание в устной и письменной форме.Коммуникативные УУД – адекватное использование речевых средств для дискуссии, умение сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Регулятивные УУД – составлять план и планировать последовательность действий, принимать и сохранять цель работы, прогнозировать свою деятельность, производить коррекцию.
Личностные УУД – формирование мотивационной основы, умение делать выбор.Третий этап. Оформление проекта.
На третьем этапе учащиеся работают над техническим выполнением проекта.На этом этапе происходит формирование таких универсальных учебных действий как:
Познавательные УУД - контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД - умение принимать и сохранять цель работы, прогнозировать свою деятельность.
Коммуникативные УУД - критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Личностные УУД – освоение личностного смысла работы над проектом 
Четвертый этап. Представление проекта.
Учащиеся представляют свои проекты одноклассникам, отвечают на возникшие вопросы. Польза для учащихся очевидна. При презентации проекта ученики используют не только уже выученное, но и то,  что они узнали дополнительно в связи с поставленной задачей, строят самостоятельное монологическое высказывание. В результате, на этом этапе формируются следующие УУД :Личностные: уверенность в себе, демонстрация личностной позиции, мотивация к учению.
Коммуникативные: умение взаимодействия в группе, умение доносить информацию, слушать и понимать других, принимать коллективные решения
(как презентовать проект, очередность выступлений в группе), выступать перед аудиторией.
Познавательные: умение представить свою информацию в оформленном виде.
Регулятивные: умение мобилизовать себя, эмоционально настроиться.
Пятый этап. Подведение итогов
На основе разработанных критериев ученики дают самооценку групповой работы при помощи карточек: зелёная - всё правильно, красная – были допущены ошибки. Совместно с учителем пытаемся проанализировать, что можно было сделать для того, чтобы результат был лучше. Оценивается грамматическая и орфографическая правильность оформления, эстетичность (аккуратность) оформления, грамотная правильная речь при защите проекта. Формируются такие УУД как:
Регулятивные: умение сличать результат с целью, обнаруживать отклонения, корректировать и оценивать.
Коммуникативные: умение понимать другую точку зрения, толерантное отношение к собеседникам.
Проект- это одна из наиболее удачных форм учебной деятельности, вызывающая у учащихся большой интерес и здоровый азарт. Школьники с удовольствием принимают участие в подготовке очередного проекта, так как групповая и коллективная форма работы дает возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам.
В конце года, при подведении итогов, ребята отмечают, что самым интересным и запоминающимся на уроках была работа над проектами. Она интересна для учащихся любого уровня владения английским языком и является одним из наиболее эффективных средств формирования универсальных учебных действий.