Рабочая программа по русскому языку 2класс ФГОС


Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 47 р.п. Сенной Вольского района Саратовской области»
Утверждаю
Директор МОУ СОШ № 47
________/Герасимова Е.М./
Приказ № _____________
От «___» ________201_ г. Согласовано
Зам. директора по УВР
________/Краснова С.А./
От «___» ________201_ г. Рассмотрено
на МО учителей начальных классов
Протокол № ____
От «___» ____________201_ г.
Руководитель МО
___________/Диженина О.В./
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Русский язык»

2 класс
2016-2017 учебный год
Составлена на основе:
требований Федерального государственного образовательного стандарта НОО (2009), программы «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011, примерной образовательной программы «Русский язык» С.И.Иванова, А.О. Евдокимововй и др. – М.: Вентана – Граф, 2013.
Программу составила:
Царэлунгэ Ирина Викторовна, учитель, первая квалификационная категория
р.п. Сенной
2016 г.
Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 ) ; программой УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, и Примерной образовательной программой С.И. Иванова, А.О. Евдокимовой «Русский язык». – М. : Вентана-Граф (2012) в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (СанПиН 2. 4. 2. 2821 – 10); основной образовательной программой НОО МОУ «Средняя общеобразовательная школа №47 р. П .Сенной Вольского района Саратовской области» на 2011-2015гг.
Программа рассчитана на 136 часов, 4 часов в неделю.
Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.
Целями обучения русскому языку во 2 классе являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
развитие устной и письменной речи учащихся;
развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «правописание» и «Развитие речи».
Под блоком понимается объединение уроков, реализующих какую-то одну цель обучения. Например, уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся.
В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяют ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия. Однако на скрытом уровне работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на уроках блоков «Как устроен наш язык» и «Развитие речи». Выполняется она не только в виде орфографических и пунктуационных заданий, но и в виде списывания текстов. Работа с текстами на уроках «Правописание» и «Развитие речи» позволяет подготовить учеников к анализу языковых единиц на уроках блока «Как устроен наш язык». Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей.
Блок «Правописание» (формирование навыков грамотного письма):
правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Обозначение мягкости согласных с помощью ь; 
перенос слов;
правописание заглавной буквы;
правописание гласных и согласных в корнях;
правописание беглой чередующейся гласной в корне при словообразовании;правописание суффиксов имён существительных: -онок-, -ёнок-, -ок-, -ёк-, -ик-, -ек-, - ость-;
правописание суффиксов имён прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-;     
правописание приставок: об-, от-, до-, по-, полд-, про-, за-, на-, над-;
правописание разделительных ъ и ь знаков. Правописание предлогов и приставок.
Блок «Развитие речи» знакомит детей с основными понятиями:
текст, признаки текста, смысловое единство предложений к данным текстам, определение по заголовкам содержания текста;
выражение в тексте законченной  мысли, отработка вариантов окончания текстов;
последовательность предложений в тексте, абзац, последовательность абзацев в тексте;
комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев;
план текста, составление планов к данным текстам, создание собственных текстов по определённым планам;
типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Такое структурирование курса позволяет:
успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
решить практические задачи по формированию навыков грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;
сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;
избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работ.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы.
Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
•    парные и непарные по твердости - мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки;
•    изменяемые и неизменяемые слова;
•    формы слова и однокоренные слова;
•    однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
Отбирая языковой материал для оценки достижения данного предметного результата, нужно учитывать объем знаний выпускников 1-го класса, а также возможность различного деления слов для переноса (например, се-стра, се с-тра и се ст-ра).
 Количество слов в текстах для списывания и для диктантов приведено от минимально возможных до максимально допустимых для выпускников данного класса. При отборе текстов для проведения проверки достижения данного планируемого результата необходимо учитывать уровень подготовленности учащихся конкретного класса, а также возможности дифференцированного контроля.
 •    предложения по цели высказывания;
•    предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;
выделять, находить:
•    в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
•   лексическое значение слова в толковом словаре;
•    основную мысль текста;
решать учебные и практические задачи:
•    делить слова на слоги   ;•    использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
•    подбирать однокоренные слова;
•    определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
•    безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45- 60 слов   ;•    проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
•    подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
•    исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
применять правила правописания:
•    перенос слов;
•    проверяемые безударные гласные в корнях слов;
•    парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
•    непроизносимые согласные;
•    непроверяемые  гласные   и согласные в  корнях  слов  (словарные слова, определенные программой);
•   разделительные твердый и мягкий знаки;
•    правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
•   раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);
 При проверке достижения данного предметного результата нельзя использовать сложные (например, стечение согласных) или неоднозначные (например, стечение сонорных согласных) случаи деления слов на слоги.
Количество слов в текстах для списывания и для диктантов приведено от минимально возможных до максимально допустимых для выпускников данного класса. При отборе текстов для проведения проверки достижения данного планируемого результата необходимо учитывать уровень подготовленности учащихся конкретного класса, а также возможности дифференцированного контроля.
 Ученик получит возможность научиться:
•   устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
•    определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
•   различать однозначные и многозначные слова;
•    наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
•    подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
•    подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
•    наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
•    применять        правило        правописания суффиксов        имен существительных: - онок, -емок; -ок; -ек; -ик; -ость;
•    применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ое, -ее, -ив, -чие, -лив;
•    подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
•    при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
•    определять по предложенным заголовкам содержание текста;
•    составлять план текста;
•    определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
•    соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
Личностными результатами являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека.
В области личностных УУД:
школьник освоит нормы речевого общения;
получит опыт нравственных и эстетических переживаний;
познакомится с базовыми эстетическими ценностями.
Метапредметными результатами являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания,) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
В области познавательных УУД:
школьник инструментально освоит алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей- быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;
научится ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений, находить нужный текст упражнения, правило или таблицу, находить выделенный фрагмент текста;
работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги, рабочими тетрадями, учебными словарями, текстом и иллюстрациями;
В области коммуникативных  УУД:
школьник научится работать с соседом по парте — распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
выполнять работу по цепочке;
видеть разницу между различными точками зрения и мотивированно присоединиться к одной из них;
использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения
В области регулятивных УУД:
школьник научится понимать, что можно аппелировать к правилу для подтверждения своего ответа;
проверить свою работу, используя правила и словари
Предметными результатами являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Инструмент оценивания
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: 6 диктантов с грамматическими заданиями, контрольных списываний, тестовых заданий.
Содержание тем учебного курса
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (51ч)
Фонетика и графика (9ч)
Что изучает фонетика? Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, , их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Слог. Ударение. Перенос.
Слово и предложение (6 ч)
Слово как единство звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением – имена существительные. Слова, называющие признаки, - имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, - глаголы.
Предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Слова в предложении.
Состав слова (морфемика) (16 ч)
Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корнях. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Приставка. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставочно-суффиксальный способ образования слов.
Лексика (20 ч)
Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значение слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Слова исконные и заимствованные.
Устаревшие слова.
Фразеологизм. Фразеологизм и слово. Использование фразеологизмов.
«Правописание» (52 ч) (формирование навыков грамотного письма)
Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Перенос слов. Правописание заглавной буквы. Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание беглой чередующейся гласной е в корне при словообразовании. Правописание суффиксов имен существительных: -онок-, -енок-, -ок-, -ек-, -ик-, -ост(ь)-. Правописание суффиксов имен прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-.
Правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков. Правописание предлогов и приставок.
«Развитие речи» (28 ч)
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.
Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало текста, подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам.
Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.
Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.
План текста. Составление планов к данным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенному плану. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение и их особенности.
Календарно-тематическое планирование

урока
Наименование раздела,
тема урока К-во часов Формы контроля Дата проведения Примечание
план факт 1 Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки и их буквы. 1 2 Обозначение звуков речи на письме.
1 3 Ударные и безударные гласные звуки в слове. 1 4
Согласные звуки. 1 5 Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие 1 6 Звонкие согласные звуки в конце слова.
1 7 Учимся писать сочетания жи-ши.
1 8 Учимся писать сочетания ча-ща.
1 9 Учимся писать сочетания чу-щу.
Словарный диктант. 1 Письменный опрос 10 Входной диктант.
1 Контрольная работа 11 Работа над ошибками. Разделительный мягкий знак 1 12 Слог. Перенос слов
1 13 Учимся переносить слова.
1 14 Диктант (текущий) по теме «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу» 1 Контрольная работа 15 Анализ диктанта.
Списывание текста с сочетаниями –ча, -чу, -ши, -щу. 1 Письменный опрос 16 Слоги ударные и безударные. Роль ударения. 1 17 Слово. 1 18 Слова, которые называют предмет 1 19 Слова, которые называют признаки и действия предметов.
Словарный диктант. 1 Письменный опрос 20 Слово и предложение.
1 21 Восклицательные и невосклицательные предложения. Слова в предложении 1 22 Слова в предложении
1 23 Окончание как часть слова.
1 24 Изменение формы слова с помощью окончания. 1 25 Неизменяемые слова.
1 26 Итоговая контрольная работа по теме: «Фонетика, слово и предложение; слова изменяемые, неизменяемые; окончание 1 Контрольная работа 27 Работа над ошибками 1 28 Вспоминаем правило написания заглавной буквы.
1 29 Корень как часть слова.
1 30 Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. 1 31 Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.
Словарный диктант. 1 Письменный опрос 32 Корень как общая часть родственных слов. 1 33 Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. 1 34 Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. 1 35 Итоговый диктант по темам: «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, перенос слов, безударные гласные в корне слова»1 Контрольная работа 36
Анализ диктанта. Закрепление изученного. 1 37 Однокоренные слова.
1 38 Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. 1 39 Учимся писать буквы согласных в корне слова. 1 40
Корень слова с чередованием согласных.
1 41 Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. 1 42 Учимся писать буквы согласных и гласных в корне слова. 1 43 Учимся писать буквы согласных и гласных в корне слова.
Словарный диктант. 1 44 Диктант (текущий) по теме: «Правописание согласных в корне слова» 1 Контрольная работа 45 Анализ диктанта.
Списывание. 1 Самостоятельная работа 46 Суффикс как часть слова.
1 47 Значение суффиксов.
1 48 Учимся писать слова с непроизносимыми согласными звуками. 1 49 Учимся писать слова с непроизносимыми согласными звуками. 1 50 Значения суффиксов.
1 51 Учимся писать суффиксы –ёнок-, -онок-.
Словарный диктант. 1 Письменный опрос 52 Учимся писать суффиксы
–ик, -ек. 1 53 Учимся писать суффиксы
–ик, -ек. 1 54 Значение суффиксов.
Текущая контрольная работа по теме: «Корень слова, суффикс». 1 Контрольная работа 55 Анализ контрольных работ
1 56 Учимся писать суффикс –ость- . Образование слов при помощи суффиксов 1 57 Учимся писать суффиксы имен прилагательных. 1 58 Образование слов с помощью суффиксов. Учимся писать корни и суффиксы.1 59 Итоговая контрольная работа за первое полугодие по теме «Фонетика, слово и предложение; корень слова;» 1 Контрольная работа 60 Анализ контрольной работы.
Приставка как часть слова 1 61 Значение приставки.
Словарный диктант. 1 62 Учимся писать приставки.
1 63 Различаем приставки с буквами о, а. Образование слов при помощи приставок. 1 64 Итоговый диктант за 1 полугодие по теме «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; перенос слова, безударные гласные в корне слова; непроизносимые согласные в корне слова; правописание изученных суф-фиксов. 1 Контрольная работа 65 Анализ итогового диктанта за первое полугодие.
Учимся писать разделительный твёрдый знак 1 66 Различаем разделительные мягкий и твёрдый знаки. 1 67 Как образуются слова.
1 68 Основа слова.
1 69 Учимся различать предлоги и приставки
Словарный диктант. 1 Письменный опрос 70 Повторяем состав слова.
1 71 Повторяем правописание частей слова
1 72 Диктант (текущий) по теме «Правописание разделительных ъ и ь знаков; приставок и предлогов»
1 Письменный опрос 73 Анализ диктанта.
Списывание. 1 74 Слово и его значение.
1 75 Значение слова. Повторяем правописание частей слова. 1 76 Текст. Заголовок текста.
1 77 Как сочетаются слова.
Словарный диктант. 1 78 Значение слова в словаре и тексте. Повторяем правописание частей слова 1 79 Текущая контрольная работа по теме «Приставки, состав слова; образование слов». 1 Контрольная работа 80 Анализ текущей контрольной работы и работа над ошибками. 1 81 Один текст – разные заголовки. Учимся озаглавливать текст. 1 82 Слово в толковом словаре и тексте. Слова однозначные и многозначные. 1 83 Учимся находить и проверять орфограммы в слове. 1 84 Учимся озаглавливать текст. Как строится текст. Окончание текста. 1 85 Как появляются многозначные слова. Словарный диктант. 1 Письменный опрос 86 Как определять значение многозначного слова. Учимся находить орфограммы. 1 87 Учимся заканчивать текст. Слова синонимы. 1 88 Сочетание синонимов с другими словами. 1 89 Учимся применять орфографические правила. 1 90 Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста. 1 91 Как используются синонимы.
Словарный диктант. 1 Письменный опрос 92 Синонимы в тексте. Учимся применять орфографические правила 1 93 Итоговая контрольная работа по теме «Состав слова; слово и его значение» 1 Контрольная работа 94 Анализ итоговой контрольной работы, работа над ошибками. 1 95 Учимся составлять текст. Последовательность предложений в тексте 1 96 Слова – антонимы.
1 97 Сочетания антонимов с другими словами. Учимся применять орфографические правила. 1 98 Учимся применять орфографические правила. 1 99 Связь предложений в тексте.
1 100 Слова - омонимы.
Словарный диктант. 1 101 Слова исконные и заимствованные. Учимся применять орфографические правила 1 102 Итоговый диктант за 3 четверть по теме: «Правописание изученных орфограмм»
1 Письменный опрс103 Анализ диктанта, работа над ошибками.
1 104 Абзац. Учимся выделять абзацы.
1 105 Значения заимствованных слов. Учимся применять орфографические правила 1 106 Последовательность абзацев.
Учимся составлять текст из абзацев. 1 107 Устаревшие слова.
Словарный диктант. 1 Письменный опрос 108 Устаревшие слова, слова – синонимы, новые слова. Учимся применять орфографические правила. 1 109 Учимся составлять текст.
Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам 1 110 Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова. Учимся применять орфографические правила 1 111 План текста. Учимся составлять план текста. 1 112 Фразеологизмы.
1 113 Учимся применять орфографические правила. 1 114 Составляем текст по плану.
Учимся писать письма по плану. 1 115 Значение фразеологизмов. Учимся применять орфографические правила 1 116 Составление текста по плану.
Текст – описание. 1 117 Учимся применять орфографические правила. 1 118 Особенности текста-описания.
Учимся сочинять текст - описание. 1 119 Учимся применять орфографические правила. 1 120 Учимся сочинять яркий текст-описание. 1 121 Тестирование по теме: «Правописание изученных орфограмм »". 1 Тест 122 Анализ тестирования.
Списывание текста. 1 Письменный опрос 123 Текст-повествование. Особенности текста – повествования 1 124 Учимся применять орфографические правила. 1 125 Итоговый контрольный диктант за 2 полугодие по теме: «Правописание изученных орфограмм» 1 Контрольная работа 126 Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. 1 127 Учимся сочинять текст-повествование 1 128 Описание и повествование в тексте. 1 129 Текст-рассуждение.
Словарный диктант. 1 Письменный опрос 130 Особенности текста – рассуждения 1 131 Описание. Повествование. Рассуждение.1 132 Итоговая контрольная работа за 2 по-лугодие по теме «Состав слова, слова называющие предметы и признаки, состав слова». 1 Контрольная работа 133 Анализ контрольной работы, выполнение работы над ошибками. 1 134 Повторение.
Парные звонкие и глухие согласные в корнях слов. 1 135 Повторение.
Непроизносимые согласные
1 136 Повторение.
Проверяемые безударные гласные в корнях слов.
1