Рабочая программа по ИЗО, Школа России, ФГОС, 2класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Молочненская средняя школа» Сакского района Республики Крым

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_______/ И.В. Крячко
подпись ФИО
Протокол № _________
заседания МО
от ____ _____________2016 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора МБОУ «Молочненская СШ»
_____________ Т.С.Атаманцева
подпись ФИО
______ _____________2016 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Молочненская СШ»
__________________ Ю.Г. Балавнева
подпись ФИО
Приказ № ___________
от ____ _______________ 2016 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По изобразительному искусству
Базовый уровень
Учитель-разработчик: Инна Владимировна Крячко
2 класс
2016/2017 учебный год

Количество часов:
Всего 34 ч.; в неделю 1 ч.
Программа разработана на основе: Примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М.Неменского; предметной линии учебников системы «Школа России»; Примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Крым в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования, науки и молодежи Крыма от 11.06.2015г.№555; приложение 4; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Молочное, 2016 год


1.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественнотворческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории;
умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

   Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

.
2СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Как и чем работает художник (9 часов)
Три основные краски. Изображение поляны цветов по памяти. Пять красок – всё богатство цвета. Изображение небесных объектов и стихий. Пастель, цветные мелки, акварель. Изображение осеннего леса по памяти. Выразительные возможности аппликации. Аппликация коврика. Выразительные возможности графических материалов. Изображение зимнего леса. Выразительность материалов для работы в объёме. Объёмное изображение животных. Выразительные возможности бумаги. Сооружение игровой площадки. Любой материал может стать выразительным. Изображение ночного города.
Любой материал может стать выразительным (обобщение)
Реальность и фантазия (7)
Изображение и реальность. Изображение диких (домашних) животных. Изображение и фантазия. Изображение сказочных животных. Украшение и реальность. Украшение кокошника, воротника. Украшение и фантазия. Изображение паутинок, снежинок. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Создание макета фантастического города Конструирование из бумаги подводного мира. Братья-Мастера всегда работают вместе (обобщение). Ёлочные игрушки
О чем говорит искусство 10 ч
Выражение характера животных. Изображение животных с характером. Выражение характера человека. Изображение сказочного мужского образа. Выражение характера человека. Изображение сказочного женского образа. Выражение характера человека. Создание в объёме сказочных персонажей. Изображение природы в разных состояниях (контрастных). Выражение характера через украшение. Украшение кокошников и оружия. Выражение намерений через украшение. Украшение сказочных флотов (аппликация). Выражение чувств, мыслей, настроений в изображении, украшении, постройке Создание композиций, передающих мир сказочных героев.
Как говорит искусство 8 ч
Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли. Линия как средство выражения: ритм линий. Изображение весенних ручьев
Линия как средство выражения: характер линий. Изображение ветки с характером. Ритм пятен как средство выражения. Ритмическое расположение летящих птиц
Пропорции выражают характер. Лепка людей, животных с разными пропорциями. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции (обобщение). Панно «Весна. Шум птиц»
Обобщающий урок года. Выставка лучших работ. Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Молочненская средняя школа» Сакского района Республики Крым

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_______/ И.В. Крячко
подпись ФИО
Протокол № _________
заседания МО
от ____ _____________2016 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора МБОУ «Молочненская СШ»
_____________ Т.С.Атаманцева
подпись ФИО
______ _____________2016 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Молочненская СШ»
__________________ Ю.Г. Балавнева
подпись ФИО
Приказ № ___________
от ____ _______________ 2016 г.



Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
Базовый уровень
Учитель-разработчик: Инна Владимировна Крячко
2 класс
2016/2017 учебный год


Количество часов:
Всего- 34 ч.; в неделю -1 ч.



Молочное, 2016 год





3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематический план

Наименование разделов и тем
Всего часов

Искусство и ты (34 часа)

1
Как и чем  работают художник?
9

2
Реальность и фантазия
7

3
О чём говорит искусство
10

4
Как говорит искусство
8


Итого
34 часа

       
Формы контроля уровня обученности
1.     Викторины
2.     Кроссворды
3.     Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ ( постоянно)
4.     Тестирование ( 4-8 за год)
5. Индивидуальные и коллективные практические работы или проекты ( по плану)





№ п/п
Наименование раздела



Тема урока
УУД
Основные виды учебной деятельности

Вид контроля
Дата







План
Факт

1
Чем и как работают художники
1. Три основные краски. Изображение поляны цветов по памяти
Познавательные:
- планирование учебного сотрудничества;
- подведение под понятие;
- использование знаково-символических средств, моделирование;
- построение логической цепи рассуждения: анализ, синтез, сравнение, выбор основания для сравнения, аналогия;
- постановка и формулирование проблемы;
- умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результата деятельности;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска;
- смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;
- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Личностные:
- самоопределение;
- учебно-познавательная мотивация;
- внутренняя позиция школьника;
- смыслообразование.
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи;
- планирование;
- волевая саморегуляция;
- оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению);
- прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением);
- контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция (оценивание качества и уровня усвоения).
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение выражать свои мысли;
- учёт разных мнений;
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- управление поведением партнёра.
Понимать учебные задачи раздела и каждого урока и стремиться их выполнять.
Осознавать существование трёх сфер художественной деятельности и их единство. Понимать, что, изображая, украшая и строя, художник передаёт своё отношение к предмету или явлению. Формировать представление о том, что существуют основные и составные цвета. Понимать, как и для чего художник использует выразительность цвета, линии, пятна в своём творчестве. Запоминать имена художников и названия их произведений из приведённых на страницах учебника. Проявлять отзывчивость к выразительности цвета и линий в природе. Формировать навыки работы кистью, смешивания красок, работы гуашью, мелками, графическими материалами. Учиться свободному заполнению всего листа бумаги изображением. Совершенствовать умения свободно владеть цветовой палитрой, живописной фактурой, свободно заполнять лист цветовым пятном. Ощущать эмоциональные связи между собственной деятельностью и творчеством художников в области изображения, украшения и постройки. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свою работу и работы других учащихся.




2

Пять красок – всё богатство цвета. Изображение небесных объектов и стихий






3

Пастель, цветные мелки, акварель. Изображение осеннего леса по памяти






4

Выразительные возможности аппликации. Аппликация коврика






5

Выразительные возможности графических материалов. Изображение зимнего леса






6

Выразительность материалов для работы в объёме. Объёмное изображение животных






7

Выразительные возможности бумаги. Сооружение игровой площадки






8

Любой материал может стать выразительным. Изображение ночного города.






9

Любой материал может стать выразительным (обобщение)






10.
Реальность и фантазия
Изображение и реальность. Изображение диких (домашних) животных
Познавательные:
- планирование учебного сотрудничества;
- подведение под понятие;
- использование знаково-символических средств, моделирование;
- построение логической цепи рассуждения: анализ, синтез, сравнение, выбор основания для сравнения, аналогия;
- постановка и формулирование проблемы;
- умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результата деятельности;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска;
- смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;
- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Личностные:
- самоопределение;
- учебно-познавательная мотивация;
- внутренняя позиция школьника;
- смыслообразование.
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи;
- планирование;
- волевая саморегуляция;
- оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению);
- прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением);
- контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция (оценивание качества и уровня усвоения).
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение выражать свои мысли;
- учёт разных мнений;
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- управление поведением партнёра.
Понимать учебные задачи раздела и каждого урока и стремиться их выполнять. Проявлять интерес к окружающей жизни, радоваться неповторимости и совершенству, цветовому богатству природных форм. Испытывать любовь к красоте родной природы, чувство духовной близости с ней. Испытывать радость от передачи красоты природы в живописном и линейном рисунке, радость от умения фантазировать. Видеть разнообразие и красоту красочных смесей, возможности цветовой палитры. Активно включаться в художественную деятельность по созданию художественного образа средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, проявляя инициативу, фантазию, воображение. Испытывать потребность в творческой деятельности, в расширении собственного художественного опыта. Осознавать роль фантазии в искусстве, связь фантазии и реальности. Стремиться к художественно-творческой деятельности во внеурочное время. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свою работу и работы других учащихся.




11.

Изображение и фантазия. Изображение сказочных животных






12.

Украшение и реальность. Украшение кокошника, воротника






13.

Украшение и фантазия. Изображение паутинок, снежинок






14.

Постройка и реальность. Конструирование из бумаги подводного мира






15.

Постройка и фантазия. Создание макета фантастического города






16.

Братья-Мастера всегда работают вместе (обобщение). Ёлочные игрушки





17.
О чём говорит искусство

Выражение характера животных. Изображение животных с характером
Познавательные:
- планирование учебного сотрудничества;
- подведение под понятие;
- использование знаково-символических средств, моделирование;
- построение логической цепи рассуждения: анализ, синтез, сравнение, выбор основания для сравнения, аналогия;
- постановка и формулирование проблемы;
- умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результата деятельности;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска;
- смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;
- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Личностные:
- самоопределение;
- учебно-познавательная мотивация;
- внутренняя позиция школьника;
- смыслообразование.
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи;
- планирование;
- оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению);
- прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением);
- коррекция (оценивание качества и уровня усвоения).
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение выражать свои мысли;
- учёт разных мнений;
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- управление поведением партнёра.
Понимать учебные задачи раздела и каждого урока и стремиться их выполнять. Испытывать потребность в творческой деятельности, в расширении собственного художественного опыта. Понимать, что природа эмоционально воздействует на человека. Испытывать наслаждение от созерцания красоты цвета, ритмов в природе и в произведениях искусства.
Учиться быть чуткими и гуманными по отношению к человеку, животным, растениям. Испытывать чувство удивления и восхищения от сочетания в природных объектах и в произведениях искусства гармоничных и пропорциональных объёмов.
Эстетически относиться к художественным произведениям, уважать личность художника, стремиться постичь язык искусства. Учиться творчески работать в паре, группе, коллективе сверстников (распределять роли, подчинять свои действия общим интересам, т. е. творчески сотрудничать). Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свою работу и работы других учащихся.




18.

Выражение характера человека. Изображение сказочного мужского образа






19.

Выражение характера человека. Изображение сказочного женского образа






20.

Выражение характера человека. Создание в объёме сказочных персонажей






21.

Изображение природы в разных состояниях (контрастных)






22.

Выражение характера через украшение. Украшение кокошников и оружия






23.

Выражение намерений через украшение. Украшение сказочных флотов (аппликация)






24-25

Выражение чувств, мыслей, настроений в изображении, украшении, постройке















26

Создание композиций, передающих мир сказочных героев






27
Как говорить искусство
Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли
Познавательные:
- планирование учебного сотрудничества;
- подведение под понятие;
- использование знаково-символических средств, моделирование;
- построение логической цепи рассуждения: анализ, синтез, сравнение, выбор основания для сравнения, аналогия;
- постановка и формулирование проблемы;
- умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результата деятельности;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска;
- смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;
- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Личностные:
- самоопределение;
- учебно-познавательная мотивация;
- внутренняя позиция школьника;
- смыслообразование.
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи;
- планирование;
- волевая саморегуляция;
- оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению);
- прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением);
- коррекция (оценивание качества и уровня усвоения).
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение выражать свои мысли;
- учёт разных мнений;
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- управление поведением партнёра.
Понимать учебные задачи раздела и каждого урока и стремиться их выполнять. Проявлять интерес к окружающей жизни, радоваться неповторимости и совершенству, цветовому богатству природных форм. Испытывать любовь к красоте родной природы, чувство духовной близости с ней. Понимать, что художник, видя красоту мира, стремится выразить её в своих произведениях. Проявлять отзывчивость к выразительности цвета и линий в природе.
Видеть разнообразие и красоту красочных смесей, возможности цветовой палитры.
Понимать, как художники выражают чувства и настроения в своих произведениях. Включаться в творческую работу по освоению возможностей цвета, линии, формы, объёма, а также по освоению выразительности художественных материалов и возможностей художественных инструментов. Выражать собственные представления о содержании искусства и воспринимать оценочные суждения сверстников. Проявлять творческую активность в коллективных формах работы. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свою работу и работы других учащихся.




28

Линия как средство выражения: ритм линий. Изображение весенних ручьев






29

Линия как средство выражения: характер линий. Изображение ветки с характером






30

Ритм пятен как средство выражения. Ритмическое расположение летящих птиц






31

Пропорции выражают характер. Лепка людей, животных с разными пропорциями






32

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции (обобщение). Панно «Весна. Шум птиц»






33

Обобщающий урок года. Выставка лучших работ






34

Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли








Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1.Активность участия.
2.Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3.Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4.Самостоятельность.
5.Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
1.Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2.Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3.Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.














15