Рабочая программа. ФГОС 2класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3 с.Толбазы
муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан
Рассмотрено
на заседании ШМО
протокол № 1
от « »августа 2015 г.
Согласовано:
заместитель директора по УВР_________Г.М.Бикбаева
« » сентября 2015 г.
Утверждаю
Директор школы
____________В.В.Иванова
Приказ № от 2015 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по татарскому языку и литературе
на 2015-2019 уч.г.

Разработана на основе «Программы по татарскому языку (для учителей начальных классов)
Гайнетдинова Л.Ш., Гафурова Ф.А., Уфа, 2011.













с.Толбазы,2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по татарскому языку и литературе для учащихся 2-4 классов разработана с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с Образовательной программы НОО МБОУ СОШ №3 с.Толбазы, на основе «Программы по татарскому языку (для учителей начальных классов) Гайнетдинова Л.Ш., Гафурова Ф.А., Уфа, 2011.
Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе: Учебник «Татарский язык» для 2 класса четырёхлетней начальной школы с русским языком обучения (для учащихся татар). А.Х.Нуриева. Казань. Издательство «Магариф».2008, Учебник «Литературное чтение» для 2 класса четырёхлетней начальной школы с русским языком обучения (для учащихся татар).Р.Х.Ягафарова. Казань. Издательство «Магариф».2008.
Цели обучения
Развитие любви и интереса к родному языку, осознание его красоты, гордости и уважения к языку как части русской культуры;
Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и самим собой;
Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь;
Сообщение необходимых знаний и формирование умений, навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
Научить детей правильно выражать свои мысли на татарском языке
Задачи преподавания татарского языка:
Формирование и повышение уровня мотивации - владения этническим родным языком, воспитание любви и уважения татарскому языку
Формирование у детей лингвистической компетенции:
а) овладение первоначальными знаниями, умениями и навыками по фонетике, лексикологии, словообразованию, грамматике;


б) формирование навыков по орфоэпии, орфографии и пунктуации.
Выработка навыков коммуникативной компетенции, т.е. владение умениями аудирования, говорения (диалога и монолога), чтения и письма.
Формирование и развитие этнокультуроведческой компетенции в рамках диалога культур.

Общая характеристика учебного предмета
Общую методологическую основу настоящей программы составляет система взаимосвязанных и взаимообусловленных общедидактических принципов (научности, последовательности, связи теории с практикой, сознательности, активности, посильности, индивидуального подхода, наглядности, развивающего обучения), лингвистических принципов (систематичности и комплексности, функционально-семантического, культурологического), методическux принципов и психологических принципов, реализация которых сблизит изучаемый предмет со следующими установками современного языкознания:
1. Системностью, отражающей системность строения татарского языка, обеспечивающей взаимосвязанность, взаимообусловленность знаний учащихся и их качественной цельности.
2. Функциональностью, позволяющей рассмотреть языковые явления с учетом триединства - значения, формы и функции, с учётом изучения разделов языка на синтаксической основе.
3. Акцентировать внимание учащегося на знании отдельных тем для осмысления последующих, не только в направлении «вперед», но и «назад», к пройденному.
Методы и приемы обучения татарскому языку разнообразны.
Особенно приемлемыми для учащихся начальных классов являются следующие методы: комбинированный, переводный, ознакомления, аудиовизуальный, наблюдения, беседы, эксперимента и др.
Программа ориентирована также на формирование у школьников приемов анализа языкового материала, построенного на основе широкого обращения к языковому опыту учащихся и чувству языка, свойственного детям.
Особое значение для выполнения программы имеет организация учебного процесса как сотрудничества и творческого общения учителя и обучающихся, а также обучающихся друг с другом. Это обеспечивает возможность интенсивно обогащать познавательный опыт младших школьников, систематически включать элементы поиска и проблемных ситуаций в их учебную деятельность, предупреждать перегрузки. Одновременно поиск, который в совместной деятельности с учителем непременно заканчивается «открытием», играет решающую роль в развитии познавательной потребности у ребенка.
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ №3 с.Толбазы на изучение предмета «Родной (татарский) язык и литературное чтение» во 2-4 классах отведено по 1 час в неделю, по 34 часа в год, за 3 года всего 102ч.
 
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета татарского языка и литературы во 2-4 классах является формирование следующих умений:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания их чувствам; понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.
Метапредметными результатами изучения предмета «Татарский язык» является формирование следующих учебных действий:
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- определение общей цели совместной деятельности и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение;
- готовность конструктивно разрешать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудничества.
Предметными результатами изучения предмета является формирование следующих умений:
– уметь различать, сравнивать и анализировать звуки, буквы, слоги, слова, части речи, члены предложения, виды предложении;
- первоначальное усвоение главных понятий курса татарского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции;
- понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка;
- овладение первоначальными представлениями о нормах татарского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач
-выполнять творческие работы используя правила пунктуации и орфографии;
-выполнять правила чистописания.
Рабочая программа учитывает особенности класса. Во 2-4 классах учащиеся в процессе обучения грамоте знакомятся с явлениями и понятиями из области фонетики, словообразования, морфологии, постоянно ведут наблюдение над сочетаемостью слов в татарском языке, особенностями словоупотребления, овладевают начальными навыками письма и чтения на разных уровнях. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.


Содержание учебного предмета
Графика. Фонетика.
Система гласных и согласных фонем. Специфические буквы и звуки татарской речи. Закон сингармонизма. Слогоделение. Ударение. Морфология.
Общие сведения. самостоятельных частей речи: существительное, прилагательное, глагол.
Имя существительное.
Категория числа. Категория принадлежности. Аффиксы принадлежности. Словообразовательные аффиксы имен существительных. Имя прилагательное.
Значение, вопросы имён прилагательных. Использование имён прилагательных в речи.
Глагол.
Значение, вопросы глаголов. Использование глаголов в речи. Категории лица, числа, времени.
Синтаксис. Главные и второстепенные члены предложения. Своеобразие татарского синтаксиса (место сказуемого). Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные. Обычный порядок слов в них. Утверждение и отрицание в предложении. Показатели отрицания. Простое повествовательное предложение.
Основной закон – постановка сказуемого на конец предложения. Умение составлять из слов словосочетания, из словосочетании предложения. Понятия о главных членах предложения.

Тематическое планирование

Разделы
Количество часов
Основные виды учебной деятельности обучающихся

Повторение пройденного в 1 классе
4ч.
Применять установленные правила в планировании способа решения; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Упражняться в каллиграфически правильной записи букв, буквосочетаний, слов, понимать цель и смысл выполняемых заданий.
Выделять в тексте и записывать ответы на вопросы. Осуществлять поиск и выделять информацию из текста, объяснять смысл и анализировать высказывания. Находить основную мысль читаемых текстов.

Сотрудничать в группе, слушать собеседника, понимать речь других.

Наблюдать над особенностями татарской народной речи: мелодичностью, ритмичностью, образностью; делать простые выводы; находить основную мысль читаемых текстов.
Сравнивать тексты, написанные разными стилями, узнавать образные слова.
Отбирать факты на основе летних воспоминаний для устного сообщения
Различать жанры речевых высказываний (песня, скороговорка, закличка.
Сотрудничать в группе, слушать собеседника, понимать речь других.



Звуки и буквы. Ударение. – 67
8ч.
Различать звуки и буквы. Группировать звуки по их характеристике, дополнять группы звуков с помощью ориентиров таблицы. Соотносить количество звуков и букв в словах, объяснять причины расхождения количества звуков и букв. Производитьзвуко-слоговой и звуко-буквенныйанализы слов. Преобразовывать звуковой образ слова в буквенный.
Синтезировать: составлять слова из слогов, звуков, букв.
Знать отличительные особенности гласных и согласных, твердых и мягких звуков, правописания йотированных гласных.
Наблюдать за единицами речи, анализ, синтез и классификация информации. Распределять обязанности при работе в паре (чтение по ролям), координировать работу в паре.
Наблюдать за ролью словесного ударения, правильно произносить слова (в соответствии с акцентологическими нормами), осознавать смыслоразличительной роли ударения. Понимать то, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека. Руководствоваться правилами при создании речевого высказывания. Проявлять уважение к собеседнику через орфоэпически правильное произношение слов при общении.

Слово и его значение
1ч.
Определять цели учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками при работе с пословицами; пользовании толковым и этимологическими словарями; оценивать успешность решения учебной задачи по критериям определенным совместно с учителем и одноклассниками.
Находить необходимую информацию в учебнике, рабочей тетради при работе с пословицами.
Соблюдать произносительные нормы в собственной речи; подбирать слова при выражении чувств и мыслей; оценивать уместность использования слов в тексте

Пользоваться толковым и этимологическими словарями; выполнять нравственно-этические нормы в совместной деятельности с учителем, одноклассниками.
Определять цель учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками при списывании текста; пользовании толковым и этимологическими словарями; оценивание успешности решения учебной задачи по критериям определенным совместно с учителем и одноклассниками.
Поиск и выделение необходимой информации в учебнике, рабочей тетради при поиске вежливых слов; пользовании толковым и этимологическими словарями;
Построение, принятие и выполнение правил учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; понимание возможности различных позиций.



Части речи
2ч.
Распознавать группы слов (части слова) по их отличительным признакам; «читать» и преобразовывать модели (схемы) предложений в высказывания; составлять алгоритм распознавания и определения частей речи; использовать части речи в предложении.
Обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); строить схему предложения.


Предложение
2ч.
Изучить правило о главных членах предложения (без терминов): слова, называющие действующее лицо, предмет и их действия, состояние; повторить функциональные (цели высказывания) и другие признаки предложений. Графически показывать связь главных членов предложения.
Понимать цель выполняемых действий.
Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; активизировать словарь при общении, при работе с информацией; строить схему предложения.
Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Изучить основные «шаги» памятки-инструкции, действовать в соответствии с ними.
Обобщить понятие о структуре предложения: цепочка слов, связь звеньев этой цепи по смыслу и грамматически.
Графически показывать связь главных членов предложения.



Наступила золотая осень
4ч.
Воспринимать красоту родного края в произведениях литературы и живописи. Рассказывать о красоте своей страны. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Сравнивать произведения живописи и произведения литературы. Сравнивать прозаический и поэтический тексты. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Определять название выставки книг. Классифицировать книги по подтемам. Находить нужную книгу по заданным параметрам.
Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Определять конкретный смысл понятий «сравнение», «сборник». Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Находить эпитеты, сравнения. Объяснять смысл понятий «темп», «интонация». Выбирать стихотворения для выразительного чтения. Наблюдать, как с помощью художественных средств автор передает читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом и поэтическом текстах. Наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настроение, выраженные в репродукциях картин известных художников. Составлять рассказ об осени на основе репродукции картины, используя слова художественных текстов; на основе собственных наблюдений. Озаглавливать текст строчками из прочитанных произведений. Инсценировать произведение.

Зима
2ч.
Читать выразительно понравившийся текст. Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении произведений раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения.
Выразительно читать стихотворения. Находить в тексте стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения. Придумывать свои сравнения, подбирать эпитеты, олицетворения. Читать наизусть стихотворения. Распределять роли для инсценировки; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение.
Участвовать в работе группы: находить нужный материал для подготовки к празднику. Отгадывать загадки; соотносить загадку с отгадкой. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы

Моя Родина
2ч.
Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения в нем представлены. Обсуждать в паре, в группе, что такое согласие, ответственность. Рассказывать о традициях своей семьи. Рассказывать о своей маме. Размышлять, в чем заключается семейное счастье. Соотносить содержание текста и пословицу. Выразительно читать стихотворение. Называть качества героев произведения. Читать диалог по ролям. Инсценировать произведение.
Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Называть выставку книг; группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Весна
2ч.
Читать самостоятельно учебный текст (задания, вопросы, комментарии). Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения в нем представлены. Находить в тексте олицетворения, объяснять своими словами значение понятия «воображение». Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Выразительно читать стихотворения. Определять тему произведений, рассматриваемых на уроке. Сравнивать образы, представленные в лирическом стихотворении. Сравнивать произведения живописи и литературы.
Создавать собственные тексты по произведению живописи. Представлять собственные тексты по произведению живописи. Представлять свою творческую работу в группе, в классе. Задавать вопросы по прочитанным произведениям. Оценивать вопросы учащихся. Распределять роли для инсценирования; договариваться друг с другом. Находить олицетворения в лирическом стихотворении; придумывать свои сравнения. Инсценировать произведение.
Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Называть выставку книг; группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Сказки
3ч.
Читать самостоятельно учебный материал (вопросы, задания к текстам). Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Выбирать вопросы, на которые предстоит ответить при чтении раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Определять конкретный смысл понятий: сказка, сказочный персонаж, вымысел. Называть имена известных русских собирателей сказок:. Находить в библиотеке книгу по заданной теме. Высказываться о своем отношении к народным сказкам. Восстанавливать события сказки на основе рисунков. Рассказывать сказку по иллюстрациям; на основе картинного плана. Рассказывать сказку с использованием опорных слов. Определять качества главных героев сказки; называть их. Делить текст на части.
Объяснять, что в сказке является правдой, а что вымыслом. Сравнивать героев, события сказки. Выявлять особенности сказочного текста с учетом места проживания людей. Находить в тексте сравнения с помощью слов «будто», «как», «словно». Распределять роли; договариваться о совместном представлении сказки.
Читать сказку по ролям, определять речевую задачу персонажей (выразить просьбу, удивление). Выразительно читать сказочные диалоги. Составлять план сказки; дополнять составленный план. Определять главную мысль на основе пословиц. Соотносить пословицу и содержание сказки. Подготовить выставку книг: группировать книги по подтемам; находить нужную книгу на основе характеристики; рассказывать о книге по составленному плану. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Сочинять текст на основе опорных слов и прочитанных произведений о лисе

Здравствуй лето!
3ч.
Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения в нем представлены. Обсуждать в классе, что такое сочувствие, сопереживание. Определять авторское отношение к изображаемому. Находить слова, которые помогают представить картину, героя, событие. Выразительно читать, отражая авторскую позицию. Определять основные события произведения. Обсуждать с друзьями поступки героев. Придумывать продолжение историй. Составлять план произведения в соответствии с планом в учебнике на основе опорных слов. Характеризовать героя произведения. Читать диалог по ролям.
Инсценировать произведение. Сравнивать художественный и научный тексты. Участвовать в проектной деятельности: договариваться друг с другом. Отбирать необходимый материал (снимки, рассказы, стихи) в фотоальбом. Составлять рассказ по серии картинок. Задавать вопросы к тексту; оценивать эти вопросы.
Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Называть выставку книг; группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.


Итого


34ч.




Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Программа по татарскому языку для учителей начальных классов татарской школы Республики Башкортостан. Под редакцией Л.Ш.Гайнетдиновой, Ф.А.Гафурова, 2011 г – Уфа
2. Учебник «Татарский язык» для 2 класса четырёхлетней начальной школы с русским языком обучения (для учащихся татар). А.Х.Нуриева. Казань. Издательство «Магариф».2008.
3. Учебник «Литературное чтение» для 2 класса четырёхлетней начальной школы с русским языком обучения (для учащихся татар).Р.Х.Ягафарова. Казань. Издательство «Магариф».2008. 4. Сборник диктантов для 2-4 классов татарской общеобразовательной школы. Казань.Издательство «Магариф». 2009. (Пособие для учителей На татарском языке.)

Наглядные пособия.
Таблицы по предмету
Алфавит. Печатные и рукописные буквы.
Лента букв.
Технические средства обучения.
1. Магнитофон.
2. Ноутбук.
3. Проектор.
4. Интерактивная доска.
5. Видеокамера.
Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения татарского языка и литературного чтения во 2 классе дети научатся:
понимать – предложение – это основная единица речи;
понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
различать главные члены предложения;
понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
различать словосочетание и предложение;
понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
различать деление слов на слоги и для переноса;
различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
верно, употреблять прописную букву.
В результате изучения татарского языка и литературного чтения во 2 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:
выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;
составления предложений на заданную тему;
употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);
орфографической грамотности речи учащихся;
проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
употребления прописной буквы в именах собственных;
каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами








13PAGE 15


13PAGE 14815




Заголовок 215