Урок на тему Сложные слова(6 класс )


Утверждено:
Дата :30.11.2015
Класс:6
Тема: «Сложные слова .Соединительные гласные»
Цели:
Образовательные: сформировать у учащихся представление о сложных словах, умение правильно писать в таких словах соединительные гласные ; знакомить со способами образования сложных слов; расширять знания о составе слова.
Развивающие: развитие речи учащихся, способствовать развитию внимания, наблюдательности, мышления и орфографической зоркости.
Воспитательные: воспитывать интерес к языкознанию, аккуратность и прилежание.
Оборудование: интерактивная доска, карточки, картинки, и т.д.
Ход урока.
Начало урока.
Психологический настрой.
На данном этапе используется стратегия «Снежный ком». Ученики по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку.
Деление на 2 группы с помощью цветных стикеров.
На стул каждого ученика клеятся стикер определённого цвета, затем учащиеся объединяются по одинаковым цветам .Середина урока .Повторение пройденного материала. Игра «Крестики-нолики».
Введение нового материала.
Прочитайте слова. Выделите маркером корень в словах: школа, учебник, книголюб.(Учитель проходит по классу и наблюдает за выполнением заданий на рабочих местах.)
- Прошу ... , вывесить рабочие листы на доску.
- Посмотрите на доску, как ребята выполнили задание.
- Что вы заметили?
- В слове книголюб количество корней выделено по-разному.
- Почему возникло затруднение?
- Какой вопрос возникает?
- Сколько корней в слове книголюб? А сколько корней в слове книголюб, мы узнаем познакомившись с темой урока: «Сложные слова»
Стратегия «Роль на стене». Учащиеся пишут то, что знают о сложных словах. Затем пишут ,что еще хотели бы узнать. После раздаются листовки с правилом на тему «Сложные слова»
СЛОЖНЫЕ СЛОВА
Слова пешеход, электровоз, пароход, самолет, кругосветный – сложные слова Слова, у которых два корня, называются СЛОЖНЫМИ:
звездопад, вездеход Сложные слова образуются: сложением 1.Целых слов: школа-интернат
2.сложением основ слов с соединительной гласной: пароход В сложных словах есть соединительные гласные,
Чаще всего О или е. Соединительная буква О пишется только после букв твердых согласных:
ледоход, самолёт
Соединительная буква е пишется после мягких согласных,
а также после букв ж, ш, ц:
корнеплод, пешеход, птицелов
Выполнение системы упражнений .
Задание №1. Работа по картинкам .Угадываем слово. Выделяем корень. Составляем предложение (устно).
Человек, который разводит пчел – ПЧЕЛОВОД Человек, который много ходит пешком – ПЕШЕХОД Человек, который любит плавать на море – МОРЕПЛАВАТЕЛЬ Человек, который варит сталь – СТАЛЕВАР Бездельника, который лежит на боку? – ЛЕЖЕБОКА Рубит мясо – МЯСОРУБКА Поток воды, который падает с большой высоты ВОДОПАД Пыль увижу – заворчу, заворчу и проглочу. (Пылесос) Он в безбрежном океане, туч касается крылом. Развернется над лучами – Отливает серебром. (Самолет).Сразу несколько камней. Все посыпались как град – Что же это? (Камнепад).

Задание №2. Работа по карточкам.
Снегопад.Звездопад.Ледоход.Гололёд.Землетрясение.ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Мойдодыр.Белоснежка.Синеглазка.Черномор.Людоед.СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ
Снегоход.Самолёт.Вездеход.Луноход.Пароход.ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
Трубочист.Рыбалов.Мореход.Кашевар.Сталевар. ПРОФЕССИИ
Носорог.Сороконожка.Водомерка.Мухоловка.Землеройка.ЖИВОТНЫЙ МИР
Задание №3 Работа у доски.
Землеройка, знаменосец, утконос, овощевод, мухоловка, пятилетка, землетрясение, пчеловод, звездопад, пешеход, семидневка, треугольник, шестиклассник. ВЫВОД:сложные слова соединяются не только гласными- Е и –О,но –И.
Конец урока .Итог. Учащиеся становятся в круг и с помощью мяча повторяют пройденный материал .Оценивание .Домашнее задание : Записать 5 сложных слов с которыми мы не встречались на уроке. Выделить корни.
Рефлексия. Выберите 1 фразу для соседа по парте:
Ты молодец.
Я доволен твоей работой на уроке.
Ты мог бы поработать лучше.
Утверждено:
Дата :30.11.2015
Класс:7
Тема: «Правописание местоимений»
Цели:1. формировать у учащихся понятие об отрицательных и неопределённых местоимениях и их особенностях;
2.развивать навыки склонения данных местоимений и навыки их правописания;
3.воспитывать чувство юмора.
Тип урока:    комбинированный
 Работа со словами: выступление, присоединиться
 
 
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 5, стр.72 + правило
 
 3.Повторение изученного материала.
 Задание № 1, стр.73
 Образец: к двенадцати часам, от пяти до десяти...
-Что такое местоимение?
-Какие разряды местоимений вы знаете?
 4. Изучение нового материала
                  
ЗАПОМНИТЕ!!! Приставка КОЕ – и суффиксы ТО-, ЛИБО-, НИБУДЬ-пишутся через дефис: кто-то, кое-кто, что-либо, кого-нибудь.
Заполните эту  опорную схему, используя полученные ранее знания о местоимениях
5.Закрепление изученного материала
 №2, стр. 73 (текст «Умные спорщики»)
-Почему этот текст вызывает смех?
-Какие местоимения здесь встретились?
№ 3,4,6,7,стр. 74,75
 6. Домашнее задание.
 № 8, стр.75
7.Итог урока.
СЛОЖНЫЕ СЛОВА
Слова пешеход, электровоз, пароход, самолет, кругосветный – сложные слова Слова, у которых два корня, называются СЛОЖНЫМИ:
звездопад, вездеход Сложные слова образуются: сложением 1.Целых слов: школа-интернат
2.сложением основ слов с соединительной гласной: пароход В сложных словах есть соединительные гласные,
Чаще всего О или е. Соединительная буква О пишется только после букв твердых согласных:
ледоход, самолёт
Соединительная буква е пишется после мягких согласных,
а также после букв ж, ш, ц:
корнеплод, пешеход, птицелов
СЛОЖНЫЕ СЛОВА
Слова пешеход, электровоз, пароход, самолет, кругосветный – сложные слова Слова, у которых два корня, называются СЛОЖНЫМИ:
звездопад, вездеход Сложные слова образуются: сложением 1.Целых слов: школа-интернат
2.сложением основ слов с соединительной гласной: пароход В сложных словах есть соединительные гласные,
Чаще всего О или е. Соединительная буква О пишется только после букв твердых согласных:
ледоход, самолёт
Соединительная буква е пишется после мягких согласных,
а также после букв ж, ш, ц:
корнеплод, пешеход, птицелов

Снег…пад.Звезд…пад.Лед…ход.Гол…лёд. Земл…трясение.
Бел…снежка.Син…глазка.Черн…мор.Люд…ед. Снег…ход.Сам…лёт.Везд…ход.Лун…ход.Пар…ход.
Труб…чист.Мор…ход.Каш…вар.Стал…вар.
Нос…рог.Сорок…ножка.Вод…мерка.Мух…ловка.Земл…ройка.