Риски и преимущества при дистанционном обучении


Какие риски и преимущества ожидают учителя, применяющего дистанционное обучение в урочной и внеурочной деятельности?
Маликова Наталья Александровна
В последнее время все большее количество студентов и школьников активно пользуются компьютерными технологиями и интернетом. Дистанционные технологии создают условия для изучения отдельных курсов, освоения образовательных программ школ, СПО и ВУЗов, делают обучение более доступным, а также открывают новые возможности для обучения и переучивания специалистов всех областей науки и техники.
Дистанционное обучение может использовать различные формы и методы донесения учебной информации до обучающихся (печатные издания, радио, телевидение, аудио/видеотрансляции, интернет –конференции и т.д.). Однако внедрение дистанционного обучения представляет собой достаточно сложный процесс, требующий как моральных, так и материальных затрат.
Необходимо:
Морально подготовить преподавателей к внедрению новых информационных технологий, обучить их компьютерной грамотности и использованию этих технологий.
Разработать комплект документов для внедрения и проведения дистанционного обучения.
Приобрести электронные ресурсы и систему дистанционного обучения .
Какие же преимущества ожидают преподавателя, применяющего дистанционное обучение в урочной и внеурочной деятельности :
Дистанционное обучение позволяет студентам заниматься по индивидуальному графику, оставаясь в привычной обстановке и сохраняя привычный ритм жизни. Обучающийся сам определяет разделы и темы, темп обучения. Такая система позволяет студенту получать навыки самообразования. Он становится более самостоятельным и ответственным.
Дистанционное обучение снижает нервозность обучаемых при проведении промежуточных аттестаций (зачет, экзамен). Снижается субъективный фактор оценки и психологическая нагрузка на преподавателя.
Дистанционное обучение позволяет студентам, которые временно не могут посещать учебное заведение, не отставать от сокурсников и после выхода на занятия успешно адаптироваться в учебной среде, а преподавателю не нужно тратить время на дополнительное объяснение пропущенного материала.
Дистанционное обучение позволяет повысить уровень качества обучения за счет применения электронных библиотек, современных средств и т.д.
Не смотря на все перечисленные преимущества, дистанционные образовательные технологии имеют ряд недостатков:
Ввиду отсутствия прямого человеческого общения между студентом и преподавателем сложно создать эмоциональноокрашенную творческую атмосферу.
Невозможно на 100% быть уверенным, кто выполняет предложенные задания, что требует специальных мер, приемов и соответствующего программного обучения.
Отсутствие постоянного контроля приводит к отсутствию побудительного стимула обучающегося, что для наших студентов достаточно актуально.
Недостаточная компьютерная грамотность студентов и преподавателей.
Достаточно высокая трудоемкость разработки заданий и курсов дистанционного обучения.
Однако, несмотря на вышеизложенное, развитие дистанционного обучения в системе образования необходимо продолжать и совершенствовать, т.к. оно позволяет реализовать два основных принципа современного образования –«образование для всех» и «образование через всю жизнь».