Из опыта работы учителя немецкого языка Роль ситуативно-обусловленных упражнений в обучении устной речи на уроках немецкого языка


Роль ситуативно-обусловленных упражнений в обучении устной речи на уроках немецкого языка Шалимова Л. И. МКОУ «Киреевская СОШ №6»
История обучения иностранным языкам насчитывает столетия. При этом методика много раз менялась, делая ставку то на чтение, то на перевод, то на аудирование, то на комбинацию этих процессов. Изменился статус школы, изменился и статус иностранного языка как школьного учебного предмета. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировые сообщества сделало иностранный язык реально востребованным. Государство и общество стали испытывать потребность в людях, практически владеющими иностранными языками. Школьники и их родители стали связывать с практическим владением иностранными языками планы на будущее, возможность для лучшего трудоустройства, дальнейшей учёбы, отдыха, туризма. Иностранный язык стал осознаваться в полной мере как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия (культур) людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала. Но овладеть иностранным языком, не находясь в стране изучаемого языка, весьма трудно. Тем более что овладение иностранным языком отличается от овладения родным языком способом овладения, плотностью информации в общении, включенность языка в предметно-коммуникативную деятельность. Главными участниками процесса обучения являются учитель и ученик. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправном речевом партнерстве.Ситуация – одна из целенаправленных категорий методики преподавания иностранного языка. Она является универсальной формой общения.
Она должна быть предельно ясна учащимся. Поэтому важным является отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем общения, которые интересуют учащихся каждого возраста. Для младших школьников характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы.
Дети легко вовлекаются в игровую деятельность. В подростковом возрасте наблюдается бурное развитие воображения. Ситуации на уроках этого возраста используются для решения задач усвоения нового, закрепления материала. Желание говорить появляется только в реальной ими воссоздаваемой ситуации.
Самым действенными ситуациями являются необусловленные речевые ситуации, направленные на широкое высказывание.
Мы должны делать на уроках все, чтобы как слово, так и грамматические формы усваивались в деятельности. Учащиеся выполняют какую-либо речевую задачу – подтверждают мысль, сомневаются в услышанном, спрашивают о чем-либо – в процессе этого усваивается необходимое слово или грамматическую форму.
Ситуации могут быть реальными, условными, воображаемыми и даже фантастическими. Главное, они должны быть для детей личностно-значимыми.
Ситуации могут быть абстрактными. Они подходят для детей учащихся среднего и старшего этапов обучения. Чтобы создать ситуацию на уроке, мы должны хорошо представить ее структуру. Она включает определенный отрезок действительности, предполагающий конкретное место и время действия, где осуществляются неречевое и речевое поведение. Отрезок действительности может быть намочен вербально или изображен при помощи наглядных средств. Важно пропустить ситуацию через себя. Важны формы драматизации, игры ролевые.
Ставя учащихся в ту или иную ситуацию, нужно предусмотреть обеспеченность ее языковым материалом. С этой точки зрения нужно иметь в виду деление ситуаций на стандартные и нестандартные.
Например, стандартная ситуация «Случайная встреча на улице»
«Рад тебя видеть, ты хорошо выглядишь, поздравляю с днем рождения и т.д.»
Нестандартные ситуации обычно основываются на - стандартные.
Существенным является обеспеченность языковым материалом. Но здесь надо выделить два уровня речи: подготовленную и неподготовленную. Подготовленный уровень – предварительное обеспечение ее языковым материалом со стороны учителя и ученика.
Неподготовленный уровень осуществляется без подготовки во времени и опор.
Много лет я практикую на уроках использование ситуации. Подготовка таких уроков непроста, требуется много выдумки, энергии, фантазии. Пусть не каждый, но большинство уроков представляли бы собой мини-спектакли, чтобы учитель и ученик были равноправными партнерами.
Известны несколько способов создания ситуаций:
Словесное описание
Использование иллюстративной наглядности
Инсценирование
Работая во втором классе по учебнику Бим И.Л. , пришла к выводу, что в учебнике достаточное количество «ситуативных упражнений», но «отсутствие» картинок, инсценирование диалогов, интервью.
Для новизны в работе использую весь иллюстративный материал, наглядность.
По такому же типу провожу урок в седьмом классе по теме «Город», «Средства передвижения». При прохождении темы в восьмом классе «Путешествие по ФРГ» большое внимание уделяю городам Кельну и Мюнхену. Итогом работы явились воображаемые экскурсии по этим городам с использованием репродукций, таблиц с изображением достопримечательностей. «Экскурсоводы» меняются, поэтому одна экскурсия не похожа на другую.
По теме «Книги» провожу заключительный итоговый урок в библиотеке школы. Распределение ролей в ситуации происходит с учетом индивидуального подхода к учащимся, учета их интересов.
Образец выполнения ролей сначала показывает учитель.
В восьмом классе проводила урок-собрание по подготовке к встрече наших друзей из города Фрайберг в Киреевске. На доске даны клеше: «Давай покажем друзьям… , может быть, поедем… , я думаю, я уверен, я сомневаюсь».
Учащиеся предполагают, как встретить, что показать и т.д.
Считаю, что ситуации создают на уроке благоприятный психологический климат. Конечно, требуется атристизм. Надо уметь выразить на лице и удивление, и растерянность, и тревогу.
И этому надо учить детей – реагировать, но то или иное «настроение» учителя в зависимости от введенной на уроке учебно-речевой ситуации, учить культуре речи, формировать навык быстрой реакции, активизации мыслительной деятельности и ситуации учебника «Путешествие» по стране Буквляндии, по которому я работала ранее в начальных классах.
Например, «приглашаю» детей к королю Всевидящее око, который видит все, у которго есть чудо-дерево, на котором растут буквы.Король вежлив, любит вежливые слова, обращения. И тут же повторяются все фразы вежливости. Роль короля исполняю сама, затем дети. При обучении счету отправляемся в зоопарк считать обезьянок. «Обезьянки» - детки в масках. А чтобы поздравить обезьянок с днем рождения, отправляемся в магазин за подарками – шариками разных цветов. Учимся обозначать цвет и т.д.
Есть в кабинете и №птичка волшебная» и «ларец с чудесными игрушками», чтобы закрепит употребление существительных после правил.
Использую персонаж барона Мюнхаузена «Я сегодня не учитель, а Мюнхаузен, я попробую вас обмануть» для закрепления отрицания, «Карлсон» использующийся для закрепления грамматического явления - wo? С существительными в Dativ.
В классе пятом на самом первом уроке по теме «Зима» с первых минут создаю ситуацию. Детям предлагаю нетрадиционную посадку, центр класса свободен. Вывешиваю всю наглядность по теме. И даже классная комната превращается в «поле деятельности», где я прошу детей «играть в снежки, кататься на санках», лыжах, используя мимику жесты, наглядность.
При закреплении лексики на этом же «поле» рождаются различные ситуации.
Естественно, лишь система таких уроков дает результат.
Использование речевых ситуаций помогают проводить нестандартные уроки, некоторые из которых были интегрированными с другими предметами.
Интересен был урок в одиннадцатом классе по теме «Музыка» о композиции Моцарта. Классная комната стала «домом-музеем» в Зальбурге.
На стенах «газеты» из разных стран о маленьком вундеркинде. На столе – «нотные листы его произведений, подсвечники с зажженными свечами». Здесь и юный Моцарт, и его отец, Сальери, невеста Моцарта, директор театра и т.д.
За урок дети рассказали и показали в инсценировках жизнь и трагедию Моцарта. Этот материал был использован в инсценированном с литературой уроке «Моцарт и маленькие трагедии Пушкина»
В девятом классе в форме поэтического альманаха, проведенного в «литературной гостиной» прошел урок, интегрированный с литературой, на тему «Гейне и Гете в переводах Лермонтова». Это была встреча «любителей поэзии из Германии и России». Звучали стихи на немецком и русском языках и сам «великий» Гете ( его роль исполнял ученик девятого класса) у своего «лесного» домика на горе Кикельхан рассказывал историю стихотворения gleichnis. Здесь было пение (Лорелел), различные полилоги.
По теме «школа в Германии» проводила заключительный урок из воображаемой гимназии города Гамбурга. На уроке было инсценирование отрывка из произведения Эриха Кастенера «Летающая комната».
Нетрадиционно пытаюсь проводить уроки по домашнему чтению. Один из них назывался «В гостях у лесных фей» в седьмом классе.
В основу урока была положена сказка, а дома – организованна работа по увиденному и прочитанному; вопросы, выслушивались мнения ребят по содержанию, выделялись главные мысли и т.д.
Особую ценность имеют ситуации, непосредственно связанные с жизнью;
«Скажите, что вы видите за окном» и т.д. Ситуации способствуют не только развитию навыков устной речи, но и чтения, аудирования, обеспечивает интерес учащихся и автоматизации их лексико-грамматических навыков, умений, способствует управлению общение на уроке.