Кейс технология как средство реализации практико-ориентированного обучения на уроках математики


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Соболохская средняя общеобразовательная школа»
Кейс технология как средство реализации практико-ориентированного обучения на уроках математики
Учитель математики:
Андреева Нюргуяна Васильевна
с. Соболох
2017г.Кейс технология как средство реализации практико-ориентированного обучения на уроках математики
ФГОС II поколения требует от учащихся школы в качестве основного результата образования овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие, жизненные задачи, с которыми ему предстоит столкнуться непосредственно во взрослой жизни. “Ученик при изучении различных разделов математики постоянно должен понимать: зачем этот предмет ему нужен, как связаны изучаемые понятия с насущными задачами практики” [18, с.164].
Предполагается новый подход к конструированию содержания образования, а также к использованию современных образовательных технологий обучения. Одной из таких эффективных технологий обучений является жизненно-ситуативное обучение с использованием кейс метода. В связи с этим необходимо на уроках использовать современные образовательные технологии обучения. Особый интерес вызвала технология case-study, которая была разработана и активно внедрена в Гарвардской школе бизнеса в 1920 году.
По мнению Толочиной (Демьянчук) О. Г. Case - study технология (метод) – это обучение действием [3]. Суть case-study состоит в том, что усвоение знаний, развитие умений, формирование компетенций есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению конкретных жизненных ситуаций. Кейс должен содержать: реальную ситуацию, соответствующую возрасту ребенка; информацию, подготовленную по определенному формату и предназначенную для анализа и обобщения; задание, обучающее навыкам формулирования проблемы и выбортки возможных вариантов ее решения.
Покажем, как используется кейс технология на уроках математики на примере темы «Решение задач на проценты» в 6 классе общеобразовательной школы.
Время: 2 урока.
Класс: 6.
Предмет: Математика.
Тема: Решение задач на проценты.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Вид кейса: Обучающий кейс.
Тип кейса: Аналитический (Case-incidentmethod).
Цели:
Обучающая: научиться применять полученные знания по теме «Проценты» в конкретных жизненных ситуациях.
Развивающая: развивать умения анализировать, систематизировать, интерпретировать полученные результаты, правильно пользоваться интернет-ресурсами в образовательных целях.
Воспитательная: воспитывать ответственность и умение сотрудничать в группе, выслушивать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказывать свою, профориентационная работа.
Краткое содержание кейса:
Часть 1. Информационная часть:
Все об аэропорте «Якутск» ты можешь узнать на официальном сайте http://www.airport-yakutsk.ruРасписание регулярных рейсов Якутск – Мома – Якутск с 04.03.14г по 25.10.14г.
Название авиакомпании Рейс Из а/п Якутск В а/п Якутск
отпрДни Тип ВС Прибв а/пназнРейс ПрибДни
«Якутия» ЯП 405 08:20 1 4 АН-24 12:50 ЯП-406 14.05 1 4 «Полярные авиалинии» ЯП 231 3 ЯП- 232 3 «Бурятские авиалинии» ЯП 2 5 2 5
Перечень сборов на платные услуги, оказываемые ОАО АК «Якутия», «Полярные авиалинии» и «Бурятские авиалинии»
№ Наименование сборов за платные услуги Сбор, отражающий затраты на услуги, (руб) Примечание
1 Сервисный сбор за оптимальный подбор маршрута и оформление перевозки 350*
500** За каждый участок маршрута
2 Сбор за добровольное изменение даты и времени вылета (обмен авиабилета) 350 *
1000** За один авиабилет
3 Сбор за добровольный отказ от полета (возврат авиабилета) 350 *
500** За один авиабилет
4 Сбор за предварительное бронирование мест по заявкам пассажиров и организаций (без одновременного оформления авиабилета) 150** За одно место
5 Сбор за выдачу справок из архива агентства 500 *
350** За одно место
6 Сбор за справку о стоимости проезда 100*
150** За одно место

7 Сбор за выдачу копии маршрут – квитанции электронного билета 150 *
100** За одно копию
8 Ксерокопирование документов 10 *
20** За один лист
9 Сбор за оформление услуги с использованием уведомления о предварительной оплате (РТА) 500** За один авиабилет
10 Сервисный сбор при оформлении авиабилетов попластикой карте 400 *
700** За каждый участок маршрута
11 Сбор за добровольный отказ от полета (возврат авиабилета) по пластиковой карте 400 *
800** За один авиабилет
*- ООО «Агентство Транспортных Сообщений Меридиан»
**-ООО «Олимп –Арт»
Часть 2.Выписки из прайс-листов о стоимости авиабилетов Мома – Якутск- Мома
Название авиакомпаний Стоимость Эконом тариф- 1 Эконом тариф-2 Скидки в летнее время, социальные скидки Скидки на покупки 23 февраля для мужчини 8 марта для женщин
«Полярные авиалинии» 18000 рублей 12000 рублей 13400 рублей *пассажир старше 55 лет (включительно) – 45 %
**«Молодежная» с 18 до 23 лет – 45 % С 30% до 50 %
«Якутия» 18000 рублей 12300 рублей 13300 рублей «Бурятские авиалинии» полеты с 29.06. по 15.09. 15000 рублей 9000 рублей Нет Нет Нет
Часть 3. Задания кейса:
Семья Петровой Маши этим летом с 15 июня по 15 июля собираются отдыхать в г. Якутске, необходимо посчитать наименьшие затраты на авиабилеты Якутск-Мома-Якутск, если ее семья состоит из 8-ми человек:
Состав семьи:
1 Петров Алексей Алексеевич – дедушка 02.04. 1949 г
2 Петрова Мария Ивановна – бабушка 16.11.1951
3 Петров Николай Алексеевич – отец 07.02.1972
4 Петрова Лариса Викторовна – мать 28.02.1973
5 Петрова Альбина Николаевна – сестра 15.05.1993
6 Петров Артур Николаевич – брат 09.10.2003г
7 Петрова Ольга Николаевна – сестренка 07.07.2012
Задание 1. Рассчитайте стоимость авиабилетов Мома – Якутск – Мома, если билет купят за 1 месяц до вылета.
Задание 2. Рассчитайте стоимость авиабилетов Мома – Якутск – Мома, если билеты приобретают во время скидок ко Дню защитника Отечества и ко Дню 8 марта.
Задание 3. Рассчитайте стоимость авиабилетов Мома – Якутск – Мома, если билет купят перед отъездом за 1 неделю.
Вопросы для обсуждения по материалам кейса
Обсудите в группах результаты исследования.
Сравните стоимость билетов в разных авиакомпаниях.
Выберите авиакомпанию, в которой выгоднее всего купить авиабилеты этой семье.
Сделайте рекомендации, в какое время лучше всего приобрести авиабилеты.
Часть 4. Домашнее задание: А теперь дома посчитай затраты на авиабилеты для своей семьи. Разработай рекомендации, в какое время вам лучше всего приобрести авиабилеты.
Обучающимся озвучивается тема занятия «Решение задач на проценты» и проговаривается то, что занятие будет проводиться в режиме case-stude. Класс делится на 4 группы по 6 учащихся. В каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение и отвечать на вопросы.
Первый этап урока: мотивирование к учебной деятельности. Кейс предоставляется ученикам непосредственно на занятии. Основная задача этого этапа: создание условий для формирования мотивации учащихся к занятию. Учитель сообщает о форме проведения урока в виде решения задания кейса.
Второй этап урока: знакомство с поставленной ситуационной задачей занятия. Учащиеся достают из кейса задания, разбирают ее, ставят перед собой цель. В результате данного этапа происходит включение учащихся в деловой ритм, готовность класса к решению ситуативной задачи. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Третий этап урока (не обязательный этап): сбор дополнительной информации. Основная задача данного этапа: поиск недостающей информации, сбор данных по ситуации, ее источников, необходимой для решения проблемы.
Четвертый этап урока: актуализация и фиксирование многовариантности решения кейса. Организуется актуализация изученных способов действий, достаточных для решения ситуационных задач; соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; мотивации к действию («надо»-«хочу»-«могу») и его самостоятельному осуществлению. Выдвижение гипотез и их обоснование, формулирование проблемы; установление причинно-следственных связей.
Пятый этап урока: построение проекта решения кейса. Учащиеся планируют свою работу в группах, если нужно распределяют функционалы, назначают главного в группе (спикер). Построение логической цепи рассуждений.
Шестой этап занятия: работа в группах по поиску решения поставленной задачи. Учитель консультирует учеников, ученики знакомятся с информационным материалом кейса, объясняют непонятные моменты друг другу. Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Седьмой этап урока: реализация построенного проекта. Преобразовывают объект из чувственной формы в математическую модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); при решении полученной модели ситуационных задач могут использовать теоретический материал; вырабатывают единую позицию, которую учащиеся оформляют на отдельном листочке. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; моделирование; подведение под понятие; выведение следствий; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; построение логической цепи рассуждений;.Восьмой этап урока: защита своего проекта решения ситуационных задач. Ученики, представители групп, знакомят класс с их решением. Основная задача этого этапа: организация и создание условий для обсуждения решенных задач. В результате этого этапа учащиеся должны выбрать и обосновать свой выбор наиболее оптимальный вариант. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Девятый этап урока: анализ итогов решения ситуационных задач классом. На данном этапе учащимися делается вывод, из предложенных решений ситуационных задач выбирается оптимальное. Итоговую часть занятия проводит учитель, опираясь на презентованные группами варианты решений. Основная задача данного этапа создание условий для рефлексии. В результате данного этапа должно произойти осмысление практического применения знаний в конкретных жизненных ситуациях. Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Десятый этап урока: рефлексия учебной деятельности. Организуется самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся цель занятия результаты, фиксируется степень их соответствия. Индивидуально каждому раздается опросник, содержащий следующие вопросы: Что нового я узнал во время урока? Что не получилось во время урока? Почему? Что получилось? Благодаря чему получилось? Что надо учесть в следующий раз? В результате этого этапа контроль, оценка процесса и результатов деятельности.
Проведенный урок по теме «Решение задач на проценты» вызвал живой интерес учащихся к изучению темы, а также к предмету математика. Учащиеся столкнулись с жизненной ситуацией, научились пользоваться интернет-ресурсами в учебных целях, узнали многое о стоматологии, прошли профориентацию, были задействованы родители. Таким образом, учащиеся 6 класса на данном уроке овладели набором универсальных учебных действий.
Список литературы:
Басаргина О.О., Сидоров С.В. Возможности кейс-технологии в развитии познавательных интересов обучающихся [Электронный ресурс] //Сайт педагога – исследователя. - Режим доступа: http://si-sv.com/publ/6-1-0-159(дата обращения: 01.12.2014).
Иванова А.В., Эверстова В.Н. Совершенствование системы школьного математического образования в современных условиях [Текст] /А.В. Иванова, В.Н. Эверстова // Теоретические и методологические проблемы современного образования; Материалы VIII Международной научно-практической конференции 3-4 апреля 2012 г. Том 1 / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». – Москва : Изд-во «Спецкнига» , 2012. – С. 163-166.
Сведение об аэропорте города Якутска //Airport-yakutsk.ru портал. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.airport-yakutsk.ru (дата обращения: 29.05.2014).
Толочина (Демьянчук), О.Г. Кейс-технологии как один из инновационных методов образовательной среды [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования  nsportal.ru. 2013. 22января. URL: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/keys-tehnologii-kak-odin-iz-innovacionnyh-metodov-obrazovatelnoy (дата обращения: 19.04.2014).