Работа учителя-предметника с семьёй ученика с ОВЗ при дистанционном обучении


Развитие дистанционного образования детей инвалидов в настоящее время достаточно актуально.
По статистике, каждая десятая семья на протяжении жизни сталкивается с проблемой инвалидности близкого человека. Особенно тяжело переживаются в семье случаи заболевания детей.
Все мы знаем, что работа с детьми с ОВЗ требует индивидуального подхода. Но те, кто на практике работает с такими детьми, знают, что у «особенных» детей и семьи «особенные». И отношение к обучению своего ребёнка у этих родителей гораздо ответственнее.
Связано это прежде всего с тем, что для ребёнка с ограниченными возможностями школа является одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни. Поэтому в представлении родителей детей с ограниченными возможностями о будущем школа занимает гораздо более существенное место, чем для родителей здоровых детей.
Работая второй год в качестве учителя-предметника с семьями, имеющих детей с ОВЗ, могу отметить, что матери таких детей больше подвержены тревожности, очень часто приходится выступать в роли педагога-психолога. Мамам кажется, что ребёнку могут что-то недодать, что-то сделать не так, обидеть. Неправильно объяснить.
Связано это с тем, что уход за ребенком-инвалидом очень ограничивает профессиональную деятельность и досуг (особенно для матери). В большинстве случаев один из членов семьи (как правило, - мать) вынужден оставить работу, любимое дело, отказаться от перспектив карьерного роста. Итак, резко нарушаются или деформируются жизненные цели членов такой семьи, у них формируется комплекс "неполноценности" . На семью с ребенком с ОВЗ наваливаются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества жизни, возникновению семейных и личных проблем.
Многие родители не теряют надежд на исцеление ребенка и ищут все новых врачей или какую-то особенную, самую лучшую, больницу.
То же самое происходит с выбором педагога.
Такие родители часто выбирают две крайности. Одни решают всю жизнь без остатка посвятить служению ребенку, кому-то свойственно постоянно перекладывать вину и ответственность на других — и для этого они преследуют и постоянно уличают в ошибках и невнимательности врачей, социальных работников, учителей. Некоторые родители делают и то и другое.
Поэтому учителю необходимо не просто преподавать свой предмет, а быть одновременно и психологом, и социальным педагогом
Приведу пару примеров из личного опыта – девочка, 6й класс. Мама находится в состоянии постоянной тревожности. Контролирует учебную программу, очень болезненно относится к вынужденным переносам занятий. Опасается, что учитель может недодать знаний, не уделить достаточно внимания. Соответственно эта нервозность и тревожность не может не влиять на учебный процесс. Поэтому учителю-предметнику важно войти в положение родителя, в зародыше гасить недопонимание.
Другая девочка, 7й класс. Часто папа присутствует на уроке, не являясь педагогом, пытается вмешиваться в учебный процесс.- Не мало ли учитель объясняет, не много ли заданий , понятно ли ребёнку….
Таких примеров много. С чем это связано, мы разобрались, но что необходимо учителю-предметнику для того, чтобы контакт с родителем был налажен
Прежде всего, при обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
В целом педагогу необходимо наиболее открыто объяснить родителям, по каким методикам ведётся работа с детьми, как ведётся разъяснение нового материала, особенности выполнение заданий, по каким критериям оцениваются работы учащегося. Обсудить с родителем перемену видов деятельности, посоветовать дополнительные учебные материалы. Показать доброжелательность к ученику, разрешать переделать задание, с которым он не справился. Рассказать родителю о достижении ребёнка в предмете. Даже если родитель забудет детали вашего разговора через час, впечатление, что он держит всё под контролем и что учитель заинтересован в развитии ребёнка у родителя останется и тревога заметно уменьшится, что позволит достигать бОльших результатов в обучении.
Если учитывать эти особенности семей детей с ОВЗ, то дистанционное образования принесёт свои плоды. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.