О некоторых приемах работы над осмысленностью текста с обучающимися с ОВЗ.


О некоторых приемах работы над осмысленностью текста с обучающимися
с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) на уроках географии.
География в коррекционной школе является одним из предметов, который интересен детям. Но в тоже время, очень трудно развить у обучающихся такие важные для изучения предмета качества как пространственное воображение, умение систематизировать понятия, выделять главное.
Осмысленное чтение – одно из универсальных учебных действий без которого невозможна никакая познавательная деятельность. При изучении географии встречаются тексты учебника, изобилующие терминами, выделенными названиями, словарными словами. Чтобы дети детально и осмысленно проработали такой параграф, я прошу их составить кроссворд.
Для составления кроссворда обучающиеся:Заходят на сайт в интернете http://cross.highcat.org/ru_RU/# и далее используя «Памятку для создания кроссворда», которая имеется на сайте, создают кроссворд. В белое поле под заголовком «Слова» необходимо вписывают выделенные черным шрифтом слова из учебника. Если в этом поле уже записаны выделенные слова, то удаляют их, чтобы они не вошли в кроссворд.
После введения слов, нажимают на слова «Создать кроссворд»(над сеткой кроссворда)
Для создания кроссворда уходит около 5 минут. Если обучающиеся испытывают затруднения на этом этапе, учитель может им дать готовый кроссворд. Но самое главное в этой работе – сформулировать вопросы для кроссворда. Что такое оазисы? Что такое барханы? Как сформулировать для кроссворда вопрос об озере Баскунчак?
Дети работают максимально самостоятельно. Чтобы сформулировать вопросы к кроссворду, обучающиеся прочитают параграф несколько раз, часто обращаются к словарику в конце учебника.
Готовыми кроссвордами можно предложить детям обменяться, чтобы разгадать их и поставить друг другу оценку, а затем сдать учителю.
Для детей с ОВЗ в процессе подобных уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных ответов. Данный приём способствовал детальной проработке изучаемого материала. Важно, что детям нравится такая форма работы, так как снимается скованность, бесконечная традиционность урока. Такие уроки повышают интерес к предмету. Ребенок побуждается к творчеству, использованию компьютера на уроке, прием способствует развитию умения работать на результат. В процессе работы решаются воспитательные задачи: развиваются самостоятельность, внимательность, умение работать на результат. Учителям географии, биологии, истории, где в учебных текстах имеются термины и даты можно использовать этот прием в своей работе. В заключении урока дети выполняют задания и отвечают на вопросы к параграфу. Обычно усвоение темы бывает хорошим.