Конспект урока математики в 4 классе «Нахождение неизвестного слагаемого. Решение уравнений».


Конспект урока математики в 4 классе
«Нахождение неизвестного слагаемого. Решение уравнений».
Цели:
Обучающие:
1. Учить детей находить неизвестное слагаемое в усложнённых уравнениях
2. Развивать вычислительные навыки и умение решать задачи
Развивающие:
1. Совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать.
2. Формировать умения выполнять задания творческого характера.
3. Развивать математическую речь
4. Совершенствовать умения использовать математическую терминологию.
Воспитывающие:
1. Воспитывать интерес к предмету.
2. Формировать контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.
Оборудование:
Компьютер, проекторучебник математики: 4 класс ( 1 часть) – М. И. Моро
карточки - задания
карточки-сигналы
таблица с алгоритмом решения уравнений
презентация
Тип урока:
Усвоения новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные:
-Понимать, что такое «уравнение», « решить уравнение». Знать способ решения уравнений.
- Уметь решать задачи с помощью уравнения, читать математические выражения, неравенства, равенства.
Личностные:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по коллективно составленному плану;
- оценивать правильность выполнения действия;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Регулятивные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
Коммуникативные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-добывать новые знания, находить ответы на вопросы
ХОД УРОКА
I. Организационный  момент
Проверка готовности детей к уроку.
– Когда человек улыбается, у него работают 18 мышц лица, а когда хмурится – 43 мышцы, на сколько мышц меньше работает при улыбке?– Что полезней: хмуриться или улыбаться?– Давайте улыбнёмся друг другу и нашим гостям, и начнём работу. Слайд №1

Приветствие:
Прозвенел звонок весёлый!Все готовы? Всё готово?Мы сейчас не отдыхаем,Мы работать начинаем!
- Посмотрите на слайд №2. Какие фигуры вы видите? (овал, квадрат, круг, прямоугольник, треугольник)

- Я желаю вам получить такую оценку за урок, сколько геометрических фигур вы видите.
II. Актуализация знаний.
Открыли тетради и записали: число, классная работа.
1. Математический диктант « Верю –неверю».
2.Работа у доски.
- Какие слова первого и второго столбика вы бы соединили. Назовите
лишнее слово из каждого столбика.
Слагаемое Сумма
Уменьшаемое Произведение
Множитель Разность
Делимое Равенство
Уравнение Частное
Вычитаемое Делитель
-Какое слово оказалось лишним в первом столбике? (уравнение)
-Какое слово лишнее во втором столбике? (равенство)
- А оставшиеся слова? (название компонентов, результаты действия)
- Объясните. Что такое « равенство»?
( выражение в котором есть знак = )- Сейчас мы с вами понаблюдаем за равенствами. Будем находить значения выражений.
3. Игра « Соревнование улиток» Слайд №3 .
Наша с вами улитка слева. Мы ей будем помогать. Улитка будет делать
шаг в том случае , если мы правильно найдем значение выражения.
( 122+ 18) : 70
( 64 : 8 + 20) : 7
20 х ( 26 + 14) : 100
1 х (30+20)- 4х 4
5 х 4 + 12
( 400 – 300) – 36
У. У нас получился ряд чисел 2, 4 , 8 , 16, 32 , 64,
4. Какую закономерность заметили?
- Продолжите этот ряд и назовите три следующие числа ( 128, 256 , 512)
Молодцы!
III. Введение в тему урока. (Слайд4)
1. Постановка проблемы урока.
-Чтоб узнать тему нашего урока вы должны выполнить задания по группам
2. Работа в группах.
Класс делится на 2 группы.
Задание для каждой группы.
Если команда выполняет задания правильно-3 балла
1-2 ошибки-2 балла
3 ошибки-1 балл
4. Подведение итогов работы в группах.
Ученики 1 группы. Находим по сумме и 1 слагаемому – 2 слагаемое. Находили корень уравнения по сумме и 1 слагаемому.
Ученики 2 группы. Находим по сумме и 2 слагаемому – 1 слагаемое. Находили корень уравнения по сумме и 1 слагаемому
- Что общего в заданиях? ( Во всех заданиях неизвестно одно из слагаемых и его нужно было найти.)
5. Давайте определим тему нашего урока.
Нахождение неизвестного слагаемого. Решение уравнений. ( слайд 6)

- Какие знания нам будут необходимы на уроке?
·  Как найти неизвестное слагаемое.
·  Вычислительные навыки.
·  Алгоритм решения уравнений.
6. Физкультминутка.
Упражнения на внимание: 1—руки на пояс, 2 – руки к плечам,
3 – руки вверх, 4 – руки в стороны.
1 – 3 – 4 – 2 , 3 – 2 – 1 – 4 , 2 – 3 – 4 – 1 , 4 – 3 – 1 – 2 .
IV. Открытие нового знания.( слайд 7)
1.  Работа в парах. Сигнальные карточки.
Выберите уравнение по теме урока и сгруппируйте уравнения
1) х – 33 = 92
2) х + 34 = 81
3) х + 15 = 68 : 2
4) 69 – х = 28
5) 15 + х = 51
6) 24 + х =79 - 30
2.Проверь себя (2 и 5, 3 и 6, т. к. неизвестно одно из слагаемых. 2 и 5 – простые уравнения, 3 и 6 – усложнены в правой части.) ( слайд 6)
3. Теперь давайте составим план наших действий по решению простых уравнений ( слайд7)
·  Прочитать.
·  Определить, что неизвестно
·  Применить правило.
·  Произвести вычисления.
4.Самостоятельная работа в тетрадях и у доски. (слайд 7)
х + 34 = 81
без ошибок-3 балла;
5.Проверка работ.
6.Физкультминутка
1 упр. Носиком в воздухе пишем цифру 1 2 упр. Правым ухом -2 3 упр. Левым ухом -3 4 упр. Правым локтем – 4 5 упр. Левым локтем – 5 6 упр. Правым коленом – 6 7 упр. Левым коленом – 7 8 упр. Носочком правой ноги – 8 9 упр. Носочком левой ноги – 9 7. Научимся решать уравнения. ( слайд 8)

-Кто может объяснить решение таких уравнений?
24 + Х = 79 – 30
(Нужно упростить правую часть и получить простое уравнение. Решать его умеем.)- А сейчас давайте попробуем составит алгоритм решения сложного уравнения. Перед вами карточки. Они перепутаны.
1)Прочитать.
2) Упростить.
3)Определить, что неизвестно.
4)Применить правило.
5)Произвести вычисления.
6)Сделать проверку.
8.Проверка алгоритма.( слайд 9)
-А теперь давайте попробуем, используя алгоритм решить уравнения у доски с комментированием.
V. Первичное закрепление. (слайд 10)
1. Работа по учебнику.
Стр. №
2. Проверь себя! ( разноуровневые задания) (слайд11)

1карточка – красного цвета ( 1балл) Найди уравнение с ответом 984,реши 600-х=424 Х-120=912:3 Х-200=24 364+х=984 2 Карточка – желтого цвета (2 балла) Реши уравнение Х+80=280+2
3 карточка – зеленого цвета (3 балла) Выбери сложное уравнение, реши Х-380=520 607+х=982 60+х=802:2 Х-520=189
Проверка. ( слайд12)
VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.(слайд13)
- Чему мы научились на уроке? (мы решали уравнения, находили неизвестное слагаемое Научились решать уравнения с неизвестным слагаемым.) -Как найти слагаемое? ( Чтобы найти………..- Как решить сложное уравнение? (называют алгоритм)
VIII Рефлексия (слайд 14)
-Внимание на экран: 

Выберите себе предложение:
1.Урок полезен, всё понятно. 2. Ещё придется потрудиться. 3.Я всё усвоил на уроке. 4.Мне ещё трудно решать задачи, уравнения. 5.Да, трудно всё - таки учиться.
IX.Домашнее задание. (слайд15)
Оценочная ведомость.
Матем. диктант Работа в группе Работа в парах Сам. работа Проверь себя 13-15 баллов-5
10-12баллов-4
5-8 баллов-3