Реализация практико-ориентированного подхода через использование ресурсов кабинета виртуальной практики


Реализация практико-ориентированного подхода через использование ресурсов кабинета виртуальной практики

На современном этапе модернизации образования возникает необходимость в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных и предприимчивых, способных предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения для разрешения проблем.
Без обращения профессионального образования к практико-ориентированным технологиям обучения достаточно проблематично подготовить таких специалистов.
Под практико-ориентированным обучением понимают формирование профессионального опыта обучающихся при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики (Ю. Ветров, Н. Клушина).
Несомненно, педагогическая практика – важный этап подготовки будущего специалиста, ибо именно в ее процессе обучающиеся получают необходимый практический опыт, умения и навыки будущей профессиональной деятельности.
По требованиям ФГОС содержание деятельности обучающихся в период практики должно быть максимально приближено к реальной профессиональной работе педагога, поэтому современная практика осуществляется на базе действующих образовательных учреждений.
Однако при организации практики на базе детских садов или школ мы столкнулись с рядом трудностей:
- отсутствие специального помещения, где можно было организовать работу подгруппы практикантов;
- не доступна компьютерная техника для выполнения заданий практики;
- нет необходимых документов, методических материалов для сопровождения практики;
- отсутствие самих детей (каникулы или карантин по гриппу);
и др.
Поэтому в колледже было принято решение оборудовать кабинет виртуальной практики.
Основными целями работы кабинета виртуальной практики является:
Совершенствование качества профессиональной подготовки обучающихся;
Повышения мастерства преподавателей-руководителей подгрупп практикантов.
Осуществление взаимодействия колледжа с работодателями.
На базе этого кабинета осуществляется работа по нескольким направлениям:
Разработка материалов методического обеспечения практики.
Проведение занятий по учебной и производственной практике, проведение консультаций.
Организация итоговых конференций и отчетных собраний по итогам практики.
Осуществление взаимодействия с работодателями.
Методическое обеспечение практики по каждому из модулей специальностей включает в себя следующие материалы:
Рабочая программа по практике.
Планы практики.
Контрольно-оценочные средства.
Контрольно-оценочные материалы.
Список основной и дополнительной литературы.
Методические рекомендации по практике для преподавателей и обучающихся.
Перечень оборудования кабинета виртуальной практики.
Все эти материалы собраны в кабинете виртуальной практики в бумажном и электронном виде, и ими могут воспользоваться как преподаватели, так и обучающиеся.
На базе кабинета виртуальной практики проводятся открытые занятия, на которых руководители подгрупп практикантов демонстрируют возможности использования средств компьютерной техники, работы с методической литературой и др.
Все занятия проводятся на высоком организационном и методическом уровне, содержат разнообразные методы и приемы обучения, интересные педагогические находки, служат реализации развивающих и воспитательных целей обучения, и, несомненно, способствуют профессиональному становлению будущих педагогов. При проведении анализа таких занятий отмечалась целесообразность проведения таких занятий именно на базе колледжа, а не в образовательных учреждениях.
Также не базе кабинета проводятся ставшие уже традиционными формы работы с обучающимися (проведение конференций, отчетов по практике, различные выставки ).
Наиболее актуальным вопросом на сегодняшний день является установление эффективного партнерства колледжа с работодателями.
Кроме традиционных форм сотрудничества со школами и дошкольными образовательными учреждениями, в прошедшем учебном году были и нововведения: на базе кабинета виртуальной практики были организованы круглые столы с представителями от образовательных учреждений г. Городца и г. Заволжья. Среди приглашенных были сотрудники Управления и образования и молодежной политики администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области.
На Круглом столе обсуждались критерии оценивания подготовки специалистов в области дошкольного образования, разрабатывались единые подходы к оформлению методической документации воспитателя ДОУ.
На круглых столах обсуждались перспективы совместной дальнейшей работы. Уже на этот год запланировано проведение совместных внеурочных мероприятий: научно-практических конференций, мастер-классов, конкурсов профессионального мастерства.
В будущем кабинет может служить цели развития дополнительного образования: повышения квалификации и проведения обучающих семинаров для учителей начальных классов и воспитателей детских садов.
В заключении можно сказать, что в течение года работа в кабинете виртуальной практики была творческой, насыщенной, плодотворной. Преподаватели апробировали новые формы работы, пополнили банк видеоматериалов, электронной нормативной документации, банк учебно-методических материалов.
Организация занятий в кабинете виртуальной практики позволяет решать важные педагогические задачи по совершенствованию качества подготовки обучающихся и повышению мастерства преподавателей - руководителей подгрупп практикантов.