Применение здоровьесберегающей технологии в коррекционной логопедической работе


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №9 «Ласточка»
ДОКЛАД ПО ПРОБЛЕМЕ:
«Применение здоровьесберегающей технологии в коррекционной логопедической работе»

Подготовила
Учитель-логопед МБДОУ
«Детский сад компенсирующего
вида №9 «Ласточка»
Соколова Г.А.
2016 г.
Применение здоровьесберегающей технологии
в МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №9 «Ласточка»
Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную долгую жизнь.Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Цель здоровье сберегающей технологии:обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Задачи  здоровьесберегающей технологии: 1. объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы,  в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.2. обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.3. осуществить сотрудничество между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.
Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста. Наш детский сад № 9 «Ласточка» коррекционного типа. Поэтому главным, приоритетным в работе коллектива является осуществление комплексной коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими различного рода речевые нарушения: общее недоразвитие речи (ОНР) разных уровней, сложная дислалия, задержка речевого развития, ринолалия, алалия, фонетико-фонематическое недоразвитие и другие.
Занимаясь исправлением речевых недостатков исхожу из того, что полноценное формирование личности ребёнка не может состояться без его всестороннего развития. Ведь специфика работы в группах детей с нарушениями речи определяется имеющейся у каждого такого малыша неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимания, памяти, мышления, пальцевой и артикуляционной моторики, - иными характерологическими особенностями.
В любом детском учреждении, а тем более в коррекционном, взрослые должны позаботиться и об укреплении его здоровья, и о всестороннем развитии, ребёнок должен достаточно играть (значит, никакой перегрузки и скуки, все занятия должны носить игровой характер!) и в то же время к 7 годам должен быть подготовлен к поступлению в 1-й класс. Причём, подготовлен так, чтобы успевать осваивать школьную программу, не чувствуя себя в чем-то ущемлённым.
Поэтому особое внимание в последнее время наш педколлектив уделяет комплексной коррекции, когда параллельно идёт исправление и совершенствование речевых навыков, основных психических процессов (по индивидуальной программе психолога), общей, тонкой и артикуляционной моторики.
Занятия из серии «Здоровье» для детей и родителей:
- динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)
- подвижные и спортивные игры;
- контрастная дорожка, тренажеры;
Технологии обучения здоровому образу жизни:
- утренняя гимнастика;
- физкультурные занятия;
- точечный массаж;
- спортивные развлечения, праздники;
- День здоровья;
- СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра);
Технологии музыкального воздействия:
- музыкотерапия;
- сказкотерапия;
- логоритмика;
В структуру оздоровительных режимов каждой группы, должны быть вплетены спектры медико-восстановительных методик, приемов, способов:
-  мимические разминки;- гимнастика для глаз (способствующая снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения);- пальчиковая гимнастика (тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции);- дыхательная гимнастика (способствует развитию и укреплению грудной клетки);- точечный массаж; -игры, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки.Здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие. Поставленные цели успешно реализуются на практике.- Динамические паузы, которые проводятся воспитателем во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, простуды, расстройства пищеварения и сна и быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления. Для полноценного дыхания необходимо соблюдать следующие правила: дышать надо только через нос равномерно и ритмично; стараться максимально наполнять легкие воздухом при вдохе и делать максимально глубокий выдох; при  появлении малейшего дискомфорта занятия дыхательной гимнастикой прекратить.
Заниматься дыхательной гимнастикой нужно в хорошо проветренном помещении, в спокойной обстановке. Освоение комплекса проводить постепенно, прибавляя по одному упражнению через каждую неделю.Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к  изменению отношения к себе и своему здоровью. Можно предложить провести физ. минутки кому-нибудь из детей. - Подвижные и спортивные игры. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры. - Релаксацию. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания, логопед в любом подходящем помещении. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
- Гимнастика пальчиковая. Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем или логопедом. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а так же во время занятий.
- Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.
- Гимнастика дыхательная. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна: во время гимнастики. 
- Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам. Проводит воспитатель.
- Гимнастика корригирующая и ортопедическая. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания.
- Физкультурные занятия. Проводятся в хорошо проветренном помещение 2-3 раза в неделю, в спортивном зале. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания.
- Кинезиологические упражнения А. Л. Сиротюк. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Данные методики позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. В своей работе применяем такие упражнения как "Колечко", "Кулак-ребро-кулак", "Ухо-нос" и т.д. На индивидуальных занятиях успешно используем элементы Суджок терапии, её целью является нормализация мышечного тонуса. Опосредованное стимулирование речевых областей в коре головного мозга.    Су-джок акупунктура (су — кисть, джок — стопа) последнее достижение восточной медицины. Первой ступенью су-джок терапии может легко овладеть каждый человек и, не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим близким. Системы соответствия всех органов тела на кистях и стопах — это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определенные точки.    Су-джок терапия — это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью колец («ежиков») удобно массировать пальцы для благотворного влияние на весь организм.
Кроме общеизвестных, традиционных методов коррекции, использовать нетрадиционные.
Один из них – образовательная кинесиология (элементы «гимнастики мозга», нацеленные на развитие «сотрудничества» левого и правого полушарий). В начале учебного года педагоги проводят небольшое специальное тестирование, кстати, не требующее сложной аппаратуры, - только секундомер. Затем с проблемными детьми выполняются специальные упражнения: «слон», «ленивая восьмёрка», «лягушка», «замок», «зеркальное рисование» и другие. Эти же движения воспитатели используют в подвижных играх, помня о том, что здоровый ребёнок – подвижный ребёнок.
В результате было отмечено, что у детей улучшилась речь, координация, глазодвигательные реакции, дошкольники быстрее овладевают навыками, способствующими успешному обучению чтению, письму, регуляции эмоций.
Для развития мелкой и артикуляционной моторики воспитатели (и многие родители воспитанников) используют различные «подручные средства», что увлекает ребёнка, делает тренировку приятной и интересной.
Поскольку у детей-дизартриков очень страдает письмо, буквы неровные, корявые, большим подспорьем для подготовки руки послужили… штампы, которые развивают её силу, ловкость, переключаемость с одного вида движения на другой. Особенно хорошо в этом случае развивается щепоть (именно ею берётся ручка или карандаш). Штампы воспитатели и логопеды изготавливают сами из подручных материалов – например, из школьного ластика для длительного пользования, из сырого картофеля – разовые. Особенно хороши для тренировки большого, указательного и среднего пальцев, на наш взгляд, карандаши-штампы. Педагоги изготовили их из карандашей с ластиком на конце. Карандаш не затачивается, а резинка срезается острой бритвой под углом 45 градусов. В таком виде карандаш-штамп напоминает ручку, и, чтобы им пользоваться, ребёнку необходимо правильно держать карандаш. Тем самым мы начинаем напрямую готовить руку дошкольника к письму. Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса мускулатуры рук: ребёнок берёт штамп за ручку – пальцы в этот момент напряжены, ребёнок обмакивает штамп в гуашь и легко встряхивает его – рука расслабляется; с силой прижимает штамп к бумаге для получения оттиска – силовое напряжение руки; ребёнок отрывает штамп от бумаги – рука расслабляется.
Интересны и полезны для детей упражнения с цветными нитками (ниткопись). Дети по контуру различных изображений, нанесённых на бархатную бумагу, выкладывают шерстяные нитки, что развивает внимание, глазомер, усидчивость, зрительную память, аккуратность, образное мышление и, конечно, мелкую моторику пальцев рук.
Заинтересовала дошкольников, особенно девочек, и бисерография – выкладывание изображения предмета или сюжета с помощью бисера, бусинок, мелких пластмассовых шариков. Это также развивает щепоть руки, коррегирует мышцы пальцев, воспитывает усидчивость.
Такая кропотливая работа не могла не принести положительных результатов. К моменту поступления в 1 класс 70 – 75 % детей уверенно проводят ровные, чёткие линии, не выходя за границы клетки, у них красиво и аккуратно выполнены в тетрадях элементы букв, что говорит о готовности руки к письму.
Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, педагога - психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя. Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека.
Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание -2004 - № 1
2. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист - 2005 - № 4
3. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей.  С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности – № 2