Адаптированная рабочая программа по технологии для детей с ЗПР 9 класс Адаптированная образовательная рабочая программа по технологии для обучающихся 8 вида на 2016-2017 уч.г. 9 класс


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Васильевская основная общеобразовательная школа
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании научно-методического совета Аннинского школьного округа
протокол №1
от «30» августа 2016г.
Принятапедагогическим советом школы
протокол №1
от «30» августа 2016г.
«Утверждаю»_________
Директор школы
О.Е. Соболева
приказ № 37.10
от «30» августа 2016 г.
Адаптированная образовательная рабочая программа
по технологии
для обучающихся VIII вида,
9 класс
на 2016-2017 учебный год
Составитель: учитель технологии
Спицына Галина Ивановна
с. Васильевка
2016 г.
Пояснительная записка.
Количество недельных часов 3 Количество часов в год 102
Уровень программы: адаптированнаяКлассификация рабочей программы: авторская
Адаптированная образовательная рабочая программа по технологии составлена на основе авторской программы члена – корреспондента РАО, доктора педагогических наук В.Д. Симоненко в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом примерной программы основного общего образования по технологии для обучающих 5-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.
Актуальность программы определяется, прежде всего, тем, что рассчитана на учащихся, имеющих задержку психического развития, а также учитывает следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи. Для детей данной группы характерны слабость нервных процессов, нарушения внимания, быстрая утомляемость и сниженная работоспособность.
В условиях правильного обучения эти дети постепенно преодолевают задержку общего психического развития, усваивая знания и навыки, необходимые для социальной адаптации.
Целью коррекционного обучения является создать образовательную среду и условия, позволяющие детям с ограниченными возможностями получить качественное образование по технологии, использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности.
Данная цель обуславливает следующие задачи:
- формировать представления о технологической культуре производства;
- развивать культуру труда на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- изучать динамическую структуру личности учащегося с целью осуществления коррекционного воздействия на её развитие и определения наиболее подходящей сферы трудовой деятельности.
- формировать трудовые навыки и умения, способствовать развитию творческих способностей детей.
- всестороннее изучать профессионально-трудовые возможности учащихся и оказывать содействие их развитию.
- готовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, оказывать содействие процессу профессионального и личностного самоопределения.
- содействовать формированию адаптивных  механизмов, навыков самопрезентации и уверенного поведения обучающихся.
Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Специфика обнаруживается в структурировании материала, методике его преподавания.
Построение содержания учебного материала в системе коррекционно-развивающего обучения осуществляется на основе следующих принципов:
• усиления практической направленности изучаемого материала;
• выделения сущностных признаков изучаемых явлений;
• опоры на жизненный опыт ребенка;
• ориентации на внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках
одного предмета, так и между предметами;
• необходимости и достаточности в определении объема изучаемого материала;
• введения в содержание учебных программ коррекционных разделов,
предусматривающих активизацию познавательной деятельности
Нормативно-правовая база для разработки программы.
Конституция РФ;
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Конвенция о правах ребёнка;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189, зарегистрированного в Минюсте РФ 3 марта 2011г., регистрационный № 19993
Приказа Министерства образования РФ № 29/2065-п от 10.04.2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы/ Под ред И.М. Бгажноковой/ – М.: Просвещение, 2010.
Учебное издание. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сб.1. –М.;Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000… стр. 103 Социально-бытовая ориентировка (В.И.Романина, Н.Л. Павлова)
Место предмета в базисном учебном плане
В учебном плане специального (коррекционного) обучения VIII вида МКОУ Васильевской ООШ на 2016-2017 учебный год на изучение технологии в 9 классе отводится 102 часа в год, 3 учебных часа в неделю.
В программу включен раздел «Основы аграрной технологии.Животноводство», а также базовые разделы по технологиям технического и обслуживающего труда. Кроме того, программа содержит и инвариантные разделы: «Технология ведения дома», «Современное производство и профессиональное образование». Программой предусмотрен вводный урок.
Для более полной и эффективной подготовки к трудовой и предпринимательской творческой деятельности в программе предусмотрено выполнение творческих проектов, творческих заданий.
Метод проектов является основным связующим элементом программы, его стержнем. Он позволяет повысить качество обучения, определить имидж школьника и учителя, активизировать познавательную деятельность учащихся, сделать обучение интересным.
В связи с перераспределением времени между указанными разделами в программе уменьшены объем и сложность практических работ.
Формы организации образовательного процесса:
Основными формами организации являются традиционные уроки, практическая работа, проектная деятельность.
Виды и формы контроля:
Виды: текущий, периодический (тематический), итоговый, самоконтроль.
Формы контроля: устный и письменный.
Учебный комплект для обучающихся:
Технология: 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.В.Синица,П.С. Самородский, В.Д.Симоненко, О.В.Яковенко. 4-е изд., перераб. –М.:Вентана-Граф, 2013..

Учебно – тематический план
№ п/пТема Количество
часов
1
Вводный урок 1
2
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов. 16
3 Создание изделий из текстильных и поделочных материалов 8
4. Технология ведения дома. 8
5. Современное производство и профессиональное образование. 21
6. Проектная деятельность 25
7. Основы аграрной технологии.Животноводство. 23
ИТОГО: 102

Содержание тем учебного курса:
1.Вводный урок. (1 час.)
Основные теоретические сведения.
Цели и задачи изучения предмета «Технология» в 9 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования при работе в школьной мастерской. Организация учебного процесса.
2.Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов. (16час.)
Основные теоретические сведения
Создание изделий из древесины: разметка бревен и досок. Заточка топора. Приемы опиливания, затесывания. Соединение строительных бревен.
Создание изделий из металлов и пластмассы: История металлургии. Технология получения чугунов, сталей и сплавов, разливка металла, прокатка, прессование и ковка, литье. Технологические процессы обработки конструкционных материалов. Станки и инструменты для обработки металлических деталей. Современные технологии. Литье и прессование пластмассовых изделий. Изготовление пустотелых пластмассовых изделий. Способы переработки пластмассовых отходов.
3.Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (8час.)
Основные теоретические сведения
Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей. Условные обозначения, применяемые при вязании на спицах.
Практические работы
Подбор спиц в зависимости от качества и толщины нити. Начало вязания на двух и пяти спицах. Набор петель. Выполнение простых петель различными способами. Убавление, прибавление и закрывание петель. Соединение петель по лицевой и изнаночной стороне. Вязание двумя нитками разной толщины. Выполнение образцов и изделий в технике вязания на спицах.
Варианты объектов труда.
Образцы вязанных мягких игрушек
4.Технологии ведения дома (8час.)
Основные теоретические сведения
Правила эксплуатации систем теплоснабжения, водоснабжения и канализации. Устройство современных кранов, вентилей, смесителей, сливных бачков. Причины подтекания воды в водоразборных кранах и вентилях, сливных бачках. Способы ремонта. Соблюдение правил предотвращения аварийных ситуаций в сети водопровода и канализации.Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических работ.
Практические работы.
Ознакомление с системой теплоснабжения, водоснабжения и канализации в школе и дома. Подбор по каталогам элементов сантехники для ванной комнаты и туалета.
Варианты объектов труда
Каталоги санитарно-технического оборудования, справочники, рекламная информация, Интернет
Ремонтно-отделочные работы: Характеристика распространенных Устройство оконного блока. Технология ремонта дверного блока. Понятие «Дверная коробка».Соблюдение правил безопасности труда и гигиены при выполнении ремонтно-отделочных работ. Применение индивидуальных средств защиты и гигиены. Экологическая безопасность материалов и технологий выполнения ремонтно-отделочных работ.Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических и ремонтно-отделочных работ.
Практические работы:
Выполнение элемента ремонта оконного блока: укрепление угловых соединений. Исследование устройства и неисправностей дверного блока, выявление причин дефектов. Подбор строительно-отделочных материалов по каталогам. Выполнение ремонта дверей.
Варианты объектов труда.
Учебные стенды, каталоги строительно-отделочных материалов, Интернет.
5.Современное производство и профессиональное образование (21 час.)
Основные теоретические сведения
Сферы и отрасли современного производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия. Разделение труда. Приоритетные направления развития техники и технологий в легкой и пищевой промышленности. Влияние техники и технологий на виды и содержание труда. Понятие о профессии, специальности и квалификации работника. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда. Варианты объектов труда. Пути получения профессионального образования. Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Профессиональные качества личности и их диагностика. Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования. Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности.
Практические работы
Знакомство с профессиями работников, занятых в легкой и пищевой промышленности. Анализ предложений работодателей на региональном рынке труда. Поиск информации о возможностях получения профессионального образования. Диагностика склонностей и качеств личности. Построение планов профессионального образования и трудоустройства.
Варианты объектов труда.
Единый тарифно-квалификационный справочник, справочники по трудоустройству, справочники по учебным заведениям, сборники диагностических тестов, компьютер, сеть Интернет.
6. Проектная деятельность ( 25 час).
Основные теоретические сведения.
Составляющие проектирования. Выбор темы проекта. Проектирование образцов будущего изделия. Выбор материалов по соответствующим критериям. Дизайн-спецификация и дизайн-анализ проектируемого изделия . Разработка чертежа изделия. Планирование процесса создания изделия. Корректировка плана выполнения проекта в соответствии с проведенным анализом правильности выбранных решений. Оценка стоимости готового изделия. Выполнение проекта, защита проекта.
Практические работы:
Выдвижение идеи для выполнения проекта. Анализ моделей – аналогов из банка идей. Выбор модели проектного изделия. Выполнение творческого проекта.
В результате изучения данного раздела учащийся научится:
- планировать и выполнять учебные технико-технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать последовательность (этапы) выполнения работ; выбирать средства реализации замысла; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
- представлять результаты выполненного проекта: представлять спроектированное и изготовленное изделие к защите, защищать проект с демонстрацией спроектированного и изготовленного изделия.
- организовывать и выполнять учебную проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технико-технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учетом имеющихся ресурсов и условий;
- осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
7. Основы аграрной технологии. Животноводство.
Основные теоретические сведения.
Биологические особенности и хозяйственная ценность крупного и мелкого рогатого скота. Технологический цикл производства молока. Понятия «рацион», «норма кормления», «продуктивность», «оплата корма продукцией». Требования к условиям содержания молочного скота. Устройство и оборудование помещений. Особенности кормления коров, коз в различные физиологические периоды. Составление и корректировка рациона кормления, правила замены кормов. Технология доения коров и коз. Технология первичной обработки и переработки молока, его хранение. Экологический аспект молочного скотоводства. Правила безопасного труда в молочном скотоводстве. Профессии, связанные с производством и первичной переработкой молока.
Практические работы.
Оценка экстерьера и продуктивности коровы (козы). Определение примерной массы коровы по промерам. Составление (по образцам) рациона кормления в различные физиологические периоды. Расчет годового запаса кормов. Первичная обработка молока.
Требования к уровню подготовки учащихся
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат основные компоненты: знать/понимать — перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь — владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в Требованиях в обобщённом виде и являются инвариантными по отношению к направлению технологической подготовки учащихся.
В результате изучения предмета ученик должен:
знать/понимать
- основные технологические понятия;
- назначение и технологические свойства материалов;
- назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- виды, приёмы и познавательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
- профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.
уметь
- рационально организовывать рабочее место;
- находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;
- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия;
- находить и устранять допущенные дефекты;
- проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
- планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учебно-методическое обеспечение:
1 Бытовая техника на кухне / авт.-сост. Е.В. Доброва. – М., 2002.
2. Галагузова М.А. Первые шаги в электротехнику / М.А. Галагузова, Д.М. Комский. – М.: Просвещение, 1998.
3.Карабанов И.А. Технология обработки древесины : учебник для 5–9 кл. общеобразоват. учреждений / И.А. Карабанов. – М.: Просвещение, 2004.
4.Климов Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. – М.: Просвещение, 1990.
5.Ляукина М. Основы художественного ремесла / М. Ляукина. – М.: АСТ – пресс, 1999.
6.Муравьев Е.М. Технология обработки металлов : учебник для 5–9 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2004.
7.Письмо МО РФ №585/11 – 13 от 12.04.2000 «Об использовании метода проектов в образовательной области «Технология»».
8.Программы общеобразовательных учреждений: Технология. Трудовое обучение. 1–4, 5–11 классы / под ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 2005.
9.Сборник нормативных документов. Технология / cост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004
10.Теплова С. Уход за домом и квартирой от А доЯ / С. Теплова. – Ростов н/Д, 2000.
11.Технология : Программы начального и основного общего образования : сборник. – М.: Вентана-Граф, 2008. Авторы: Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д.
12.Технология: 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.В.Синица,П.С. Самородский, В.Д.Симоненко, О.В.Яковенко. 4-е изд., перераб. –М.:Вентана-Граф, 2013..
13.Уткин П.И. Народные художественные промыслы / П.И. Уткин. – М., 1992.
14.Уроки по курсу «Технология» 5-9 класс Е.Н.Перова Москва, 2012
15.Интернетресурсы: httpHYPERLINK "http://www/"://HYPERLINK "http://www/"www masterclassy.ru httpHYPERLINK "http://www/"://HYPERLINK "http://www/"www podelkin-dom.ru http://www ped-kopilka.ru
http://wwwstranamasterov.r



Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение:
мультимедийный проектор
компьютер
образовательные ресурсы сети Интернет
иллюстрированные материалы
Подпись учителя____________