Современная английская песня как одно из средств мотивации учащихся старших и средних классов к изучению иностранного языка.


Современная английская песня как одно из средств мотивации учащихся старших и средних классов к изучению иностранного языка.
Ключевые слова: песня, мотивация, интерес учащихся, языковой материал, произносительные навыки, грамматические конструкции.
Отсутствие или недостаточная мотивация к изучению английского языка в старших и средних классах является одной из важных проблем современной школы. Повысить интерес и пробудить желание изучать иностранный язык с удовольствием – вот основная задача педагога. К одному из средств повышения мотивации можно отнести современную песню на английском языке, ведь изучать иностранные языки с помощью песен – легко и приятно, а доступность и разнообразие языкового материала значительно упрощают подготовку педагога к занятию.
Так чем же так хороша современная песня? Каким образом она помогает изучать язык быстро и легко? И действительно ли возможно выучить язык слушая песни? Ответ - да: наполненные эмоционально окрашенными и актуальными темами, живой разговорной речью, художественными образами и риторическими оборотами, песни содержат больше ценного для учащегося языкового материала, чем большинство учебников! Помимо этого, отработка, пение и прослушивание материала помогают развитию, становлению и улучшению произносительных навыков учащихся, лучшему пониманию и усвоению ими определенных грамматических конструкций и лексических единиц. Ведь если приглядеться, песенная лирика обладает сюжетом, популярными речевыми оборотами, грамматической структурой и словарным составом. Все эти формы легко запоминаются и легче воспроизводятся, если их заучивать с музыкой, которая способствует многократному повтору, необходимым для эффективного запоминания!
Каковы же критерии отбора содержания текста песен и как с ними работать? Во – первых, следует учитывать музыкальные вкусы обучающихся. Во – вторых, при выборе песни необходимо помнить о ее соответствии образовательному учреждению и ее нормативности. В – третьих, песня должна содержать необходимые грамматические конструкции или лексический материал. На своих уроках я использую следующую последовательность академического изучения материала песни:
Подготовительный этап. До первого прослушивания учащимся предлагается самостоятельно заполнить пропуски, подбирая слова по смыслу и рифме.
Этап прослушивания. На данном этапе учащиеся на слух записывают лирику или заполняют пропущенные слова в выданной в качестве упражнения песне. Этот этап требует многократного повторного прослушивания отдельных частей песни, в результате чего улучшается восприятие иностранной речи на слух.
Этап работы с песней после прослушивания. На данной ступени учащиеся разбирают значения отдельных незнакомых им слов, выполняют различного рода грамматические и лексические упражнения, направленные на тренировку и закрепление пройденного на уроке материала и развивают произносительные навыки, напевая любимые ими строки.
Приведем конкретный пример. Песня всем известной исполнительницы Мадонны “Love profusion” с помощью, которой учащиеся cмогут закрепить на практике конструкцию “There is/There are” . На первых двух этапах учащимся предлагается первый куплет из песни, на последнем же учащиеся должны выполнить упражнения работая с тексом в полном объеме. Первый куплет:
There are too many questions There is not one solution There is no resurrection There is so much confusion.
Этапы работы:
Pre – Listening: Complete the gaps with your own ideas. Compare with your partner.
There _______ too many_________ There ________not one solution There ________ no resurrection There ________so much__________ 
Listening: Listen and fill in the gaps.
There _______ too many_________ There ________not one solution There ________ no resurrection There ________so much__________ 
Post – Listening: - Fill in the gaps using “There is/There are”.
There ________ too many options There ________ no consolation I have lost my illusions What I want is an explanation.
Аналогичная работа проводится со всеми куплетами песни и в заключении учащиеся исполняют ее целиком.
Таким образом, считаю, что при соприкосновении с музыкальным изучением языка, для наибольшей эффективности обучения следует применять следующие творческие процессы: слушать музыку, разбирать текст, задавать вопросы по содержанию, подпевать самому под песню, караоке или инструментальную версию, записывать текст, проверять свои записи с помощью песенника или через Интернет и размышлять об актуальности затронутых тем и тогда музыка станет не только веселым и эффективным способом изучения языка, но и средством для развития личности.