Минутки здоровья на уроках окружающего мира (начальная школа)

Минутки здоровья на уроках окружающего мира

Составитель: Черноскутова Наталья Борисовна
учитель окружающего мира
МАОУ СОШ №10 д.Б.Седельниково

Двигательно-речевые физкультминутки

Они способствуют развитию громкой речи, тренируют память, снимают утомление, рифма стихов развивает слуховое восприятие детей.
Дети произносят стихотворный текст и в соответствии с ним выполняют движения.

Топай, мишка, хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.

Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так, головой своей крутили:
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так, дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили И из речки воду пили.
Вот так, вот так, и из речки воду пили.
А потом они плясали,
Выше ноги поднимали.
Вот так, вот так, выше ноги поднимали.

Девочки и мальчики,хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики, прыг, прыг, прыг!
Ножками топочут, топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Мелкие прыжки раз, два, три.
Мелкие шажки раз, два, три.
Вот и вся зарядка раз, два, три.
Мягкая посадка раз, два, три.

Посмотрел он вправо, влево.
Приседанья сделал смело.
Пощипал немного пух И с разбегу в воду плюх!

Лошадка по полю бежала, бежала.
Лошадка устала, лошадка упала.
Но вот отдохнула лошадка и встала.
И снова по полю она побежала.
Прыг-скок, прыг-скок. Стоп!
Сели, травушку покушали, тишину послушали.

Выше, выше, высоко, прыгай на носках легко.
Лебеди летят, крыльями шумят.
Прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться.
Очень бесшумно на воду садятся.

Руки подняли и покачали это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем крылья сложили назад.

Раз, два выше голова!
Три, четыре руки шире!
Пять, шесть тихо сесть.
Семь, восемь лень отбросим.
Раз подняться, потянуться.
Два согнуться, разогнуться.
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире.

Упражнения для профилактики нарушений осанки

Необходимо научить ребенка следить за осанкой. От нее зависит не только стройность фигуры, но и здоровье. При хорошей осанке внутренние органы находятся в правильном положении, что является одним из важных условий их нормальной работы.
Для профилактики нарушений осанки можно использовать комплекс упражнений в речитативах:

Начинаем подготовку!
Выходи на тренировку!
В путь пойдем мы спозаранку,
Не забудем про осанку.
Три, четыре, раз, два.
Я хожу с осанкой гордой, Прямо голову держу, Никуда я не спешу.
Раз, два, три, четыре,
Три, четыре, раз, два.
Я могу и поклониться,
И присесть, и наклониться, Повернусь туда-сюда!
Ох, прямешенька спина!
Раз, два, три, четыре,
Три, четыре, раз, два!




«Начинается разминка»
Начинается разминка. Встали, выровняли спинки. Вправо-влево наклонились И еще раз повторили. Приседаем мы по счету, Раз, два, три, четыре, пять. Это нужная работа Мышцы ног тренировать.
А теперь рывки руками Выполняем вместе с вами. Раз рывок и два рывок. Продолжаем наш урок.

«Поднимаем руки выше»
Поднимаем руки выше, Опускаем руки вниз.
Ты достань сначала крышу, Пола ты потом коснись. Выполняем три наклона, Наклоняемся до пола,
А потом прогнемся сразу Глубоко назад три раза. Выполним рывки руками Раз, два, три, четыре, пять. А теперь мы приседаем, Чтоб сильней и крепче стать. Вверх потянемся потом. Шире руки разведем.
(Наклон вперед и выпрямиться.) (Повороты туловища.) (Наклон вперед, выпрямиться.) (Ходьба на месте, руки за спину.) (Повороты туловища.)
(Ходьба на месте, руки за спину) (Поклон, выпрямиться.) (Присед, наклон вперед.) (Повороты туловища.) (Наклон вперед, выпрямиться.) (Повороты туловища.)
(Наклоны в стороны.) (Приседания.)
(Рывки руками перед грудью.)
(Потянуть руки вверх, потом присесть и коснуться руками пола.) (Наклоны вперед.)
(Наклоны назад.) (Рывки руками.) (Приседания.)

«Буратино потянулся,            
 Раз – нагнулся, два – нагнулся,
 Руки в стороны развел,         
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
 Нужно на носочки встать»

«Ветер дует нам в лицо,          
  Закачалось деревцо,                
  Деревцо все выше, выше,        
  А ребята – тише, тише»
                                                           
«Раз, два – выше голова
 Три, четыре – руки шире
 Пять, шесть – всем присесть
 Семь, восемь – встать попросим
 Девять, десять – тихо сесть

«Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась!
  Раз – росой она умылась, два – изящно покрутилась,
  Три – нагнулась и присела, на четыре – улетела!»

Гимнастика для глаз
1.  Вверх-вниз, влево-вправо.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
    2. Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.
    3. Квадрат.
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
4. Рисование носом.
Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.
Ах, как долго мы писали.
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
{Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево - вправо.)
 Ах, как солнце высоко.
{Посмотреть вверх.)
 Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками.)
 В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем,
{Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.)
Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись.
{Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)
7. Упражнения для глаз.
По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.
Вот некоторые элементы этой гимнастики:
Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.

Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.


«Оса»
Са-са-са – прилетела к нам оса
Вытянуть перед собой указательный
палец, зафиксировать взгляд на его
кончике, прослеживать взглядом
движение пальца впрво-влево. Голова
остается неподвижной.

Су-су-су – мы увидели осу
Проследить движение пальца вверх-
вниз.

Сы-сы-сы – испугались мы осы
Описать в воздухе круг и проследить
движение взглядом.

Са-са-са – улетай скорей, оса.
Проследить движение по кругу в
другую сторону

Ай-ай-ай – ты нас больше не кусай!
Спрятать руки за спину и покачать
головой.

Ой-ой-ой – побежали мы домой!
Мигать глазами.

Гимнастика для глаз, используя
предметы.
«Морковка»
Мы морковку в руки взяли,
С ней немножко поиграли.
Вверх морковку подними,
На нее ты посмотри.
Вниз морковку опусти.
Только глазками смотри.
Вверх и вниз и впрво-влево.
Ай-да заинька умелый!
Дети берут по морковке и
передвигают соответсвенно тексту,
прослеживая движение взглядом.

Физминутки по методике сенсорно-координаторских тренажей. ( В 4-х верхних углах класса фиксируются сюжетные изображения. Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4. Все учащиеся поднимаются в положение свободного стояния и под команду учителя «1-2-3-4» начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей картинке. Затем порядок счёта меняется: 4-3-2-1, 1-3, 4-2 и т.д. При этом ученики совершают синхронно движения глазами, головой и туловищем. Но дети должны не просто
«пробежать» глазами, но и успеть осознанно увидеть все 4 сюжета и ответить на вопросы учителя. Продолжительность тренажа – 1,5 минуты. Такая работа предупреждает утомляемость, способствует развитию зрительно- моторной реакции, скорости ориентации в пространстве.

Использование на уроках сенсорного круга.
В качестве сенсорного круга может использоваться любой круглый предмет, например обруч или круглая вешалка для мелких вещей с прищепками. Этот круг прикрепляется кронштейном к стене около классной доски на высоте 2,3м. По его окружности привязываются разноцветные ленты. Их длина различна и зависит от роста учащихся. На концах ленточек прикреплены прищепки с колечками. В них – задания в виде капелек, снежинок и т.д. Учитель приглашает учащегося к доске для выполнения задания. Школьник тянется, открывает прищепку и берёт задание.
Сенсорный круг способствует правильной осанки и стимулирует развитие спинных мышц.
Минутки здоровья в период простудных заболеваний
Самомассаж активных точек:
1.Область носа и гайморовых пазух, располагается по краям крыльев носа, прямо над зубами-клыками, где обнаруживаются ямочки. Воздействие на данную зону приводит к улучшению носового дыхания, уменьшению воспаления слизистых оболочек уха, носа
2.Область чуть ниже начала роста бровей. точечный массаж данной зоны уменьшает боли в ушах при отите и в горле при ангине
3.Область уха, находится на козелке уха - это небольшой хрящевой выступ на внешнем ухе, в передней части ушной раковины.
4.Общеукрепляющая зона располагается на кистях рук. Необходимо прижать друг к другу большой и указательный пальцы, зона находится на вершине образовавшегося между ними бугорка или складочки.
Точечный массаж выполняется кончиком указательного или среднего пальца. В профилактических целях производится слабое надавливание, Затем производятся вращательные движения по часовой стрелке и против часовой стрелки - то в одну, то в другую сторону.
Самомассаж биологически активных зон кожи «Неболейка»
Чтобы горло не болело, мы его погладим смело. (Поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз.)
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать. (Указательными пальцами растирать крылья носа.)
Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком. (Приложить ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями в стороны – вместе.)
«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты умело! (Раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ушную зону.)
Знаем, знаем – да-да-да, нам простуда не страшна! (Потирать ладошки друг о друга.)