Программа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни для начальной школы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шарангская средняя общеобразовательная школа














ПЕРВЫЕ СТУПЕНЬКИ К ЗДОРОВЬЮ


Программа по формированию культуры здорового и
безопасного образа жизни для начальной школы

2014 – 2018 уч.год





Составила:
Надеева Марина Сергеевна,
учитель начальных классов
1 категории




2014 г.

Содержание

1.Пояснительная записка

2.Цели и задачи программы

3. Основные направления реализации программы

4. Организация физкультурно-оздоровительной работы

5. Организация информационно-просветительской работы

6. Содержание программы

7. Ожидаемые результаты

8. Оценка эффективности реализации программы

9. Примерное программное содержание по классам

10. Деятельность по реализации программы

11. Мониторинг результатов

12. Литература










Пояснительная записка
В современном обществе наблюдается снижение уровня культуры нации по сохранению своего здоровья и жизни, отсутствие навыков социальной адаптации, низкий уровень знаний способов выживания в неблагоприятных условиях, неумение оказывать помощь окружающим и себе лично. И как результат – ослабление здоровья нации, гибель большого количества людей в экстремальных ситуациях.
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах. Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни, а «знакомство» с вредными привычками ограничить на основании рекомендаций педагога-психолога.
Я являюсь учителем начальных классов и, приняв детей в первый класс, поставила для себя задачу: формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы. Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы. Программа предполагает, что при переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний должен расширяться, углубляться и дополняться.


Цель и задачи программы
Цель: создать условия для формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.
Задачи:

·      формирование представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

·      формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью;

·      формирование установки на использование здорового питания;

·      формирование представления о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;

·      формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

·      использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

·      обучение элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

·      формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

·      формирование потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Основные направления реализации программы
В числе приоритетных направлений выделены:
Создание здоровьесберегающей инфраструктуры
В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время, имеется спортивный зал, спортивная площадка.
Рациональная организация образовательного процесса
В урочной деятельности программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни реализуется УМК «Гармония». Система учебников «Гармония» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. В курсе «Окружающий мир» это разделы: «Человек и природа», «Правила безопасной жизни», «Человек и общество». При выполнении  упражнений на уроках учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой. 
В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним.
В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.
Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют  разделы,  темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.
Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (контроль объёма домашних заданий, экспертиза СЭН расписания уроков).
В образовательном процессе применяются здоровьеформирующие технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности. При обучении педагогами применяются методы, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.
В школе соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.
Организация физкультурно-оздоровительной работы
Система физкультурно-оздоровительной работы направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития. Сложившаяся система включает:
полноценную и эффективную работу с обучающимися на уроках физкультуры;
рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
целенаправленная работа по антитеррористической защищенности учащихся (учения по эвакуации при возникновении пожаров, чрезвычайных ситуаций);
организацию динамических пауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, походов);
организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.

Организация информационно-просветительской работы
Складывающаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:
проведение родительских собраний по проблемам адаптации детей на разных возрастных этапах;
привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований, укрепление рефлексивной связи «Семья-школа»;
оформленные информационные стенды: «Безопасность дорожного движения», «По пожарной безопасности»;
представление на школьном сайте рекомендаций для родителей по сохранению детского здоровья;
проведение развивающих занятий психолога в начальной школе;
использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в классных комнатах и др.
Содержание программы
Основополагающие приоритеты Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни следующие:
Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с обучающимися. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.
Двигательные способности ребенка, функциональные возможности организма развиваются в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий на основе принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Общеметодические принципы это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий.
Принцип сознательности и активности нацеливает на формирование у младших школьников устойчивого интереса к познавательной деятельности.
Принцип активности предполагает у учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
Большое внимание уделяется принципу всестороннего и гармонического развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.
Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии и др.).
Принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.
Гимнастика перед занятиями (утренняя физзарядка), которой начинается образовательный процесс в школе.
Учитель, принимая во внимание климатические условия, проводит физические занятия на открытом воздухе, которые повышают работоспособность, содействуют общему закаливанию организма. Постоянными являются также динамические паузы на уроках, во время которых выполняется несколько упражнений, предупреждающих или уменьшающих переутомление. Смена деятельности помогает поддерживать высокую работоспособность.
Применение в образовательном процессе разнообразных форм (групповых, индивидуальных и массовых). В начальной школе особая роль принадлежит массовым формам. Они дают возможность организовать внеклассное занятие, в подготовке и проведении которого принимает участие весь классный коллектив. Совместная деятельность вовлекает учащихся в социально-ценностные отношения. Не менее важным является и то, что, участвуя в общем деле, младшие школьники учатся радоваться успехам друзей, огорчаться из-за их неудач, приходить на помощь тем, кто нуждается в нём. Дети сближаются, лучше узнают друг друга; общее дело сплачивает коллектив, создаёт атмосферу творчества, увлечённости, эмоционального комфорта и т.д.
Формы организации внеклассной спортивно-массовой работы в школе: спортивные праздники и соревнования; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня: гимнастика до занятий, динамические паузы на уроках, игры и физкультурные упражнения на переменах развивают двигательную активность детей, формируют у обучающихся гигиенические умения, навыки и полезные привычки.
Ожидаемые результаты
Повышение функциональных возможностей организма обучающихся. Развитие физического потенциала школьников;
Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников;
Повышение приоритета здорового образа жизни;
Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
Повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
Валеологическая просвещенность учащихся;
Сформированность системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
Рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;
Высокий уровень сплочения детского коллектива;
Активное участие родителей в делах класса;
Способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ.

Оценка эффективности реализации программы
Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: состояния здоровья, динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости обучающихся и т.п.
Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы, в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья; анкеты для родителей «Это должен знать каждый», «О здоровье всерьез», «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым?»; для учащихся «Я и моя семья», «О здоровье всерьез» «Значимость здоровья в системе ценностей» («Сформированность навыков личной гигиены»).
Данная программа включает в себя пять направлений:
проведение классных часов;
проведение бесед с учащимися;
работа с родителями;
социальное партнерство с другими учреждениями;
организация и проведение спортивных праздников, дней здоровья.
Тематика классных часов и бесед с учащимися подобрана в соответствии с психофизиологическим развитием детей на каждом этапе обучения младших школьников (1, 2, 3, 4 классы). Особое внимание в программе уделяется периоду адаптации первоклассников. Тематика классных часов, бесед и родительских собраний подобрана таким образом, чтобы помочь ребёнку успешно адаптироваться. Классные часы и беседы построены в форме различных игр, праздников, викторин, театрализованных представлений и т.п. Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, большое внимание уделяется самостоятельности и поисковой активности детей.
Работа с родителями строится параллельно тематике классных часов и бесед в классе и делится на следующие направления:
изучение семей обучающихся, их воспитательного потенциала;
формирование банка данных о семьях учащихся (социальный паспорт);
привлечение родителей как равноправных участников к учебно-воспитательному процессу;
помощь родителям в их психолого-педагогическом самообразовании;
коррекция воспитательной деятельности семей с разным типом семейного неблагополучия.

Примерное программное содержание по классам

Разделы программы
1 класс.

Самосознание и саморегуляция
10 часов

Личная безопасность и профилактика травматизма
3 часа

Организм человека и охрана его здоровья
15 часов

Мой здоровый образ жизни и моя программа здоровья
3 часа

Встреча с мед.работником
1 час


Раздел 1. Самопознание и саморегуляция – 10 ч.
1. Я не похож на других.
Я как индивидуальность. Внешние сходства и различия людей. Способы самопознания: определение ведущего глаза, уха. Определение индивидуального места посадки в классе как одни из приемов саморегуляции.
2. Моя семья.
Самое дорогое у человека – семья. Значение семьи в жизни человека. Что связывает членов семьи (любовь, нежность, забота друг о друге). Правила семейного общения.
3. Я как член коллектива.
Мои друзья и одноклассники. Правила знакомства. Здоровье зависит от микроклимата в классе.
4. Путешествие в “Страну Здоровья”.
Что такое здоровье и что такое болезнь? Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Здоровье человека связано с его образом жизни, оно достояние каждого и богатство всей страны. Анализируем свой образ жизни. Правила и нормы здорового образа жизни.
5. Мои эмоции, чувства и здоровье.
Элементарные эмоции в раннем детстве. Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств. Смех продлевает жизнь. Музыка лечит, музыка учит.
6. Режим дня.
Есть ли режим в природе? Необходим ли режим дня человеку? Индивидуальность построения режима дня. Значение режима дня для сохранения здоровья первоклассника и успешной работы в школе. Примерный режим дня для учащихся 1 класса.
7. Учёба и здоровье.
Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности, учебы и отдыха, чистота рабочего помещения, проветривание. Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения. Как нужно отдыхать на перемене и почему.
8. Домашние задания и здоровье.
Индивидуальный режим дня и время приготовления уроков. Правила организации дома рабочего места для выполнения домашнего задания. Комнатные растения, как одно из условий комфортности рабочего места. Правильная посадка за столом. Разнообразие поз и мест при выполнении домашних заданий.
9. Отдых для здоровья.
Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления. Индивидуальный подход к организации активного отдыха. Виды активного отдыха (подвижные игры, спортивные игры, прогулки) Рациональный отдых во время школьных каникул и в выходные дни.
10. Зачем и как я одеваюсь?
Для чего человеку нужна одежда? Национальная русская одежда. Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.)
Раздел 2. Личная безопасность и профилактика травматизма – 3 ч.
Я и опасность.
Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом. Может ли Земля болеть? Правила личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой.
Раздел 3. Организм человека и охрана его здоровья – 15 ч.
С чего все началось.
Библия о возникновении жизни на земле. Ученые о зарождении жизни. Основа развития всего живого - клетка. Клетка – это маленький кирпичик в большом многоэтажном доме и мельчайшая часть целого организма. Элементарное строение и функции клетки. Меню из трех блюд на всю жизнь. Белки, жиры и углеводы – основа для роста и развития одной клетки и целого организма. Значение витаминов и микроэлементов для строительства организма человека.
Удивительные превращения.
Появление человека. Роль родителей в нашей жизни. Мать с младенцем как источник вдохновения художников. Дарим мамам и папам добрые слова. Все живое в природе растет и изменяется.
Тело человека.
Части тела человека. Органы и их роль в организме человека Основные части скелета и их назначение. Первая помощь при переломах. От чего зависит красивая осанка человека. Способы формирования правильной осанки. Индивидуальность роста и развития человека.
Отличие ребенка от взрослого.
Бережное отношение к пожилым людям. Как сохранить свое здоровье до самой старости? Правила здорового образа жизни.
Я и моя физическая культура.
Физические занятия и спорт, и их значение для укрепления здоровья, развития силы, выносливости, ловкости, быстроты, воспитания воли и характера, для бодрости и хорошего настроения.
Раздел 4. Мой здоровый образ жизни и моя программа здоровья –3 ч.
Мой здоровый образ жизни и образ жизни моей семьи. Правила здорового образа жизни. Программа здоровья и ее роль.

Разделы программы
2 класс
3 класс
4 класс

Гигиена школьника
5 часов.
3 часа.
3 часа.

Основы безопасности жизнедеятельности
12 часов.
15 часов.
15 часов.

Разговор о правильном питании
5 часов
4 часа
4 часа

Экология
6 часов.
6 часов.
6 часов.

Этикет
5часов
5часов
5часов

Встреча с мед. работником
1 час
1 час
1 час


Требования к уровню подготовки выпускника начальной школы.
Предметно-информационная составляющая образованности:
представление о культуре здоровья и путях ее развития;
знание уровня своей физической подготовленности и повышение его с помощью самостоятельных занятий;
представление о строении организма, функциях органов и условиях его гигиены;
знание необходимых и достаточных условий для занятий физическими упражнениями, в том числе и правил техники безопасности;
знание характера влияния двигательной активности на человеческий организм;
знание приемов самоконтроля.
Деятельностно - коммуникативная составляющая образованности:
овладение музыкально-ритмическими и танцевальными умениями, простейшими способами ходьбы на лыжах, катания на коньках, участие в подвижных спортивных играх, освоение элементов акробатики, легкой атлетики, различных видов физкультурной активности, туризма;
освоение комплексов упражнений основной, гигиенической и дыхательной гимнастики, музыкально-ритмических комплексов;
освоение народных игр и нетрадиционных методов укрепления здоровья, к которым можно отнести пальцевую гимнастику, солнечные, воздушные ванны, водные процедуры;
умение беречь свое здоровье, здоровье близких людей;
соблюдение основных правил, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности в быту, на улице.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
освоение основ культуры физического здоровья;
овладение основами самоорганизации здорового образа жизни;
становление интереса к физкультурно-оздоровительным и физкультурно-спортивным занятиям;
понимание значения гигиены и закаливания, формирование доступных понятий о физическом развитии, влиянии физических упражнений на работу организма;
развитие основ самоконтроля, понимание влияния вредных привычек на здоровье человека.

Деятельность по реализации программы

Формы организации внеучебной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению

Место проведения
Время проведения
Форма организации.

Школа
Первая половина учебного дня
Утренняя зарядка, физкультминутки во время уроков, динамические паузы во время перемен, уроки физкультуры.

Школа
Вторая половина учебного дня
Прогулки, спортивно-оздоровительные часы, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники, спортивные кружки подвижных, оздоровительных игр и пр.

Семья
Вторая половина учебного дня. Выходные
Прогулки, совместно с взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность.

Школьные оздоровительные лагеря
Каникулы
Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой работы лагеря.



Деятельность по сохранению и формированию здорового образа жизни

№ п/п

Содержание деятельности
Классы
Срок исполнения


Разучивание утренней гимнастики
1
Сентябрь


Работа по вовлечению учащихся в спортивные кружки и секции
1 – 11
В течение всего времени


Спортивная игра-путешествие «По тропинкам осени»
1 – 4
2-я неделя сентября


Тематические классные часы о правилах поведения на дорогах, о поведении в ЧС, ППБ, ТБ
дома и в школе. Проведение конкурсов и викторин
1 - 11
В течение всего времени


Знакомство с планом эвакуации при пожаре.
Практическое занятие.
1
В течение сентября


День Здоровья
1 – 4
Сентябрь – октябрь


Беседа о ЗОЖ
1 – 11
В течение всего времени


Конкурсы:
рисунков «Здоровье в порядке – спасибо
зарядке!», «Мы здоровыми растем», «Физкуль-ура!»;
поделок «Золотые руки не знают скуки»;
фотоколлажей «Выходной день в нашей
семье», «Семейные праздники», «Традиции семьи»;
стихов «От простой воды и мыла у микробов
тают силы», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!»;
сказок «О значимости здорового образа
жизни», «В здоровом теле здоровый дух»
1 – 4
В течение всего времени


День весёлого спорта
1
Осенние каникулы


Родительское собрание
Профилактика простудных заболеваний. Значение прививок
1
Сентябрь


Основы личной гигиены
Дружи с водой. Держи осанку!
1
Ноябрь


Катание на ледяной горке
1 – 7
Зимние каникулы


Создание снежных скульптур (прогулка, игра)
1
В течение декабря
Зимние каникулы


Работа с родителями в каникулы по организации игр с детьми на свежем воздухе
1 – 11
В каникулярное время


«Папа, мама, я – спортивная семья»
1 – 4
Февраль – март


День здоровья.
1
Перед весенними каникулами


Профилактика ППБ
Беседы в классах
1 – 11
В течение апреля


Всемирный день борьбы с курением. С.Михалков «Как медведь трубку нашёл»
1
Конец мая


Летние и весенние походы на природу, организация оздоровительных мероприятий
1 – 11
Май-июнь




Организация работы с родителями

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Просветительская работа с родителями
1 класс
Собрание «Новые образовательные стандарты. Что ждет семью и школу? Итоги 1 четверти»
О времени, детях и себе (результаты адаптационного периода).
Меры профилактики простудных заболеваний (беседа с врачом).
Консультация для родителей по внешнему виду учащихся.
Встреча с родителями представителя ГИБДД.
Собрание «Сотрудничество семьи и школы – залог успешности обучения ребенка. Итоги полугодия»
Роль семьи и условия семейного воспитания (проблемная лекция).
Как воспитать у ребенка ответственность за свои поступки.
Собрание отцов.
Собрание «Здоровый образ жизни – как одна из составляющих воспитания и обучения. Итоги 3 четверти»
Режим дня в жизни школьника (семинар-практикум).
Веселые старты «Папа, мама, я – спортивная семья»
Собрание «Как организовать правильный летний отдых. Итоги года»
Индивидуальные беседы с родителями по ситуации. Помощь-консультация.
Итоговая диагностика «Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения»
2 класс
Собрание «Новые образовательные стандарты. Что ждет семью и школу? Итоги 1 четверти»
Собрание «Сотрудничество семьи и школы – залог успешности обучения ребенка. Итоги полугодия»
Поведение ребенка – зеркальное отображение взаимоотношения родителей.
Консультация для родителей по воспитанию положительных привычек у учащихся. Воспитание сознательной дисциплины. Как помочь ребёнку справиться с эмоциями. Наши ошибки в воспитании детей.
Поощрение и наказание ребенка.
Нравственность и безнравственность. Как помогать, ребёнку находить, грани между «белым» и «черным».
Собрание отцов.
Собрание «Здоровый образ жизни – как одна из составляющих воспитания и обучения. Итоги 3 четверти»
Что нужно знать родителям о физиологии младших школьников (полезные советы на каждый день).
Повторим с детьми правила дорожного движения.
Веселые старты «Папа, мама, я – спортивная семья»
Собрание «Как организовать правильный летний отдых. Итоги года»
Скучен день до вечера, коли делать нечего. Занятость учащихся после школы.
Итоговая диагностика «Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения»
3 класс
Собрание «Новые образовательные стандарты. Что ждет семью и школу? Итоги 1 четверти»
Собрание «Сотрудничество семьи и школы – залог успешности обучения ребенка. Итоги полугодия»
Спортивные традиции нашей семьи (круглый стол).
Семейные традиции и способность ребенка трудиться.
Непослушный ребёнок, что делать? Разногласия в воспитании между родителями.
Знакомство и приобщение детей к национальному наследию русской православной культуры.
Собрание отцов.
Собрание «Здоровый образ жизни – как одна из составляющих воспитания и обучения. Итоги 3 четверти»
Неразлучные друзья - родители и дети. Семья: здоровый образ жизни.
Детская агрессия. О “грязных” словах и жаргонизмах. Дружбы и ссоры в детском коллективе.
Веселые старты «Папа, мама, я – спортивная семья»
Собрание «Как организовать правильный летний отдых. Итоги года»
Итоговая диагностика «Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения»
4 класс
Собрание «Новые образовательные стандарты. Что ждет семью и школу? Итоги 1 четверти»
Собрание «Сотрудничество семьи и школы – залог успешности обучения ребенка. Итоги полугодия»
Родительская любовь.
Влияние родительских установок на развитие детей. Влияние семейных отношений на воспитание нравственности. Поговорим о воспитанности.
Отношение к здоровью детей как главной ценности семейного воспитания.
Родители – лучшие друзья и помощники. Конструктивное поведение родителей в конфликтной ситуации.
Собрание отцов.
Собрание «Здоровый образ жизни – как одна из составляющих воспитания и обучения. Итоги 3 четверти»
Формирование здорового образа жизни в процессе взаимодействия учебного учреждения и семьи.
Как уберечь от неверного шага (профилактика вредных привычек).
Веселые старты «Папа, мама, я – спортивная семья»
Собрание «Как организовать правильный летний отдых. Итоги года»
Итоговое мероприятие «Неразлучные друзья – родители и дети». Парад достижений учащихся (ежегодная церемония вручения грамот по номинациям)
Итоговая диагностика «Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения»

Мониторинг результатов
Мониторинг результатов осуществляется по направлениям ежегодно, проводится анализ и в случае необходимости коррекция. В конце обучения данная работа позволит проследить динамику формирования знаний, умений, навыков, степень развития отношений к ЗОЖ.
Отслеживание (выявление) уровня тревожности школьников, мотивации, готовности их к обучению и мотивации успешности обучения;
Изучение межличностных отношений;
Наблюдение и составление карты здорового образа жизни;
Изучение стиля семейного воспитания и разработка практических рекомендаций для родителей.
Диагностический блок
Основные формы изучения:
Наблюдение
Беседы с учениками, родителями
Изучение высказываний на уроке, классных часах, внеклассных мероприятиях
Изучение отношения к проводимым мероприятиям, урокам
Анкетирование и тестовый опрос учащихся и родителей.

Аспекты изучения и показатели учебно-воспитательной работы

Аспекты изучения
Показатели

1. Создание условий для развития личности воспитанника Сформированность коммуникативного потенциала
Уровень подготовки дошкольника к обучению в школе
Образовательный статус родителей и уровень их воспитательной активности
Уровень адаптации учащихся
Удовлетворенность обучающихся школьной жизнью
Удовлетворенность родителей результатами воспитания и обучения своего ребенка
Уровень общительности воспитанников
Уровень развития классного коллектива
Степень конфликтности и степень сплоченности класса

2. Сформированность нравственного и эстетического потенциалов личности
Уровень воспитанности учащихся
Социальная активность учащихся
Личностный рост обучающихся
Склонность к отклоняющемуся поведению
Внешний вид учащихся

3. Сформированность физического потенциала личности
Количество учащихся, занимающихся спортом
Результативность участия школьников в спортивных состязаниях и соревнованиях
Состояние здоровья учащихся
Охват учащихся горячим питанием
Количество пропусков уроков по болезни















Литература

Артюхов И.С. Настольная книга классного руководителя. – Москва, Эксмо, 2008.
Архарова Л.И. «Сценарии праздников», Москва, Центр «Педагогический поиск», 2005
Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004,
Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,
Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников./ Под редакцией Хрипковой А.Г.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.
Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.
Воронова Е.А. «Здоровый образ жизни в современной школе», Ростов-на- Дону, «Феникс», 2007
Гальцова Е.А. «Спортивный серпантин», Волгоград, «Учитель», 2007
Гинзбург Ф.В. «Детский загородный лагерь», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005
Давиденко Д.Н., Половников П.В., Глушков Ю.Ю. Здоровый образ жизни. - СПб.: 1996.
Дик Н.Ф. «Классные часы и родительские собрания», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003
Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.
Дик Н.Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008. 
Дубягин Ю.П.Богачева О.П. Школа выживания или 56 способов защитить ребенка от преступления.- М.: «Пихта», 1997.
Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М., ВАКО, 2007.
Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. – Москва, Сфера, 2002.
Максименко Н.А. Спутник классного руководителя, Волгоград, «Учитель», 2007
Пашнина В.М. «Праздник хорошего настроения», Ярославль, Академия развития, 2006
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.
Степанова Е.Н. «Калейдоскоп родительских собраний», Москва, «Сфера», 2003
Шин С.А. «Сценарии школьных праздников», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002
Яровая Л.Н. «Внеклассные мероприятия», Москва, «Вако», 2005

Посещение семей на дому



Индивидуальные беседы


Совместные праздники


Родительские собрания


Формы работы с родителями




Анкетирование



Консультации



Заголовок 315