Система работы ГБОУ ЛНР «Стахановская общеобразовательная школа-интернат I-IIступеней №2» по организации деятельности по повышению правовой культуры всех участников образовательного процесса.


Система работы ГБОУ ЛНР «Стахановская общеобразовательная школа-интернат I-IIступеней №2» по организации деятельности по повышению правовой культуры всех участников образовательного процесса.
Одной из приоритетных задач школы-интерната является воспитание  правовой культуры всех участников образовательного процесса. Рост правонарушений со стороны несовершеннолетних, в том числе учащихся младших классов, указывает на низкую нравственно – правовую культуру,  как детей, так и их родителей. Для разрешения этой проблемы в школе-интернате работает целостная система правового воспитания, которая охватывает всех участников образовательного процесса.
Работа в данном направлении регламентируется Государственными правовыми актами: Закон «Об образовании ЛНР», Закон  «О правах ребенка в ЛНР», Конвенция ООН «О правах ребенка», Закон «О браке и семье», Закон ЛНР «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности», «Комплексная программа воспитания в организациях образования ЛНР», Кодекс ЛНР о здоровье народа. Работа строится на основании Программы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних на 2015 – 2018 годы.
Проводимый мониторинг  уровня нравственно – правовых знаний помогает корректировать и выбирать наиболее эффективные пути в системе работы по формированию толерантности, активной гражданской позиции, патриотических чувств, развитию правового сознания и правовой культуры,   правомерного поведения несовершеннолетних. Усвоение определенной суммы знаний о правовых нормах и повышение правовой культуры родителей и педагогов осуществляется на занятиях по правовому всеобучу: знакомство с нормативно — правовыми документами Государства, региональными программами, выборочно со статьями Уголовного  и Административного  кодекса ЛНР,  об ответственности, которую несут подростки и их родители за противоправные действия со стороны несовершеннолетних. Необходимые знания о приемах и методах работы c учащимися и  родителями, в том числе с неблагополучными семьями, педагоги получают на обучающих семинарах, заседаниях Методического Объединения классных руководителей и воспитателей, на творческих отчетах педагогов «Делимся опытом», заседаниях педагогического совета.
Практика показывает, что в зону риска чаще всего попадают подростки из-за элементарного незнания правил этикета, отсутствия культуры общения, не сформированных коммуникативных компетенций. То есть, проблема не столь в социальном окружении ребенка, сколько в отсутствии его личностных духовно – нравственных и эмоционально – волевых  качеств, что является основной причиной негативного поведения несовершеннолетних. Именно родители должны закладывать в ребенке нравственный фундамент, на котором формируются элементы правосознания, к сожалению,   многие из них  сами безграмотны в вопросах права. В семье, бытовых, уличных отношениях дети чаще всего видят разрешение вопросов с точки зрения силы, следуя японской народной мудрости  «там, где права сила, нет силы права». Родители с крайне низким уровнем правосознания не могут воспитать своих детей в духе права. Они нуждаются в просвещении. Поэтому  в период рейдовых отработок классные руководители совместно с  социальным  педагогом проводят профилактические и разъяснительные    беседы на правовые темы с родителями неблагополучных семей.
Деятельность педагогического коллектива по повышению правовой культуры обучающихся.
         Большую часть времени учащиеся проводят в стенах школы-интерната. Основным направлением в правовой культуре  является  информирование младших школьников об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Важная роль в формировании гражданственности и правовой культуры  у подрастающего поколения отводится педагогу. Он закладывает и формирует основные представления о государстве, об атрибутике государства (гербе, флаге, гимне), о моральных и правовых ценностях. Так, учащиеся 1 – 4 классов получают представление о правилах поведения в школе, дома, на улице. Учитель объясняет роль лиц, охраняющих порядок в городе, прививается уважении к этим людям.  Умение педагога управлять процессом воспитания юных граждан дифференцированно на диагностической основе с учетом индивидуально-возрастных особенностей определяется успешность деятельности.  Школьная среда предоставляет условия и возможности для формирования у школьников правовой культуры,   волевых качеств личности через уроки литературного чтения,  познания мира, самопознания. В 4-х классах проходит предмет по  программе факультативного курса «Уроки гражданственности», на котором учащиеся пополняют знания о   правах и обязанностях, культуре общения, этике поведения.  Кружковая работа, классные и школьные мероприятия, конкурсы способствуют воспитанию культурной личности.  Учителя используют свои возможности не только на уроках, но и  во внеурочной деятельности.  Элементарные знания по культуре взаимоотношений, бесконфликтному взаимодействию, основам  правовых отношений учащиеся получают при посещении кружков и секций, участвуя в традиционных школьных праздниках,  экскурсиях.   Правовые знания школьники показывают во время конкурсов, декады правовых знаний, Дня профилактики правонарушений «Каникулы без правонарушений!».
Активное участие в жизнедеятельности  школы-интерната  отвлекает детей  от негативного влияния уличной среды, помогает реализовать познавательные потребности в саморазвитии личности:
в самовыражении (общение, творчество, продуктивная деятельность). Школьники принимают 100%-ое  участие в общешкольных мероприятиях: конкурсах, Фестивале  и Дне  Здоровья, всевозможных акциях, традиционных праздниках: «Мисс Осень», «Посвящение в первоклассники», культурно – массовых мероприятиях на масленицу и др.
в самоопределении  (через свободу выбора, занятия по интересам, самоуправление). На начало  2015 – 2016 учебного  года 85% (86 учащихся) школьников посещают кружковые и факультативные занятия при школе-интернате. В сравнение с прошлым учебным годом, это на 22 ученика больше. В этом учебном году работает 11 кружков, факультативов и секций, это на 3 кружка больше, чем в прошлом учебном году. В основном это предметные кружки, спортивного направления — «Борьба», «Волейбол», «Баскетбол», «Настольный теннис», музыкальный — «Вокальный», творчекого  направления. в самоутверждении  (достижение личных целей): за активное участие в школьных конкурсах и личные победы,  учащиеся награждаются грамотами, которые традиционно вручаются на линейке.
Важным условием в формировании правовой культуры является обеспечение каждому школьнику активной позиции, т. е. предоставление им возможности
проявлять инициативу, самостоятельность, независимость и т. д. Это позволяет им самоутвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет у окружающих. Активная позиция способствует более глубокому осознанию и усвоению учащимися правовых норм, обостряет чувство ответственности, укрепляет связь с коллективом. Примером такого отношения является участие школьников  в детском самоуправлении. Работа Адвокатской конторы «Законопослушники» предполагает подготовку лекторской группы для участия в правовых днях, правовом всеобуче, на линейке перед учащимися школы. Большая работа детского самоуправления проходит в рамках  проведения традиционной Декады правовых знаний в декабре месяце. Во время заседания Адвокатской конторы, ребята подбирают  вопросы для  заседания круглого стола на тему «Зачем ребенку необходимо знать Конвенцию о правах ребенка?», проведение которой планируется  совместно  с учителями, воспитателями и учащимися. Деятельность Адвокатской конторы  направлена на воспитание активной гражданской позиции учащихся, уважения к истории страны, ее символам, культуре, традициям народов, населяющих ЛНР, на формировнаие  правовой культуры и соблюдение Законов ЛНР, на формирование потребности быть законопослушными гражданами страны, знающими свои права и не забывающими об обязанностях.
Проведение викторин, конкурсов и олимпиад на лучших знатоков права дает возможность учащимся повысить  свои знания, расширить кругозор, и учит  ребят  использовать правовые знания в реальной жизни, помогает  преодолевать  трудности и не совершать правонарушений.
Особого внимания в повышении правовых знаний требуют учащиеся, состоящие на всех видах учета. В индивидуальной работе наставника, социального педагога, психолога, заместителя директора по УВР, старшего воспитателя уделено внимание вопросу повышения правовой грамотности несовершеннолетних данной категории. Ребят знакомят с информацией УВД ЛНР о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, предлагают проанализировать различные ситуации, в которые чаще всего попадают несовершеннолетние, и найти правильное (с точки зрения Закона) решение. Ребят знакомят со статьями Административного и Уголовного кодекса ЛНР, которые чаще всего нарушаются несовершеннолетними и предупреждают об ответственности, которую несут несовершеннолетние и их родители. С целью отслеживания результативности проведенных занятий с учащимися данной категории, запланировано проведение  диагностики на уровень правовых знаний в конце каждой четверти. На заседании Совета по профилактике правонарушений учащимся и их родителям разъясняют статьи из Закона «О браке и семье», Уголовного и Административного кодекса ЛНР.
В период работы летней площадки, руководители отрядов проводят  мероприятия, направленные на профилактику правонарушений, а также  ежедневные пятиминутки-напоминания  «Знать, чтобы не нарушать», направленные на воспитание нравственно — правовой культуры школьников.  Ребята обсуждают правила поведения в общественных местах, на дороге, культуру взаимоотношений, бережного отношения к окружающему миру, к чужим вещам и т.д. Отсутствие правонарушений и преступлений со стороны несовершеннолетних в летний период – результат целенаправленной работы педагогического коллектива школы-интерната.
Воспитательная среда информационного пространства так же способствует воспитанию правовой культуры всех субъектов учебно – воспитательного  процесса. В качестве насыщения школьного интерьера систематически в течение года  работают  информационные стенды.
Уголок по ПДД способствует воспитанию законопослушного пешехода. Результаты участия школьников в школьных конкурсах отражены в уголке.
Уголок по ЗОЖ пропагандирует здоровый образ жизни, предупреждает об опасности вредных привычек, которые являются причиной правонарушений и преступлений.
Стенды, посвященные Великим людям и  символами ЛНР способствуют воспитанию патриотических чувств.
Уголок «Юный правовед» направлен на повышение правовой грамотности, содержит информацию о правах и обязанностях школьников, статистические данные по правонарушениям и преступлениям среди несовершеннолетних по ЛНР, рекомендации родителям и детям в случае возникновения жизненных проблем, телефоны, по которым можно обратиться в случае необходимости. На стенде помещены вопросы  для учащихся по Конвенции о правах ребенка, иллюстрации к сказкам, в которых нарушены права сказочных героев. С целью обратной связи учащимся школы-интерната предлагается ответить на вопросы, «Адвокатская контора» отслеживает участие класса в целом и отдельных учащихся, определяет победителей,  вручает грамоты  на линейке.
Классные уголки, тематическая выставка в школьной библиотеке так же способствуют воспитанию правовой культуры  школьников.
Связь с заинтересованными службами. Работа правового всеобуча.
Для более эффективной деятельности педагогического коллектива  по формированию правовой культуры школьников, повышению правовой грамотности школьников, родителей и педагогов, администрация школы поддерживает связь с заинтересованными организациями: ДКМ, СДД, ЦСДМ, наркологический диспансер.
Специалисты  данных учреждений  участвуют в работе правового всеобуча. Во время таких встреч,  участники правового всеобуча имеют возможность задать вопросы и получить грамотные ответы; профилактические беседы специалистов  направлены на  воспитание волевых качеств характера, просвещение знаний правовых норм, правовых основ охраны здоровья, правильное отношение к жизненным ценностям, на воспитание потребности в здоровом образе жизни. Так как факторы риска широко распространены среди детей и подростков, именно в этом возрасте грамотно проводимые меры профилактики действуют особенно  эффективно.
Во время таких  встреч учащимся предлагается живое общение, построенное в форме деловой игры «Спрашивайте – отвечаем», «Прошу слова», «Свободный микрофон», «Вопрос – ответ» и др.
Проведение киноуроков вносит интерес, разнообразие и возможность комментировать увиденное на основе полученных правовых знаний.
В процессе организации жизнедеятельности ребят основное внимание обращается на воспитание у них уважения к Закону, патриотизму, правовой культуры,  развитию активной гражданской позиции. Для этого учащиеся должны иметь правовую основу: знание основных Законов, статей Уголовного и Административного кодекса. И уже с первого  класса важно   формировать у школьников  нравственно-правовые качества личности, эмоции и поведение. На занятиях правового всеобуча учащиеся знакомятся  с законами нашего государства, четко и ясно представляют  свои права и обязанности, и учатся использовать полученные знания в жизни.
Применение классными руководителями наиболее активных форм проведения правового всеобуча, позволяет переводить ребенка в позицию полноправного субъекта, умеющего решать  проблемные ситуации, добывающего истину, взаимодействующего с окружающей средой. Приобретая в процессе деятельности определенный опыт и качества, ученик  начинает управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя и воспитывая себя. Наиболее продуктивны те занятия, на которых учитель предлагает  проигрывание ситуаций, ролевые игры, круглый стол, деловую  игру.
Классным руководителям предоставлен материал правового всеобуча на весь учебный год. Однако  при проведении занятий, он вправе его дополнять и  корректировать с учетом нравственно – правового уровня детей, возрастных  и психологических  особенностей своего класса.
Кроме плана, утвержденного директором школы, занятия правового всеобуча функционируют  на основе приказа и положения о деятельности правового всеобуча.
Диагностика
Чтобы управлять процессом формирования правовой кульуры, необходимо иметь возможность отслеживать продвижение школьников в их развитии.
Мониторинг позволяет контролировать  результативность работы педагогического коллектива, проводить необходимую корректировку, находить пути решения возникающих проблем.
Проведенная на начало учебного года диагностика на уровень правовой грамотности учащихся соответствует  68%, это  на 5% ниже, чем в прошлом учебном году.  После летних каникул пошло снижение уровня знаний. Анализ ответов показывает, что школьники затрудняются дать точные ответы на вопрос «С какого возраста наступает уголовная ответственность?», назвать документы, в которых говорится о  правах и обязанностях детей, опредлить, является ли правонарушением нахождение детей в течение длительного времени на улице без контроля (без разрешения) родителей.
С учащимися, состоящими на всех видах учета (14 человек на начало года),  также проведена диагностика, результат которой показал, что ребята затрудняются назвать документ,  в котором отражены права детей;  не могут определить – является ли оскорбление  или  ложный вызов по телефону службы – правонарушением.  6 школьников указали, что их родители не всегда  в курсе о нахождении их ребенка  в свободное от занятий время.
Дополнительно были предложены 2 вопроса:
1. почему растет число  правонарушений среди подростков?
2. кому отводится главная роль в правовом воспитании  школьников?
На первый вопрос 10  респондентов (из 14)считают, что отсутствие контроля со стороны родителей означает, что дети предоставлены сами себе, улице, друзьям. Влияние окружающих не всегда благоприятно сказывается на поведении, а значит,  возможны противоправные действия.
То, что телевидение и компьютерные игры могут сыграть негативную роль в воспитании считают 9 респондента, 6 учащихся называют  одну из причин противоправных действий со стороны подростков – незнание Уголовного и Административного Кодекса.
Анализ анкет и бесед с детьми, стоящими на всех вида учета, показывает, что исходя из своей практики, ребята правильно анализируют жизненные ситуации, осознают важность соблюдения правовых и нравственных норм.
На второй вопрос 5 респондентов считают, что именно школе отводится главная роль в воспитании законопослушного гражданина. 4 ученика  называют  родителей . Анализ ответов указывает на необходимость усилить работу по повышению правовых знаний. Так как уровень правовых знаний напрямую зависит от нравственных качеств рбенка, в начале учебного года проводится диагностика уровня воспитанности детей, которая также вносит коррективы в планирование работы классного руководителя и школы-интерната в целом.
Так как  профилактика употребления вредных веществ является одним из важных направлений в работе по предупреждению преступлений, необходимо иметь представление, что об этом знают сами дети.           С целью определения уровня осведомленности школьников по вопросу употребления вредных веществ, проведена диагностика учащихся 3 – 9 классов, в которой приняли участие 70 школьников.  По результатам проведенной диагностики можно отметить, что 64  % респондентов (43 школьников из 70) имеют представление  о том, какой вред наносит на организм человека употребление вредных веществ, 90% респондентов знают какие напитки считаются алкогольными. 100% респондентов, на вопрос «Почему нельзя пробовать  алкоголь, табак, наркотики?», ответили, что «это опасно для здоровья», 50% добавили, что идет привыкание организма. Настораживает, что 14% респондентов (8 учеников) с согласия родителей пробовали пиво и шампанское. На вопрос «Можно ли избавиться от привычки употребления вредных веществ», 38% ответили «нет», 14% -да и 48% – «не знаю». На вопрос «Считаете ли вы, что употребление вредных веществ, чаще всего,  является причиной преступлений?», 100%  респондентов ответили утвердительно.
Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся имеют представление о вредных веществах, их действии на организм человека, но вместе с тем,  имеются пробелы в знаниях.  
Диагностика уровня воспитанности, правовых знаний и др.,  проведенная на начало учебного года в сравнении с прошлым годом показывает, что динамика есть, однако анализ ответов учащихся указывает на наличие западающих звеньев, которые требуют активизировать деятельность педагогического коллектива, направленную  на результативность. Показателем результативности  должно стать   снижение роста правонарушений. В июле 2015 года, учащийся 8 класса совершил преступление. Анализ преступления показал, что ребенок, совершивший противоправный поступок — из неблагополучной семьи. Легкомыслие, аморальное поведение родителей и пробелы в нравственно – правовом воспитании послужили тому, что неосознанность последствий своих действий, стала причиной преступления. На педагогическом совете в августе 2015 года были намечены задачи, которые направлены на предупреждение правонарушений и преступлений, одной из которых является воспитание правовой культуры всех субъектов образовательного процесса.
Результативность
 100%-ое вовлечение школьников в классные и школьные мероприятия, занятость в классном и школьном самоуправлении, кружках и секциях имеют результаты.
Заключение.
Результативность работы по повышению правовой культуры школьников зависит от  слаженной  системы воспитательной работы по всем направлениям. Несмотря на трудности, которые переживает в настоящее время школа, именно она берет  на себя выполнение социально-педагогических функций, которые обеспечивают ребенку защиту и создают условия для реализации базовых прав. Правовое образование в школе связано с нравственным воспитанием, опирается на него и делает его в результате эффективным. Целенаправленное правовое воспитание и, как результат, высокий уровень правовой культуры – необходимое условие укрепления правопорядка и законности, без которых немыслимо построение правового государства и гражданского общества. Каждый человек должен знать законы своего государства, свои права и обязанности, с которыми эффективней всего начинать знакомить в начальной школе. Воспитательная система работы педагогического коллектива  способствует  развитию школьной гражданской и социальной ответственности, умению вырабатывать свою точку зрения на политические, экономические, правовые явления. Способствует формированию у младших школьников нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла, накопления опыта добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и взрослыми. Главное место на данном этапе этико-правового образования отводится нравственному воспитанию на основе ценностей гуманистической этики. Для того чтобы сообщаемые учащимся юридические знания вызывали позитивные правовые чувства и способствовали становлению социально полезной жизненной позиции, учителя  опираются  на прочный фундамент нравственных ценностных ориентиров личности. Однако,  правовая культура, не ограничивается лишь знаниями, оценками и установками; она включает в себя непосредственные действия учеников, его поведение (проявление законопослушания, уважения к праву, к закону) в различных, часто непредвиденных жизненных ситуациях, и предполагает умение и готовность ребят  решать свои проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.