Педсовет — деловая игра для педагогов. «Роль мини-центра в формировании здорового образа жизни дошкольников».

Автор: Шершнёва Н.Ю.
методист мини-центра
«Булдiршiн» при КГУ «сш № 13»
г. Усть-Каменогорск, 2014 г

Педсовет - деловая игра для педагогов.
«Роль мини-центра в формировании
здорового образа жизни дошкольников».

В стратегии «Казахстан-2050» глава государства отметил о подготовке педагога новой формации. Требование к педагогу новой формации за последние годы существенно повысилось. Сегодня это духовно развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому. В идеале такой воспитатель должен ясно понимать самоценность образования, быть «человеком в культуре», прекрасно знать педагогику и психологию, использовать личностно-ориентированные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту и развитию своей личности. Сегодня изменения в общественной жизни  и задачи модернизации казахстанского образования требуют развития новых подходов в использовании инновационных педагогических технологий, направленных на развитие творческой, инициативной личности педагога. Но прежде всего надо этому научить воспитателей. 
Одной из главных форм методической работы в ДОУ является педсовет. Каждый педсовет в дошкольном учреждении должен способствовать развитию творческого потенциала педагогов, расширению их практических и теоретических знаний. При подготовке к педсоветам в мини-центре возникла одна проблема: как сделать методическую работу не сухой традициооной, а расшевелить педагогов быть творчески активными? Изучая различные методические издания по дошкольному образованию, нашла выход - в проведении нестандартных педагогических советов. Поэтому подготовкой и проведением педсоветов в нетрадиционной форме я решила заняться основательно.
Проведение педсоветов в нетрадиционной форме, это превращение скучного, стандартного мероприятия в интересное и увлекательное. При проведении нестандартных педсоветов применяю такие виды как: педсовет - деловая игра, педсовет - круглый стол, педсовет - конференция, педсовет - дискуссия, педсовет – научно-практическая конференция.    Практика показала, что конечный результат педагогического совета будет высок и отдача эффективна, если при его подготовке и проведении использовать разнообразные методы включения в активную работу. Их выбор должен определяться целями и задачами мероприятия, особенностями его содержания, контингентом педагогов, состоянием учебно-воспитательного процесса. На таком педсовете вряд ли удастся педагогу просто отсидеться, выслушивая доклады других. Привожу в качестве примера проведение педсовета в форме деловой игры.



Конспект - план методического мероприятия
Педагогический совет
на тему «Роль мини-центра в формировании
здорового образа жизни дошкольников»

«Физическая культура дошкольников состоит
не только в выполнении мышечных упражнений,
усвоении гигиенических навыков и укреплении здоровья – это есть и культура чувств, внимания,
воли, красоты, культуры всего характера».

Е.А. Аркин

Форма: деловая игра.


Одной из главных целей работы мини-центра является сохранение и укрепление здоровья детей. Формирование осмысленного ценностного отношения ребёнка к движению, как способу существования живого; активное освоение им двигательного опыта через игру. Формирование у родителей, педагогов ответственности в деле сохранения собственного здоровья и здоровья детей. Отсюда вытекают задачи педсовета «Роль мини-центра в формировании здорового образа жизни дошкольников».



Задачи:
1.Повысить компетентность педагогов в области образовательных технологий здоровьесбережения, а также резервов и возможностей совершенствования работы в данном направлении.
2.Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе с детьми по развитию физических качеств у дошкольников.
3.Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников игры.

1 этап: Организационно-подготовительная работа (Предварительная работа).
До деловой игры:
Выбрать название команды и девиз (3-5 мин.)
Подготовить приветствие команды (1-2мин.)
Выбор жюри.
2 этап: Теоретическая часть. Проводится в виде докладов и сообщений.
3 этап: Практическая часть. Проводится в виде командных соревнований. Всего 2 команды.

Ход педсовета:

2 этап: Теоретическая часть.
1.Доклад медицинской сестры «Значение режима дня для дошкольника»:
Составляя план обучения и воспитания дошкольников, педагоги учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей.
Так как игра присуща психоэмоциональной природе ребёнка, процесс строится на основе игры, статические занятия чередуются с динамическими. Нерегламентированная деятельность включает привитие навыков личной гигиены и самообслуживания.
Показателями правильно составленного и выполняемого режима является поведение детей: они спокойны, активны, отсутствуют плач, возбуждение; дети не отказываются от еды, засыпают спокойно и быстро, крепко спят и просыпаются бодрыми. Но, к большому сожалению, многие родители не уделяют внимания такому важному моменту, как режим дня. Дисбаланс в режиме приводит к неадекватному состоянию всей работы мини-центра (несвоевременное получение питания, парализация учебного процесса).
Поэтому с первых дней посещения ребёнком ДМЦ родители должны усвоить «железное» правило:
вечером – своевременный отход ко сну,
утром – своевременный подъём.
Ребёнка нужно приводить в мини-центр с 7.30 до 8.00
Свободное посещение ДМЦ не рекомендуется, так как режим дня и учебный план в полном объёме предусматривают развитие гармонично развитой личности.

2.Сообщение инструктора по физической культуре «Обозначим слагаемые здорового образа жизни»:
1. Активное использование целебных природных факторов окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений, т.к. естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма.
2. Спокойный, доброжелательный психологический климат. Перебранки в присутствии ребёнка в одних случаях способствуют возникновению у него невроза, а в других усугубляются уже имеющиеся нарушения нервной системы. Всё это существенно снижает защитные возможности детского организма. Учитывая это, мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении.
Вспомните: стоит нам улыбнуться – сразу становиться легче, нахмуриться – подкрадывается грусть.
Нахмурились – начал выделяться адреналин, способствующий грустному, тревожному настроению.
Улыбнулись – помогли другому гормону – эндорфину, обеспечивающему уверенное, бодрое настроение.
Ведь один и тот же факт в одном случае способен быть незаметным для нас, а в другом – вызовет гнев, испортит настроение.
А ведь наше раздражение механически переходит и на ребёнка. Эмоциональная устойчивость и связанное с ней поведение воспитываются. Здесь важно умение правильно и рационально относиться к тому, что видится, воспринимается, слышится.
3. Правильно организованный режим дня. Режим дня – это создание условий, способствующих повышению защитных сил организма ребёнка, и его работоспособности. Важным является правильная организация режима дня, которая оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течении суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и другом. Кроме этого, режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определённому ритму.
4. Полноценное питание. Включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С, Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью), а также белком. Все блюда для детей желательно готовить из натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок, специй и консервантов. Чаще включать в рацион детей творог, гречневую и овсяную каши. Немаловажное значение имеет и режим питания, то есть соблюдение определённых интервалов между приёмами пищи.
5. Формирование интереса к оздоровлению собственного организма. Чем раньше получит ребёнок представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни.
6. Закаливание организма. Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счёт того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями – увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи. При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счёт увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание стало общим семейным делом. Надо ежедневно проводить какие – либо закаливающие процедуры. В «минимум» закаливания включать воздушные и водные процедуры, правильно подобранную одежду.

3 этап: Практическая часть.
Представление команд (название и девиз 3-5 мин.).
Приветствие команды (1-2мин.)

1 задание:
1. Командам предлагается записать задачи физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Работа проводится таким образом:
-каждый педагог записывает задачи самостоятельно,
- задание анализирует вся команда, внося необходимые коррективы,
-Работа проводится 5 минут. После этого следует проверка, в которой участвуют все педагоги. В результате совместной работы педагогами формулируются задачи физического воспитания.
2.Итог подводит методист мини-центра.
ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ:
Оздоровительные:
1.Охрана жизни и укрепление здоровья детей.
2.Содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма.
3.Повышение умственной и физической работоспособности.
Развивающие: развитие движений, формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость), формирование правильной осанки.
Образовательные: обогащение знаний детей о своем организме, здоровье, о путях его укрепления, сохранения, ответственного отношения.
Воспитательные: воспитание положительных черт характера (смелость, решительность, настойчивость), нравственных качеств (доброжелательность, взаимопомощь), волевых качеств (сила воли, умение побеждать и проигрывать), формирование привычки к здоровому образу жизни, желание заниматься физическими упражнениями (в том числе не ради достижения успеха, а для собственного здоровья).

2 задание. «Поэтический конкурс»
Сочинить стихотворение, рассказы-малютки (по одному) для подвижных игр, утренней гимнастики, физминутки, физзанятия (по 5 баллов за каждое четверостишие).

3 задание. Конкурс «Спроси – ответь»
Каждая команда предлагает команде-сопернице по одному теоретическому вопросу проблемного характера по физическому воспитанию детей. (учитывается сложность постановки вопроса)

4 задание.
1. Сообщение «Физкультминутки для дошкольников» (делает заранее подготовленный представитель 1 команды, время 5 минут) В конце сообщения делает выставку своей работы «Картотека физминуток».
2. Командам предлагается продемонстрировать физкультминутки: (математическую, физкультурную)
3. Вывод делает методист мини-центра: Физкультминутки применяются с целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне.

5 задание. Команды выполняют любой вид детского массажа. Капитан команды воспитателей показывает массаж, остальные за ним повторяют. Например:

Массаж лица
«ЕЖИК»
Жа-жа-жа-мы в лесу нашли ежа.
Слегка касаясь пальцами, провести по лбу 7 раз.
Жу-жу-жу-подошли мы к ежу.
Слегка касаясь пальцами, провести по щекам, 7 раз.
Ужа-ужа-ужа-впереди большая лужа.
Приставить ладони ко лбу, как бы сделав козырек,
растереть лоб движениями в стороны – вместе.
Жок-жок-жок-надень, ежик, сапожок.
Кулачками массировать крылья носа.

Массаж биологически активных зон
«НАСТУПИЛИ ХОЛОДА»
Ехать в поезде тепло, поглядим-ка мы в окно.
А на улице зима, наступили холода.
Да – да – да, да – да – да – наступили холода.
Потереть ладошки друг о друга.
Да – да – да – превратилась в лед воды.
Мягко провести ладошками по шее сверху вниз.
Ду – ду – ду – поскользнусь я на льду.
Указательными пальцами помассировать крылья носа.
Ду – ду – ду – я на лыжах иду.
Растереть большим и указательным пальцами уши.
Ды – ды – ды – на снегу есть следы.
Руки козырьком – растереть лоб.
Ди – ди – ди – ну, заяц, погоди!
Хлопки в ладоши, погрозить пальчиком.

6 задание.
1.Сообщение «Дыхательная гимнастика Стрельниковой» (делает заранее подготовленный представитель 2 команды, время 5 минут). В конце сообщения делает выставку своей работы «Картотека дыхательной гимнастики (по Стрельниковой».
2.Вывод делает методист мини-центра:
От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и
умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность человека. Лёгкие являются не только органом дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела.
Они так же принимают участие в выработке физиологически активных веществ, участвующих в процессе свёртывания крови, обмена белков, жиров и углеводов. Именно поэтому дыхательная гимнастика играет огромную роль в закаливании и оздоровлении детей.

7 задание.
1.Методист проводит 2 оздоровительные игры с командами воспитателей.
Игра «Переправа». Педагоги стоят двумя колоннами. Перед ними - по 5 обручей. По сигналу они друг за другом прыгают через другую сторону «реки». Кто быстрее переправится на другой берег.  Эстафета. «Перенеси кубики». Педагоги стоят около двух обручей. В другом конце зала в двух обручах лежат кубики соответственно количеству игроков. По сигналу воспитателя, воспитатели должны побежать, взять по одному кубику и перенести их в свой обруч.  
2.Команды должны определить цель игры (оздоровительный эффект)
Игра «Переправа» (тренирует ловкость, способствует концентрации внимания);
Эстафета «Перенеси кубики» (тренирует вестибулярный аппарат, развивает способность концентрации внимания, поднимает настроение).
В заключение игры можно подсчитать очки, набранные командами за задания.

ВЫВОД: «Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении». /З.И.Береснева/.
Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении имеет огромное значение в процессе оптимизации двигательной активности, способствует разностороннему развитию, укреплению здоровья детей, овладению навыками самооздоровления.
Поэтому в мини-центрах необходим поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления.
Решение педсовета:
Продолжить создавать условия в мини-центре для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей:
1.Педагогам повышать педагогическое мастерство через самообразование. Изучить методическую литературу: Воробьева М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников. – Москва, 2006. – Стр. 8.; Электронный ресурс: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; Осокина Т. И. «Физическая культура в детском саду», раздел «Подвижные игры»- М. : Просвещение, 1986г. и др.
Отв. : воспитатели. Срок:
2. Сделать картотеки физминуток, подвижных игр, считалок, дыхательной гимнастики.
Отв. : воспитатели. Срок: до
3. Повышать педагогическую грамотность родителей по вопросам здорового образа жизни через разные формы. Поместить рекомендации родителям в родительских уголках, использовать активные формы работы с родителями.
Отв. : воспитатели. Срок: постоянно.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215