Статья: «Клуб как форма работы по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни»

Статья: «Клуб как форма работы по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни»

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Но для того чтобы его выбор образа жизни был правильным, человек должен быть хорошо знаком с вопросами здорового образа жизни. Поэтому в образовательной программе начального общего образования нашел отражение содержательный раздел «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни».
Работа на ступени начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни представлена в виде взаимосвязанных блоков:
создание здоровьесберагающей инфраструктуры;
рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся;
эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;
просветительская работа с родителями (законными представителями);
реализация дополнительных образовательных программ, что подразумевает внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
В связи с этим, в школе можно организовать работу клуба «Лучики здоровья».
Клуб объединяет учащихся школы, стремящихся углубить свои знания в области здоровья человека, быть здоровым, вести и пропагандировать здоровый образ жизни.
Цель работы клуба: формирование мотивации и навыков здорового образа жизни учащихся школы.
Задачи:
развитие и углубление знаний о культуре здорового и безопасного образа жизни;
формирование у учащихся устойчивого интереса к здоровому образу жизни, стремления к самообразованию на основе использования разнообразных форм работы;
вовлечение учащихся в социально-значимую деятельность, развитие у школьников общественной активности;
развитие самоуправления, инициативы, творчества учащихся в коллективе клуба;
содействие организации и проведению учебно-воспитательного процесса в школе (в том числе, организацию внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС).
Комплектование клуба строится на принципах добровольности, выборности и равного представительства учащихся 1-4 классов. Членом клуба сможет стать любой учащийся 1-4 классов. Члены клуба могут одновременно состоять в других организациях, объединениях, советах, клубах.
 Во главе клуба стоит председатель, который избирается в сентябре каждого года на первом заседании клуба, где собираются представители от каждого класса (Совет клуба). Председатель отвечает:
за подготовку и проведение общих сборов и заседаний;
обеспечивает реализацию плана деятельности клуба.
Заседания клуба проходят один раз в четверть, ход заседаний протоколируется.
На заседаниях клуба:
планируется работа на ближайший период;
представители классов отчитываются о деятельности учащихся своего класса ;
подводятся итоги деятельности клуба;
принимаются решения по важным вопросам клуба.
Программа работы клуба «Лучики здоровья» составлена на основе программы «Педагогика здоровья» Касаткина Владимира Николаевича.
Особенностями данной программы являются доступность получения теоретических и практических знаний в области сохранения и преумножения здоровья, формирование мотивации здорового образа жизни у детей начальных классов. Это достигается путем проведения классных часов в соответствии с тематическим планом в рамках реализации внеурочной деятельности, а завершающим этапом изучения определенного раздела программы становится коллективное творческое дело, проводимое внутри классного коллектива, среди параллелей классов или среди всех классов начальной школы.
Для изучения рассматриваются следующие разделы:
Самопознание через чувство и образ (цель: осознание ребёнком широкого спектра вопросов, связанных со строением и функционированием организма, понимание своего физического состояния, своих эмоций, правил поведения в быту, на улице, в общении с другими людьми).
Школа здорового питания (цель: формировать у учащихся представление о влиянии питания на здоровье; общего представления о питательных веществах и продуктах, содержащих их; закрепление знаний о питательных веществах и их значении для организма на примере русской национальной кухни; формирование навыка соблюдения режима дня, режима питания; знакомство с правилами поведения за столом).
Ослепительная улыбка на всю жизнь (цель: обучение правильному уходу за полостью рта и профилактика стоматологических заболеваний, воспитание у детей личной ответственности за сохранение своего здоровья).
Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами (цель: формирование: навыков самосохранения; осознания возможности очень быстрого и незаметного для себя вовлечения в состояние зависимости; собственной жизненной позиции, позволяющей формировать круг интересов, выстраивать позитивные отношения с людьми).
Безопасность детей на дорогах (цель: овладение детьми знаниями и навыками распознавания типичных дорожных ситуаций («ловушек»); обучение прогнозировать развитие ситуации на дороге).
Поведение в экстремальных ситуациях (цель: помочь ребёнку не растеряться в экстремальной ситуации).
Педагогические технологии, используемые в работе клуба
Личностно-ориентированные технологии,  позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении.
Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки.
Технология коллективного творческого дела используется для повышения творческой активности детей.
Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.
Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.

Формы подведения итогов реализации программы.
Итоговые выставки творческих работ.
Организация и участие в общешкольных мероприятиях.
Папка подборок сценариев классных часов по темам курса.
Презентация итогов работы над проектами.
По итогам реализации этой программы мы ожидаем получения следующих результатов:
- приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни (приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о способах и средствах самозащиты; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах организации досуга; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации);
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом (развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, к другим людям);
- приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия (приобретение школьником опыта актуализации оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятие на себя ответственности за других).










Есипенко Марина Александровна, заместитель директора по УВР, школа №436


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15