Конспект урока по теме: Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи


Конспект урока по теме: «Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи».
Тема урока: «Имена существительные – названия явлений природы и качеств людей».
Целевые установки урока:
- Уточнить представления об именах существительных как названиях предметов, людей, их качеств, явлений природы и др.
- Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу, обосновывать отнесение слова к имени существительному.
- Объяснять лексическое значение слов-имен существительных.
-. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп
- Работать со «Страничкой для любознательных»: знакомство с лексическим значением имен существительных.
- Составлять предложения и текст из деформированных слов.
Оборудование: УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий учебник русского языка 2 класса (2 ч.), карточки со словами.
Ход урока
Организационный момент.(8 мин.)
У. Внимание, ребята! Урок русского языка. Садитесь. Мы продолжаем знакомство с частями речи, именем существительным. Начнем мы с вами с орфографической минутки.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Я буду диктовать слова, а вы их запишите и подчеркнете в них изученные орфограммы.
Школьник(ь - показатель мягкости согласного звука), летать(пров. слово – полёт), январь(словарн. слово), красивый(пров. слово – прекрасный), пчела(пров. слово – пчёлы), зелёный(пров. слово – зелень), ромашка(словарн. слово), февраль(словарн. слово), пальто(словарн. слово).
- Ребята, давайте теперь проверим, какие орфограммы вы подчеркнули. Лера, начинай. В первом слове…..
- Хорошо, ребята, молодцы. А какие из записанных слов являются именами существительными. Д: школьник, январь, пчела, ромашка, февраль, пальто.
- По каким признакам вы их определили?
Д: имена существительные обозначают предмет и отвечают на вопрос кто? или что?
- Дима, а что называет каждое имя существительное?
- Слово школьник- это имя существительное, которое обозначает….
А кто скажет, что же могут называть имена существительные, отвечающие на вопросы кто? или что?
Д: людей, животных, растения, одежду, месяца года.
Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи. Обсуждение целей урока.(1-2 мин.)
У. Прочитайте тему нашего урока. «Имена существительные – названия явлений природы и качеств людей».
- Какая задача нашего урока?
Д. Узнать, что еще могут называть имена существительные.
Этап объяснения нового материала.(8-10 мин.)
У. Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с именами существительными и узнаем, что они могут обозначать, называть. Сейчас Рома прочтет нам стихотворение Самуила Яковлевича Маршака.
Вьюга.
Вьюга снежная, пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи -
Вихри и метели,
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.
Потрудись, кузнец-мороз,
Скуй ты нам сегодня
Ожерелье для берез
К ночи новогодней!
У. Ребята, понравилось вам стихотворение? Скажите, а к кому или к чему в этом стихотворение обращается автор? (к вьюгам, вихрям, метелям, морозу)
У. Что он просит их сделать? А кто знает, что такое пряжа? (нить, скрученная из волокон шерсть, хлопка, льна и др.) А в прямом или в переносном смысле автор употребляет это слово?
- А кто знает, что называется словом вьюга? (сильные ветер со снегом, метель - перенос ветром снега) А что такое пурга? (снежная буря)
- Ребята, скажите, какие имена существительные употребил автор?
Д.: вьюга, пурга, пряжа, снега, пух.
Ребята, а с чем автор сравнивает пушистые снега? (с пухом)
- На какой вопрос отвечают имена существительные из этого стихотворения? (что?)
Ребята, посмотрите, сколько зимних, снежных слов в этом стихотворение.
(на доске снежинка со словами)
- Ребята, давайте откроем учебник на стр. 46 и найдем строчки из стихотворения, которое нам прочитал нам Рома.
У. Вы видите, в упражнении 77 дан отрывок этого стихотворения. Спишите его. Подчеркните имена существительные и подумайте, на какой вопрос они отвечают.
У. Так что же, могут обозначать имена существительные, отвечающие на вопрос что? (явления природы, в нашем случае зимней природы)
IV. Упражнения в распознавании имён существительных. (15 мин.)
У. Ребята, найдите упражнение 78. Прочитайте эти стихотворные строки.
Найдите слова, обозначающие качества людей.
- Посмотрите на иллюстрацию слева. Как вы думаете, кому присуще такое качество как нежность? (маме)
А в глазах у мальчика какое качество мы видим? (хитреца) А у девочки? (скромность). Но на иллюстрации не показана отвага… Как вы понимаете это качество? (мужество, смелость) Как вы думаете, кто должен обладать этим качеством?
- На какой же вопрос отвечают эти слова? Какой частью речи являются?
У. Хорошо, посмотрите теперь друг на друга, какое качество вы видите в глазах своих друзей?
- Давайте сделаем вывод: к какой части речи относятся выделенные слова, называющие качества, черты характера человека и отвечающие на вопрос что? (имена существительные). Ребята, а есть в стихотворении другие слова-имена существительные? Назовите их.
У. Выпишите из стихотворения выделенные слова-имена существительные.
Записываем упражнение 78 и с красной строки пишем первое слово с заглавной буквы, последующие слова пишем через запятую.
- Кирилл, какие слова ты выписал? У кого по-другому? У всех так?
Молодцы!
У. Ребята, а вы хотите узнать? почему имена существительные получили такое название-имя существительное? Давайте прочитаем на стр. 47 «Страничку для любознательных» и узнаем ответ. Даниил, начинай… Полина, продолжай… и т.д.
- Ребята, так почему имена существительные получили такое название? (называют, именуют всякий предмет, который существует)
- Прочитайте, пожалуйста, слова обозначающие предметы и вещи, Соня. Прочитайте, слова, называющие явления природы? Прочитайте, пожалуйста, слова, называющие чувства и качества людей.
Физкульминутка:
Потрудились — отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
У. Хорошо, молодцы! Ребята, а теперь мы будем учиться составлять предложения из слов. Посмотрите на доску. Что вы видите? (слова)
- Прочитайте эти слова. Найдите среди этих слов имена существительные, назовите их. А теперь давайте составим из этих слов предложение, вы можете менять форму слов. У кого какие варианты? (Пёстрый дятел стучит по коре сосны.)
- Теперь посмотрите на стр. 47, найдите упражнение 79. Прочитайте вторую и третью строчку слов и сами постарайтесь составить предложения, помните, вы можете менять форму слов.
- Арина, какое предложение ты составила из слов второй строчки?
- Вова¸ а какое предложение ты составил из слов третьей строчки?
У. Молодцы, теперь запишите любое понравившееся вам предложение и найдите в нем все имена существительные. Поставьте над этими существительными краткое их обозначение – сущ.
- А теперь подчеркните в вашем предложении грамматическую основу. Скажите, каким членом предложения является каждое из имен существительных в этом предложении.
V. Подведение итогов урока. (2 мин.)
- Ребята, так каким же членом предложения может быть имя существительное? (главным – подлежащим, второстепенным)
У. Ребята, давайте подведем итог нашего урока. Что интересного вы узнали? (Сущ. могут обозначать вещи, явления природы, людей, животных, события, чувства и качества людей. Сущ. в предложение может быть подлежащим и второстепенным членом)- А кто вспомнит, почему имя существительное получило такое название? Мы сегодня говорили об этом.
- Как же различать имена существительные среди других слов?
- Спасибо, я вас благодарю за хорошую работу на уроке. Можете быть свободны.
VI. Домашнее задание
- Рабочая тетрадь, ТПО, упр. 51, 52.