Рабочая программа элективного курса «Обучение жизненно-важным навыкам» для 9-х классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кезская средняя общеобразовательная школа №1»


Рассмотрено на заседании ШМО Утверждено:
«.»..2010г. Приказ №..
Принято школьной экспертной комиссией «»2010г.
Протокол №. Директор школы:..
«.»2010г. /Небогатиков Д.М./




Программа элективного курса
«Обучение жизненно важным навыкам»
для учащихся 9-х классов.


Составитель: Селиверстова С.В.,
учитель английского языка КСОШ №1

Рецензент: Докучаев В.А.,
учитель ОБЖ КСОШ№1



2010г.

Пояснительная записка
Элективный курс «Обучение жизненно – важным навыкам» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов. Данный курс направлен на систематизацию и расширение знаний учащихся о профилактике табакокурения, алкоголя и наркотиков.
На данном историческом этапе серьезно усугубилась социальная ситуация: рушатся семейные устои, снижается жизненный уровень большого числа семей, растет преступность, увеличился риск попадания подростков в наркотическую зависимость. Развитие жизненно важных навыков обеспечит способность к социально адекватному поведению, позволит молодому человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.

Цель: Формирование потребности быть здоровым через отказ от употребления алкоголя, наркотиков и табакокурения.
Задачи:
- Формировать у учащихся представления о социальных и психологических последствиях алкоголизма (в том числе пивного алкоголизма), никотина, наркотиков;
- Формировать чувства личной ответственности за здоровый образ жизни;
- Формировать знания о необходимости и пользе отказа от употребления алкоголя, никотина, наркотиков как в плане сохранения здоровья, так и в плане укрепления характера;
- Формировать умение критически относиться к средствам массовой информации.
Основой для разработки данного курса послужило пособие для классных руководителей «Обучение жизненно важным навыкам в школе» под редакцией Майоровой Н.П., Чепурных Е.Е.
Методы:
В работе с подростками, употребляющими алкоголь (пиво), наркотики и табакокурение применимы разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество и т.д.), но наиболее эффективными считаю следующие:
- метод организации деятельности (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций);
- метод переключения (занятие подростка трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью).

Формы:
Дискуссия;
Мозговые штурмы;
Лекции;
Учебные фильмы и др.
Курс рассчитан на 8-9 часов для учащихся общеобразовательной школы.
В рамках курса учащиеся овладеют следующими знаниями и умениями:
иметь сформировавшееся представление о том, что легальные психоактивные вещества могут вызвать такую же зависимость как и нелегальные;
иметь сформированные навыки отказа от предложения попробовать алкогольные напитки; владеть широким арсеналом средств, для конструктивного решения конфликтных ситуаций, возникающих на этой почве;
владеть навыками поддержания контактов со сверстниками, не прибегая к суррогатным формам общения;
уметь критически осмысливать информацию, получаемую в неформальных группах;
иметь сформированную точку зрения на наркоманию, алкоголизм, табакокурение как трудноизлечимые заболевания;
знать о наступлении уголовной ответственности в случае хранения и распространения алкогольных напитков и наркотических веществ;
осознавать коммерческий характер рекламы алкогольных напитков и табачных изделий и уметь критически ее оценивать.
Форма текущего контроля – тест по пройденному материалу.
Форма итогового контроля для учащихся – зачёт, для чего необходимо написание итогового теста.
Предполагаемый конечный продукт
Снижение спроса и, следовательно, ограничение употребления алкоголя, наркомании и табакокурения среди учащихся нашей школы.

Ослабление медико-социальных последствий употребления алкоголя, которые, выражаясь в психических расстройствах, суицидах, драках, стычках, конфликтах, ведут к прекращению образования, разрушению семейных связей, криминализации детей и подростков.

Формирование у учащихся представлений об общих человеческих ценностях, здоровом образе жизни.

Обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.
Данный курс позволит учащимся соприкоснуться с особенностями профессиональной деятельности социального работника, психолога, нарколога, соцпедагога.
Учебно – тематический план


Наименование темы
Количество часов
Практические
занятия
Форма контроля

1.
«Первое общение. Знакомство с группой».
1
1


2.
«Умей сказать «НЕТ».
1
1


3.
«Факты в защиту жизни».
1
1
тест

4.
«Влияние алкоголя на жизнь человека».
1
1
тест

5.
«Пиво: иллюзия или реальность».
1
1
тест

6.
«Наркомания – бич 21 века». «Шприц».
1
1


7.
«Пути передачи ВИЧ-инфекции».
1
1
тест

8.
«Какова роль семьи в формировании зависимости».
1
1


9.
«Пропаганда здорового образа жизни».
1
1
итоговый тест

Итого: 9 часов













Содержание программы
Тема 1. «Первое общение. Знакомство с группой».
Определение цели курса занятий.
Разработка прав и правил для участников группы. Работа в кругу. Тренинг «Здравствуй, я - »
Тема 2. «Умей сказать «НЕТ».
Техника отказа:
наступление: категоричный отказ.
«да», но: соглашение –отказ
«Как избежать манипулирования?» 3 базовых права личности. 5 техник конструктивного сопротивления. Деловой практикум.

Тема 3. «Факты в защиту жизни».
Курение – одна из вредных и распространенных привычек среди молодежи. Болезни, связанные с курением. Анализ учащимися их отношения к курению.

Тема 4. «Влияние алкоголя на жизнь человека».
Аналитическая работа групп «Мы защищаем (обвиняем) употребляющих алкоголь». Определение положительных и отрицательных сторон употребления алкоголя.
Информационный блок: Влияние алкоголя на организм. Влияние алкоголя на потомство.
Асоциальное поведение пьяного человека. Разрыв: буду ли я употреблять алкоголь, почему? Анализ полученной информации.

Тема 5. «Пиво: иллюзия и реальность».
Определение 5 «за» и «против» рекламной фразы: «Пейте пиво пенное, будет жизнь отменная» Работа с текстом «Пиво: иллюзия и реальность». Составление маркировочной таблицы. Заполнение кластера «Мое отношение к пиву: за и против. Синквейн «Пиво». Рефлексия.

Тема 6. «Наркомания – бич 21 века». «Шприц».
Блиц – опрос: «Причины, побуждающие прибегнуть к употреблению наркотиков». Воздействие наркотика на организм. Удовольствие, зависимость, ломка. Поражение систем организма. Качество жизни и ее продолжительность при употреблении ПАВ.
Созависимость родственников и знакомых. 1 группа предлагает 5 вариантов принятия наркотиков, 2 группа – 5 отказов от наркотиков. Тренинг в кругу «Предложи – откажись».
Упражнение «Японский диалог».

Тема 7. «Пути передачи ВИЧ-инфекции».
Раздача карточек с определенными знаками. Установление взаимосвязей. Обсуждение вопросов. Синквейн «Инфекция».

Тема 8. «Какова роль семьи в формировании зависимости».
Работа в подгруппах. Роль семьи – положительный и отрицательный аспекты. Сбор идей.
Защита идей. Итоговое решение.

Тема 9. «Пропаганда здорового образа жизни».
Почему мы говорим о ПАВ? Работа в группах. Обобщение идей. Пути и способы распространения информации о ПАВ среди молодежи. Итоговый тест.
Литература
Майорова Н.П., Чепурных Е.Е. Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей.- СПб Издательство «Образование – Культура», 2002 г.
Сизанова А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ. М.: «Вако», 2004 г.
Борисова Н.В. Технология обучения здоровью. Чебоксары: Изд-во ЧРИО, 2005 г.
Новикова М.П. Словарь атеиста. Политиздат, 1973 г.
































Рецензия на экспериментальную программу элективного курса
«Обучение жизненно важным навыкам»
для учащихся 9-х классов.

Составитель : Селиверстова Светлана Владимировна

Титульный лист. Титульный лист составлен в соответствии с требованиями Положения о программе элективных курсов. Нарушений нет.
Пояснительная записка. В пояснительной записке:
Указано соответствие программы концепции профильного и предпрофильного обучения; Данный курс направлен на систематизацию и расширение знаний учащихся о профилактике табакокурения, алкоголя и наркотиков.
Имеются цель и задачи курса;
Объясняется основа для разработки данного курса;
Прописаны формы и методы обучения;
Указаны основные ЗУН и ОУУН для учащихся на конец изучения курса;
Указана категория учащихся, на которую рассчитан данный курс;
Указан объём часов элективного курса;
Указана форма текущего и итогового контроля;
Есть предполагаемый результат.
3. Учебно – тематический план представляет собой сетку, где указано общее количество часов на каждый раздел, прописано количество практических уроков и форма контроля.
4. Содержание программы представляет собой поурочное планирование с указанием основных понятий.
5. Список литературы составлен в соответствии с требованиями Положения: указаны исходные данные учебных пособий.

Заключение: Настоящая программа элективного курса «Обучение жизненно важным навыкам» для учащихся 9-х классов соответствует требованиям Положения о программе элективных курсов и может быть рекомендована в качестве экспериментальной программы в 2010– 2011 учебном году.

Рецензент _______________ Докучаев В.А.
подпись ( расшифровка подписи)




15