Из опыта работы учителя математики Нуштаевой Е.И. в реализации требований к современному уроку математики.


Из опыта работы учителя математики Нуштаевой Е.И. в реализация требований к современному уроку математики.
Свою практическую работу направляю на решение следующих задач:
организацию разноуровневой учебно-познавательной деятельности;
стимулирование познавательной деятельности, включая каждого в активную работу;
создание благоприятного психологического климата через уважение к личности и совместную деятельность, формирование социально важных качеств личности.
Для решения поставленных задач руководствуюсь следующими принципами:
дифференцированного обучения; активности; наглядности; доступности; системности; новизны.
В педагогической деятельности я применяю различные образовательные технологии (полностью или их элементы):
- игровые технологии (деловые игры, групповая работа);
- проблемное обучение;
- технология на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества);
- информационно-коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии, которые направлены на то, чтобы, не нанося вреда здоровью школьника получить максимальный результат в обучении.

Работу над любой темой разбиваю на три этапа: мотивационный; операционально-познавательный; рефлексивно-оценочный.На первом этапе создаю установку на изучение новой темы, на ее необходимость.
На этом этапе часто применяю задачи с практическим содержанием для создания проблемной ситуации на уроке.
При отборе материала исхожу из следующих критерий:
целостность; научная значимость; информационная весомость; соответствие учебного материала возрасту учащихся; занимательность; многократная применимость.
Во второй этап включаю:
Урок изучения нового материала.
При изучении нового материала предлагаю учащимся следующие виды деятельности:
решить проблему; осмыслить задание самому и объяснить классу; найти ответ в дополнительной литературе; пронаблюдать, сравнить, сделать выводы;
выполнить по образцу.
Учу детей работать с вопросом « почему?», вырабатываю потребность задавать вопросы и самостоятельно отвечать на них. При изучении нового материала практикую уроки- исследования, на которых дети учатся самостоятельно находить причинно - следственные связи между математическими законами.
Урок - практикум по решению задач обязательного уровня.
Добиваюсь понимания учащимися теории, на основе которой осуществляю решение ключевых задач. Особое внимание уделяю контролю за их усвоением. Контролю подлежит:
-умение учащихся распознавать ключевые задачи;
- умение осуществлять самоконтроль при решении ключевых задач;
- умение правильно решать и письменно оформлять решение ключевых задач.
Не все учащиеся усваивают материал одновременно, поэтому контроль организую дифференцированно.
Урок-консультация.
Накануне урока учащимся даю задание - подготовить карточки с вопросами и задачами, которые они не смогли решить или решение которых заинтересовало ребенка. Задачи могут быть взяты, откуда угодно, но по изучаемой теме. Собранные задачи сначала классифицирую, выбираю самые интересные из каждой группы и на уроке показываю, как приступить к поиску решения, как анализировать данные, как выбрать оптимальное решение.
На третьем этапе применяю: внешний контроль; взаимоконтроль; самоконтроль.
Учитывая, что оценка деятельности ученика, качественная и объективная, очень важна для формирования положительной, устойчивой мотивации учебной деятельности, применяю следующие виды контроля:
текущие: фронтальный опрос, разноуровневые самостоятельные и срезовые работы,
диктанты, тесты, зачеты, контрольные работы. итоговые (в конце четверти, года),
независимая экспертиза (интернет-)тестирование
По результатам контроля планирую своевременную коррекцию: индивидуальные консультации; дополнительные занятия.
Все уроки стараюсь строить так, чтобы все работало на воспитание самоутверждения, человеческого достоинства, осознание ребенком себя как «субъекта» учебного труда, развивало социальную мотивацию. Поэтому использую и такие виды работ, как:
- работа в группах (при изучении нового материала),
- работа в парах (при взаимоконтроле),
- разноуровневые задания (задания репродуктивного и творческого характера)
Работа с разноуровневыми группами в классе.
Знания учащихся могут быть усвоены на трёх уровнях: воспроизводящем, конструктивном и творческом. На воспроизводящем уровне ученик может воспроизвести признаки изученных понятий, но не выделять существенные признаки, может воспроизвести алгоритм решения, может решить задачу по образцу. К этому уровню относятся, как мы говорим, слабые ученики.
При подготовке к уроку я выписываю формулы, отдельные фрагменты решения примеров, которые будут рассматриваться на уроке – это так называемая актуализация прежних знаний. Её провожу фронтально, у доски, вызывая ученика, или делаю сама. На повторение трачу 5-7 минут, рассматриваемые вопросы заранее записаны на доске. Когда перехожу к практической части урока, сначала решаю задания определённого типа сама с подробным объяснением, потом вызываю к доске несколько учеников: средних способностей и слабых. Каждому даю задание подобное разобранному. Перед классом ставлю задачу решить все записанные на доске примеры самостоятельно (на оценку).
Возможность получить хорошую оценку может побудить уверенность в своих силах, самоуважение, желание лучше учиться, интерес к предмету. Учащиеся у доски 2-3 минуты пытаются решить задание самостоятельно, потом я начинаю помогать каждому из них по очереди. После этого провожу самостоятельную работу, цель которой не столько выставление оценок, сколько выявление тех учащихся, которые что-то не поняли. Поэтому самостоятельная работа проводится так: раздаются задания по вариантам. После того как учащиеся начали работать, я подхожу к тем ребятам, которые не знают с чего начать, и снова объясняю решение примера. Если на самостоятельную работу остаётся мало времени, и многие ещё не успели выполнить задание, то на проверку сдают только желающие. Остальные должны переписать задание в тетрадь и решить их дома. И только те учащиеся, которые не выполнили задание к следующему уроку, получают неудовлетворительную оценку.
Инструментом для развития мышления, ведущего к формированию творческой деятельности школьника, являются занимательные задачи (задачи "на соображение", "на догадку", головоломки, нестандартные задачи, логические задачи, творческие задачи). Их я успешно использую на уроках в качестве дополнительного, вспомогательного пути для тренинга мышления. Предлагая учащимся занимательные задачи, тем самым развиваю у них логическое мышление. Почти на каждом уроке сильным ученикам усложняю задания какими-то дополнительными упражнениями.
Варианты были различные:
В начале урока выписывала на доску все задания, которые нужно решить за урок. Эти задания были составлены с таким расчетом, чтобы дети, которые хорошо и быстро решают, не оставались на уроке без работы.
При закреплении новой темы предлагала сильным учащимся самостоятельную работу, где задания были значительно труднее тех, что решал весь класс.
В работе также применяются задания творческого характера и задания, содержащие инструктивный материал.

Цель работы со слабыми учениками – закрепление навыков решения опорных задач. Им предлагаются две задачи – первого и второго уровней. Идет работа у доски и в тетрадях. Все решения подробно разбираются на доске, анализируется и обосновывается каждый этап решения задач.
С группой второго уровня организовывалась полусамостоятельная работа. Ей предлагалось три задачи: одна первого и две второго уровней, т.е. те же задачи, что и для группы первого уровня, но в большем объеме, за выполнение которых ученик мог получить оценку. Учащимся этой группы предоставлялось право выбора:
если материал затруднений не вызывает, то он выполняет работу самостоятельно;
если есть сомнения в своих силах, то он может подключиться к работе группы I уровня.
Проведенная после изучения темы самостоятельная работа показала, что все ученики освоили материал на уровне обязательного стандарта, то есть они умеют применять теоретический материал при решении опорных задач, проводить стандартные рассуждения, построения, вычисления.
Учащимся нравиться такая форма работы, так как каждый получил задание соответствующее его способностям. Участники II и III групп смогли продвинуться дальше, причем, так как некоторые ученики могли переходить из II группы в I, все чувствовали себя уверенно в своих силах. К тому же работа в одноуровневых группах позволяет школьникам делиться друг с другом своими знаниями, опытом, что имеет свое воспитательное значение.
При такой организации учебного процесса можно контролировать процесс обучения группы I уровня, так как все задачи разбирались на доске можно быть уверенным, что ученики усвоили материал.
Согласно  современным  представлениям о  технологиях  обучения  математике  в  общеобразовательной  школе  в основе  построения  любой  технологии  обучения  должны  лежать  результаты  научных  исследований,  связанных   с осуществлением  процесса  обучения  конкретному   предмету.  В  соответствии  с этим  важным  элементом  описываемой  технологии  являются  систематически  проводимые  диагностические  тестовые  работы. Для организации дифференцированной самостоятельной работы учащихся я использую разноуровневые дидактические материалы. Дидактические материалы имеют 3 уровня сложности. Каждый уровень имеет 2 варианта. Использование таких дидактических материалов очень удобно, на парту достаточно одной книжки, и самое главное, к ним нет решебника. Учащиеся имеют возможность выбора оценки своих знаний. Самостоятельные работы из дидактических материалов составлены в трех вариантах, различающихся по уровню сложности заданий. Вариант А расчитан на слабо подготовленных учащихся. Он ориентирован на достижение учащимися обязательного уровня математической подготовки, определенного стандартом математического образования. Многие упражнения здесь сопровождаются ответами, указаниями, образцами решений, пошаговыми инструкциями, некоторыми данными для самоконтроля. Вариант Б несколько усложнен.Он не только способствует достижению учащимися уровня обязательной подготовки, но и создает условия для овладения алгебраическими знаниями и умениями на более высоком уровне. Вариант В рассчитан на учащихся с хорошей математической подготовкой. здесь встречаются задания. требующие не только свободного владения приобретенными знаниями и умениями, но и творческого подхода, проявления смекалки и сообразительности. По своему усмотрению учитель сам определяет по какому варианту работать тому или иному ученику, причем в течение года ученик может переходить с одного варианта на другой.

Заключение.
Урок математики обладает рядом специфических особенностей:
-Содержание урока математики не является автономным, оно всегда развивается на ранее изученном материале и подготавливает базу для изучения новых знаний.
В процессе овладения математическими знаниями в большей степени по сравнению с другими предметами уделяется внимание развитию логического мышления, умениям рассуждать, доказывать.
-Важно эффективно реализовывать уровневую дифференциацию в процессе преподавания математики: уделять особое внимание формированию базовых знаний и умений учащихся, которые не ориентированы на более глубокое изучение математики при продолжении образования и обеспечить продвижение учащихся, которые имеют высокую учебную мотивацию и возможности для изучения математики на повышенном и высоком уровне.
-Математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин.
-Для обеспечения прочного овладения всеми учащимися основными элементами содержания, изучаемыми в школе не только на базовом, но и на повышенном уровне, необходимо проводить систематическую актуализацию знаний учащихся. Это может осуществляться через использование системы устных упражнений. Устные упражнения традиционно включаются в учебный процесс на уроках математики в основной школе, но недостаточно используются в старших классах. При разработке содержания и формы представления устных упражнений следует обеспечивать простоту технических преобразований и вычислений, необходимых для их выполнения. Это позволяет сосредоточить внимание учащихся на смысловой стороне их выполнения, т.е. на определении метода их решения. Кроме того, такого рода задания позволяют моделировать различные нестандартные ситуации применения знаний и умений учащихся.
-Следует обращать внимание при конструировании урока на развитие и совершенствование использования учащимися математического языка; обучение учащихся математическому моделированию, применению математических знаний, анализу информации, поступающей в разных формах; использование различных форм заданий, обеспечивая разнообразие формулировок и приучая учащихся к пониманию сути задания, которая может выражаться по-разному; использование межпредметных и практико-ориентированных задач в процессе обучения математике. Сделаем основные выводы:
Современный урок – одно из сложнейших понятий современной педагогики. Сложность его в том, что изменения в обществе, некоторых науках (дидактика, психология, педагогика) существенно влияют на урок, приводя к изменению парадигмы урока.
Велико значение современного урока не только в образовании личности, но и в развитии каждой личности, воспитании личности.
3. Использование в работе современных образовательных технологий позволяет учителю конструировать самые разнообразные по типу и структурным элементам уроки, что обеспечивает неодинаковые, специфичные условия для обучения, воспитания и развития учащихся.
4. Происходит постоянное совершенствование урока математики в направлении требований к современному уроку.
5. Соблюдение требований к современному уроку, реализация на уроке ключевых направлений развития образования приведет в итоге и к повышению качества математического образования.
Главным критерием качества урока математики должен стать ответ на вопрос «Как учитель помогает ученику учиться?» (учиться, то есть учить себя).