Импульс тела. Изменение импульса материальной точки. Система тел. Закон сохранения импульса (Реактивное движение).

конспект урока по физике 9 класс по теме: Импульс тела. Изменение импульса материальной точки. Система тел. Закон сохранения импульса (Реактивное движение).

1.
Ф.И.О
Айтмагамбетова Аймгуль Муратовна

2.
Место работы
КГУ СОШ №24

3.
Должность
Учитель

4.
Предмет
Физика

5.
Класс
9

6.
Тема и номер урока в теме плана
Импульс тела. Изменение импульса материальной точки. Система тел. Закон сохранения импульса (Реактивное движение).

7.
Базовый учебник
Р.Башарулы., У.Токбергенова., Д.Казахбаева., Н.Бекбасар.


Тема: Импульс тела. Изменение импульса материальной точки. Система тел. Закон сохранения импульса (Реактивное движение). Урок №
Цели:
Образовательные: Сформировать понятия: импульса и импульса силы, замкнутой системы тел и закон сохранения импульса. Доказать математически закон для двух взаимодействующих тел. Ознакомить учащихся с применением закона сохранения импульса. Выяснить, где в жизни встречается закон сохранения импульса. Изучить понятия абсолютно-упругого и неупругого удара.
Развивающие: Продолжать работу по развитию логического мышления учащихся, речи, умению анализировать, сравнивать, обобщать; развитию познавательной активности, творческих способностей, а так же умению использовать полученные знания в новых ситуациях. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности; развивать интерес учащихся к предмету с привлечением мультимедийных возможностей компьютера.
Воспитательные: Воспитывать сознательное отношение к учебе и заинтересованность в изучении физики.
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.
Формы работы: Парная, индивидуальная.
Методы работы: Традиционные – вводная беседа, беседа при формировании понятий, объяснения, наблюдения, проблемно-поисковый диалог, беседа при подведении итогов урока.
Тип урока: Комбинированный.
Необходимое техническое оборудование и материалы: Мультимедийный проектор, ИД, компьютер, тетради, учебники, стикеры и ручки. КМ - «Светофор», «Мозговой штурм», «Красочная радуга», «Две звезды, одно пожелание».




Этап
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Модули
Фор. работ/
Оцениван.
Время

Организационный
Психологический настрой на уроке
Приветствие учащихся, применяя следующий приём под названием: «Здороваемся друг с другом с различными частями тела».
Учащиеся приветствуют друг друга, используя этот приём.
- Новые подходы в обучении (обучение тому, как учится), создание коллаборативной среды.

2 мин

Проверка Д/З
Опрос Д/З.
- Приём: «Вопросы и ответы».
Учитель задает вопросы:
- Сформулируйте второй закон Ньютона.
- Сформулируйте третий закон Ньютона.
- Что такое масса тела?
- Что такое сила?
Учитель наблюдает за деятельностью учащихся.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя следующим образом:
- Делятся на первый и второй варианты;
- Первые варианты отвечают на 1, 3 вопросы, а вторые варианты на 2, 4 вопросы, таким образом, выслушивая и проверяя друг друга.
- Новые подходы в обучении (диалоговое обучение)

Формативное оценивание
5

Актуализация знаний /Осмысление (реализация урока)
1) Озадачивание учащихся.
2) Разбор новой темы на основе имеющихся знаний.

1) Применение КМ – мозговой штурм: учитель, используя ИД, показывает видео демонстрацию взаимодействия двух тел.
Вопрос: что мы видим?
2) Учитель дополняет ответы учащихся, объясняя новый материал. Ускорение зависит от: Силы приложенной к телу
массы тела 13 EMBED Equation.3 1415;
Перепишем формулу и получим:13 EMBED Equation.3 1415 (ІІ-Закон Ньютона) т.к. ускорение это изменение скорости в единицу времени 13 EMBED Equation.3 1415, то получаем: 13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415;13 EMBED Equation.3 1415 (1)
где 13 EMBED Equation.3 1415 – импульс силы. Импульс силы – векторная физическая величина, являющаяся мерой действия силы за некоторый промежуток времени.
Направление импульса силы всегда совпадает с направлением силы. За единицу импульса силы в СИ принята единица 13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415 – импульс тела. Импульс тела (количество движения) – векторная физическая, являющаяся мерой механического движения. Направление импульса тела всегда совпадает с направлением скорости. За единицу импульса тела в СИ принята единица 13 EMBED Equation.3 1415 Обозначим: 13 EMBED Equation.3 1415
Тогда разность: 13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415 (2) – изменение импульса (изменение количества движения).
Подставим формулу (2) в (1)
13 EMBED Equation.3 1415 – Импульс силы равен изменению импульса тела.
Если тела взаимодействуют только между собой (нет воздействия внешних сил), то эти тела образуют замкнутую систему тел.
Замкнутой, называется система тел, взаимодействующих только друг с другом, и не взаимодействуют с другими телами.
ІІІ - Закон Ньютона: Силы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по величине и противоположны по направлению.
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
Где: 13 EMBED Equation.3 1415 и 13 EMBED Equation.3 1415 - скорости тел после взаимодействия,
13 EMBED Equation.3 1415 и 13 EMBED Equation.3 1415 - скорости тел до взаимодействия.
13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415
13
· EMBED Equation.3 1415
Закон сохранения импульса: в замкнутой системе векторная сумма импульсов двух тел после взаимодействия равна сумме импульсов этих тел до взаимодействия. Суммарный импульс замкнутой системы тел остается постоянным при любых взаимодействиях тел системы между собой. Все реальные системы не являются замкнутыми. Закон сохранения импульса выполняется для любых систем - будь то космические тела, атомы или элементарные частицы. Большое значение имеет закон сохранения импульса для исследования реактивного движения.
Эксперимент 2
Надуйте детский резиновый шарик и отпустите. Шарик стремительно взовьется вверх.
Это примеры реактивного движения.
Реактивное движение - движение, возникающее при отделении от тела с некоторой скоростью какой-либо его части.
Важным примером реактивного движения является движение ракеты. Отделяющейся частью тела (ракеты) при таком движении является струя горячих газов, образующихся при сгорании топлива. Струя газов в одну сторону, а ракета в противоположную.
Учитель рассказывает учащимся про абсолютно-упругий и неупругий удары.
- Ученики предлагают свои варианты ответов.
-Учащиеся отвечают: Тела взаимодействуют, т.е. действуют друг на друга с определённой силой и передают друг другу какое-то количество движения. Результат действия силы это изменение скорости, т.е. сообщение телу ускорения. Таким образом ученики выходят на тему урока. Записывают дату и тему урока. Вместе с учителем формулируют цели урока.

- Новые подходы в обучении (диалоговое обучение)
- КМ
- Оценивание для обучения
- ИКТ
Формативное оценивание
17 мин


Физминутка
Пожмите друг другу руки и скажите: «Мы молодцы!»



3 мин

Закрепления знаний
- Решение задач.
- Мини-тест (приложение №1).
- Учитель объявляет учащимся номера задач (упражнение № 17 (1,2)).
- Раздает учащимся тестовые задания.
- Выброс на доску ключей с правильными ответами.
-Учащиеся решают качественные задачи.

-Выполняют самостоятельно тест, после проверяют друг друга и выставляют оценки.

- Новые подходы в обучении
Взаимооценка
15мин

Рефлексия
Приём «Две звезды, одно пожелание».
- Учитель раздает стикеры учащимся.
- Позже предлагает закрепить стикеры на радуге, находящейся на доске.
Учащиеся пишут на стикерах пожелания друг другу.
Приклеивают стикеры на радугу.
- ОДО
-КМ
ФО
СО
2 мин

Информация о домашнем задание.
Д/з: параграф 21, ответить на вопросы для самоконтроля, упражнение № 18 (разноуровневые задачи)
Задает задание на дом.
Фиксируют домашнее задание в дневниках.
- КМ

1 мин


Приложение №1








9 класс
Тест по теме: «Импульс тела. Изменение импульса материальной точки.
Система тел. Закон сохранения импульса».

I-вариант
Задание #1
По какой формуле можно рассчитать импульс тела?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
2)
3)
4)

Задание #2
Вопрос:
На рисунке представлена траектория движения мяча, брошенного под углом к горизонту. Куда направлен импульс мяча в верхней точке траектории? сопротивлением воздуха можно пренебречь.
Изображение:

Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

Задание #3
Вопрос:
Каким импульсом обладает кошка массой 3 кг, сидящая на подоконнике на высоте 15 м?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 45 кг
· м/с
2) 0 кг
· м/с
3) 450 кг
· м/с
4) 0,45 кг
· м/с

Примечание: За правильно выполненные 3 заданий – оценка «5».
За правильно выполненные 2 заданий – оценка «4».
За правильно выполненные 1 заданий – оценка «3».



















9 класс
Тест по теме: «Импульс тела. Изменение импульса материальной точки.
Система тел. Закон сохранения импульса».

II-вариант

Задание #1
Вопрос:
Какое тело имеет импульс равный нулю?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Свободно падающий камень
2) Ученик, сидящий за партой
3) Спутник, летающий по круговой орбите
4) Трогающийся с места автомобиль
Задание #2
Вопрос:
На левом рисунке представлены векторы скорости и ускорения тела. Какой из четырех векторов на правом рисунке указывает направление импульса тела?
Изображение:


Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

Задание #3
Вопрос:
Чему равен импульс тела, массой 2 кг при скорости 5 м/с?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 1 кг
· м/с
2) 20 кг
· м/с
3) 10 кг
· м/с
4) 40 кг
· м/с

Примечание: За правильно выполненные 3 заданий – оценка «5».
За правильно выполненные 2 заданий – оценка «4».
За правильно выполненные 1 заданий – оценка «3».





















Ключи с правильными ответами:
I-вариант
1) (1 б.) Верные ответы: 2;
3) (1 б.) Верные ответы: 3;
9) (1 б.) Верные ответы: 2;










Ключи с правильными ответами:
II-вариант
4) (1 б.) Верные ответы: 2;
2) (1 б.) Верные ответы: 4;
7) (1 б.) Верные ответы: 3;


Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native