Статья на тему Формирование нравственных ценностейв подготовке фельдшеров

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПОДГОТОВКЕ ФЕЛЬДШЕРОВ

Юдакова М.И., преподаватель
ГБПОУ «СМК им. Н. Ляпиной», г. Самара

Сфера здравоохранения во многом определяет качество жизни людей и социальное благополучие общества. Реформирование здравоохранения предусматривает повышение роли и авторитета средних медицинских работников в лечебно- профилактическом процессе. Акцентирование ценностных ориентиров медицинской профессии обеспечивает более эффективную подготовку будущих специалистов, целостное формирование различных видов компетентности личности для реализации социальной потребности – воспитания профессиональных, культурных, ответственных, инициативных граждан. На фоне жажды наживы, разгула пороков, падения нравов последнего времени в обществе наблюдается тяга к духовным ценностям. А молодые люди наиболее чувствительны к несправедливости и «грязи» общества и они решают для себя вопрос на какой они стороне – стороне добра, любви, жизни или зла, ненависти, жестокосердия, равнодушия. Для медицинского работника это в некотором смысле и важный профессиональный выбор, осознание своей духовной миссии, от которой зависит укрепление телесного и духовного здоровья жителей России. Поэтому формирование высоких духовно-нравственных качеств будущего среднего медицинского работника в период обучения в медицинском колледже должно иметь систематический характер. Общение со студентами медицинского колледжа во время практических занятий и внеаудиторной работы показывает, что они задумываются о своей будущей работе и им интересно обсуждать вопросы нравственных и духовных ценностей в свете профессиональной деятельности. Бездуховность приводят к разрушению личности. Медицинская помощь должна быть максимально эффективной и доступной всем членам общества, независимо от материального достатка и социального положения. При этом важно помочь студенту проанализировать проблему духовно - нравственных ценностей в его будущей профессии, ситуациях общения с пациентами и коллегами и подвести его к самостоятельному выводу. Включая студента в разнообразные виды деятельности, формируя профессиональные навыки самостоятельной работы, развивая творческие и познавательные способности необходимо активизировать позицию служения и высшего предназначения личности, реализующей себя в медицине.
При проведении лекционных, практических занятий, внеаудиторных мероприятий преподаватель должен делать акцент на ценностные ориентиры и проводить вместе со студентами анализ ситуаций с позиций нравственных и духовных идеалов. На занятиях целенаправленно обращается внимание студентов, что человек, встретивший испытание телесной немощи, чувствует себя одиноким, беспомощным, часто не в силах справиться с этим чувством, ищет сочувствия, ищет, кому можно доверить свою боль. И, получая отклик от медика, утихает недуг и скорбь человеческого сердца. Помочь телу без помощи духа невозможно. А может ли такую помощь оказать человек, не имеющий в сердце сострадания к ближнему, нравственных и духовных идеалов? При повседневном воспитании формируются ответственность, милосердие, сердечность, отзывчивость, сострадание, добросовестность будущего медработника. И только если фельдшер будет воспринимать свою работу как служение ближнему, это не будет вызывать у него жестокосердия, равнодушия, грубости, корысти. Вера в Бога, любовь к ближнему, осознание подвижнического содержания своей профессии способны дать силы проявлять смирение, терпимость, усердие, сочувствие, сострадание, всегда находить слова утешения и духовной поддержки. Помогая больному человеку, медик выполняет не только профессиональный долг, но и бескорыстную душевную потребность, рождающую в душе любовь, а значит радость. При болезни православные верующие люди обращаются ко Христу, взявшим на себя человеческие немощи, и при искреннем покаянии, принятии святых Христовых таинств получают помощь и исцеление. Многие святые были врачами. Так и врач-хирург, профессор, святитель исповедник Лука (Войно - Ясенецкий), в честь которого освящен храм, находящийся в стенах ГБПОУ Самарского медицинского колледжа им.Н.Ляпиной. Святитель исповедник Лука (Войно - Ясенецкий) всегда молился об исцелении страждущих, приходящих к нему. Он говорил: «Главное в жизни всегда делать людям добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершать хотя бы малое». Студентам предлагалось (по желанию) подготовить сообщения о врачебной деятельности , случаях исцеления и помощи святителя Луки (Войно - Ясенецкого). Сообщения вызывали неподдельный интерес у студентов.
В рамках внеаудиторных мероприятий нами проводились дебаты на тему «Нужна ли клятва Гиппократа?», решение ситуационных деонтологических задач на тему «Легализация эвтаназии? За и против», заслушивание сообщений о помощи святых в исцелении больных, просмотр фильма о вреде абортов («Безмолвный крик»). После проведения мероприятий проводилось анкетирование и обсуждение. Все студенты единодушно отметили, что при обсуждении этих вопросов они задумались о духовно-нравственных ценностях и особой миссии медицины. До и после проведения дебатов на тему «Нужна ли клятва Гиппократа?» с помощью анкетирования нами была изучена ценностная ориентация студентов (по М. Рокичу). Под влиянием проведенных дебатов возросла ценностная ориентация: у 10% студентов на здоровье, любовь, семейную жизнь; общественное признание (уважение окружающих, коллектива), развитие, творчество, внутреннюю гармонию; образование, честность, эффективность в делах, социальное взаимодействие. У 20% респондентов изменилось мнение о профессии - стали глубже понимать ответственность профессии, ее значимость для общества. Проведенные дебаты способствовали развитию общих компетенций согласно ФГОС 3 – понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, поиск и использование информации, использование ИКТ, работа в команде, готовность брать на себя духовно - нравственные обязательства по отношению к обществу, человеку.
Применение таких форм внеаудиторных занятий как общение в ходе дебатов, решение деонтологических задач, подготовка студентами и выступление с сообщениями на духовно- нравственные темы позволяет не только развить интерактивные компетенции студентов, но и увлекательно, без авторитарного давления сформировать духовно- нравственные ценностные ориентиры будущих медицинских работников. Развитие духовно - нравственных ценностей сказывается впоследствии и на отношении к изучению профессиональных дисциплин и формировании учебных умений, так как студенты ответственнее подходят к решению профессиональных задач.


Список использованных источников:
Андреева А. Размышление православного врача. - М.МБЦ преп. Серафима Саровского, «Омега». 2012 -208 с.
В.Я.Шибанов Основы православия в медицине. 2009 г.
Гиппократ. Клятва. Закон. О враче. Наставления. /пер. с греч. В.И. Руднева. - Мн.: Современный литератор, 2008.
Силуянова И. Этика врачевания. Современная медицина и православие. - М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры. 2009.










13PAGE 15


13PAGE 14315




15