Технологическая карта на тему Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера


Технологическая карта №4
Дата : 26.09.2015 год
Ф.И.О. учителя: Арзамасова Валентина Петровна
Класс: 5
Предмет: Музыка
Тема урока: Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет). Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно… Звучащие картины
Цель: Сформировать представление о народной песне как хранительнице истории, народных традиций и обрядов.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с жанрами народных песен, их особенностями. Развивать умение слушать, анализировать и сравнивать различные жанры народных песен. Воспитывать эстетический вкус; интерес к культуре родного края.

Развивающие: Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале
Воспитательные: Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности.
Планируемые результаты (УУД):
Познавательные УУД:
1. преобразовывать познавательную задачу в практическую.
-. стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
1. строить рассуждения, обобщать.;2. использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач
Регулятивные УУД:
1. продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.; 2.составление плана и последовательности действий;
Личностные УУД:
развитие эмоционального восприятия произведения.
Тип урока: комбинированный
Технология, методы обучения: игровая, по рядам , фронтальная, групповая, индивидуальная.
Образовательные ресурсы. Оборудование: Компьютер, экран, видео и аудио-файлы, презентация , Жанры народных песен: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные..
Базовый учебник:. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Учеб.– М.: Просвещение, 2015 г. 5 класс».
Музыкальный материал: Г.Струве «Моя Россия».,Муз. Евгения  Четверткова, сл. Николая Рубцова «Привет, Россия»,  С.В.Рахманинов «Вокализ», р.н.п.  «Ноченька», М. Глинка Хор «Славься», А. Рубинштейн «Горные вершины»
№ п.п. Этапы
урока Задачи этапа Оформление доски,
наглядность Деятельность учителя Деятельность
учащихся
1. Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности.
Формировать и развивать ценностные ориентиры к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.
Формировать и развивать ценностные ориентиры к умению осознавать необходимость получения новых знаний. Репродукция картины И.Левитана «Стога. Сумерки»; Б. Кустодиева «Осенний сельский праздник», «Зима. Масленичное гулянье» «Сенокос»; В. Липицкий «Песня Леля»; К. Петров-Водкин «Полдень». Иллюстрации русских народных сказок; Е. Сидоркин «Колыбельная»; П. Пикассо «Мать и дитя»; Б.М. Неменский «Тишина». Приветствует учащихся. Организует ситуацию самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.
Предлагает прослушать музыкальные произведения. Прослушивание отрывков из музыкальных произведений: А. Лядов «Колыбельная»;
Г.Свиридов «Коляда»; М. Мусоргский
«Песня Марфы».
- Скажите, чем отличаются эти музыкальные произведения?
Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям:
-правильность выбора учебных принадлежностей,
-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,
-самостоятельность подготовки,
-настрой на урок.
Слушают. Размышляют. Анализируют. Вступают в диалог с учителем. Делают выводы.
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. Формировать и развивать умение определять границы знания и незнания. Репродукция картины И.Левитана «Стога. Сумерки»; Б. Кустодиева «Осенний сельский праздник», «Зима. Масленичное гулянье» «Сенокос»; В. Липицкий «Песня Леля»; К. Петров-Водкин «Полдень». Иллюстрации русских народных сказок; Е. Сидоркин «Колыбельная»; П. Пикассо «Мать и дитя»; Б.М. Неменский «Тишина». Организует работу в парах. Предлагает выполнить задание.
- Перед вами репродукции известных художников. Они пронумерованы. На партах лежит карточка с заданием. Внимательно прочитайте задание и выполните его.
Ещё раз включает отрывки музыкальных произведений.
Задание: Рассмотрите репродукции и соотнесите их музыкальному произведению. Читают задание. Слушают. Рассматривают картины. Сравнивают. Анализируют. Выполняют задание. Советуются друг с другом. Фиксируют затруднения в выполнении пробного учебного действия.
Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.
3. Выявление места и причины затруднения. Формировать и развивать ценностные ориентиры к умению выявлять и формулировать проблему. Таблица с правильными ответами. Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию.
- Какие трудности возникли при выполнении задания?
- Почему? Вступают в диалог с учителем.
Проговаривают, где возникло затруднение и причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи. Причина затруднения: Трудно находить художественно-поэтическую и музыкальную мысль в произведении.
Учатся находить и исправлять ошибки.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Формировать и развивать ценностные ориентиры к умению формулировать познавательную цель и тему урока. Тема урока. План выхода из затруднения в виде схемы. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему.
- Сформулируйте тему и цель нашего урока.
- Откуда мы можем получить нужный материал?
- Может ли кто-нибудь уже сейчас объяснить, где мы можем использовать полученные знания?
Корректирует план выхода из затруднения.
Вступают в диалог с учителем. Формулируют тему и цель урока. Составляют план достижения цели и определяют средства.
5. Реализация построенного проекта. Формировать и развивать ценностные ориентиры к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания. Презентация «Вся Россия просится в песню» Если вдуматься в смысл таких выражений, как «Песня русская в берёзах, песня русская в хлебах», «С песней на Руси родились», «С доброй песней и жизнь хороша», то становится очевидным, что жизнь русского человека немыслима без песни.
Колыбельной песней убаюкивает мать младенца. Под звуки песнопения совершается в церкви обряд крещения. Незатейливые детские песенки, потешки, считалки, заклички сопровождают маленького человека повсюду. Вырастает малыш, и новые песни помогают ему трудиться, защищать Родину, делить с другими людьми и радость и горе. Песни-плачи, песни-причитания провожают человека в последний путь…
Существует несколько жанров народных песен: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные. Каждый жанр народной песни имеет свои неповторимые особенности: характерные интонации, ритм, ладовую окраску, форму, манеру исполнения. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации; слушают музыкальные произведения. Анализируют новые сведения о жанрах народной песни. Рассуждают о значении народной песни - хранительнице истории, народных традиций и обрядов.
Выявляют единство слов и мелодии в русской народной песне.
Ещё раз анализируют выполненное задание.
Вступают в диалог с учителем.
6. Первичное закрепление. Формировать и развивать ценностные ориентиры к закреплению знаний и способов действий. Учебник: с. 14 – 15. Организует работу с учебником.
- Всмотритесь в картины К. Петрова-Водкина «Полдень» и Б. Кустодиева «Голубой домик».
- О чём они рассказывают?
- Музыку, каких жанров можно услышать, глядя на эти картины?
- Вспомните народные песни, танцы, инструментальные наигрыши, которыми можно озвучить эти картины.
Рассматривают картины. Анализируют. Оценивают выразительные и изобразительные особенности произведений искусства. В процессе работы общаются и взаимодействуют друг с другом.
7. Динамическая пауза.
Формировать и развивать ценностные ориентиры к умению вести здоровый образ жизни. Показывает упражнения. Повторяют упражнения.
8. Самостоятельная работа. Творческая практическая деятельность.
Формировать и развивать ценностные ориентиры к самостоятельной творческой деятельности. Репродукция картины И.Левитана «Стога. Сумерки»; Б. Кустодиева «Осенний сельский праздник», «Зима. Масленичное гулянье» «Сенокос»; В. Липицкий «Песня Леля»; К. Петров-Водкин «Полдень». Иллюстрации русских народных сказок; Е. Сидоркин «Колыбельная»; П. Пикассо «Мать и дитя»; Б.М. Неменский «Тишина». Организует работу в группах.
Предлагает выбрать народную песню и разыграть её с одноклассниками, сочетая пение с выразительными движениями, инсценировкой сюжета.
Раздаёт дополнительную литературу.
Во время выполнения работ учитель делает целевые обходы:
1) контроль организации рабочего места;
2) оказание помощи обучающимся, испытывающим затруднения;
3) контроль качества выполняемой работы.
Выбирают народную песню. Распределяют ответственных. Репетируют.
Выступают. Смотрят выступления других групп. Задают вопросы. Анализируют. Оценивают.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Формировать и развивать ценностные ориентиры к умению анализировать и осмысливать свои достижения. Фразы:
- У меня получилось...
- Мне было трудно...
- Для меня было открытием...
- Мне понравилось...
Организует рефлексию. Акцентирует внимание на конечныхрезультатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
- Какую оценку поставите и почему?
Закончи фразу:
- У меня получилось...
- Мне было трудно...
- Для меня было открытием...
- Мне понравилось...
Делают выводы.
Выражают собственное мнение о работе и полученном результате.
Оценивают собственную учебную деятельность, соотносят цель и результаты, фиксируют степень их соответствия, и намечают дальнейшие цели деятельности.
10. Домашнее задание. Формировать и развивать ценностные ориентиры к самоопределению. Запись домашнего задания. Задаёт и комментирует домашнее задание.
Предлагает найти песни Пермского края; разучить их дома с родителями, бабушками и дедушками. Исполнить их в классе.
1 уровень – просто найти и представить в письменной форме;
2 уровень – исполнить;
3 уровень – исполнить, представить с презентацией.
Определяют домашнее задание. Выбирают уровень.
Дополнительный материал: Репродукция картины И.Левитана «Стога. Сумерки»; Б. Кустодиева «Осенний сельский праздник», «Зима. Масленичное гулянье» «Сенокос»; В. Липицкий «Песня Леля»; К. Петров-Водкин «Полдень»; Е. Сидоркин «Колыбельная»; П. Пикассо «Мать и дитя»; Б.М. Неменский «Тишина»; иллюстрации русских народных сказок.Диагностика достижения планируемых результатов: карточки с заданиями.
Дополнительные творческие задания: прочитать дополнительную информацию о жанрах народной пени.