Доклад Новые образовательные технологии в урочной и внеурочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Нижне-Тимерлековская основная общеобразовательная школа"
Доклад
НА ТЕМУ:
"Новые образовательные технологии в урочной и внеурочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования"
Выполнила: Габдриева Альфия ГабдулхаевнаКачество образования – это одна из основных проблем современной школы. Это процесс постоянного совершенствования.
  Из чего же оно складывается?
·     Из высокого уровня профессионализма педагогов.
·     Из материально – технического обеспечения школы.
·     Из создания комфортности в обучении школьников, соблюдения санитарно-гигиенических норм и прочности знаний учащихся.
Для повышения качества образования необходимо определить основные цели и задачи его повышения.
 Целевые направления:
·        совершенствование организации учебного процесса и повышение результатов обучения;
·        создание условий для повышения мотивации к обучению, саморазвитию, самостоятельности в принятии решений;
·        обеспечение учебно-воспитательного процесса на современном уровне;
·        создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;
·        совершенствование системы воспитательной работы как средства повышения качества образования;
·        обеспечение физического развития учащихся, использование здоровьесберегающих технологий;
·        совершенствование материально-технической базы школы.
 Задачи:
·        обобщение и внедрение в практику достижений передового педагогического опыта;
·        формирование установок на освоение современных педагогических технологий, подходов, обеспечивающих подготовку качественно нового младшего школьника;
·        создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учеников, направленной на разностороннее развитие образовательного процесса;
·        организация взаимодействия учителей начальных классов, психолога, логопеда и родителей с целью изучения и развития индивидуальных способностей обучающихся.
 Качество знаний – это целостная совокупность, характеризующая результат учебно-познавательной деятельности учащихся: полнота, глубина, оперативность, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, осознанность, прочность. Это то, что требует постоянной  работы, совершенствуясь, чтобы успевать идти «в ногу со временем».
Составляющими качества образования являются:
·         качество обученности школьников по образовательным областям;
·        качество сформированности общеучебных умений школьников (умение работать с учебником, текстом, составить план, умение анализировать, делать вывод и т. п.);
·        качество воспитанности школьников (отслеживается по специальным методикам);
·        качество развития личности школьников (эмоциональность, воля, познавательный интерес, мотивация и т. д.);
·        качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в обществе).
 
 Начальное образование – особая ступень в развитии ребенка. Впервые учебная деятельность становится ведущей. Но ученик начальной школы – это еще ребенок, который любит играть. Как построить свою работу так, чтобы детям  на уроке было интересно, комфортно, но и в то же время, чтобы они учились думать, напряженно работать с учебным материалом, осваивая новые знания.
Для этого я свою работу строю следующим образом:
·        следую традициям и внедряю новации;
·        повышаю уровень компетентности;
·        осваиваю и внедряю в работу новейшие информационные технологии;
·        определяю причины типичных затруднений школьников и их коррекция;
·        выявляю уровень сформированности системы качества знаний учащихся;
·        фиксирую индивидуальные достижения школьников путём оформления портфолио;
·        организую проектную деятельность, позволяющую развивать творческие способности учащихся.
  Особая роль отводится учителю, так как он является главной движущей силой качественного образования и он должен обладать определенными качествами, такими, как:
·        владение современными образовательными технологиями;
·        способность делать учебный материал доступным пониманию;
·        творческое применение методов обучения;
·        способность организовать детский коллектив;
·        интерес к детям;
·        яркость речи, такт, связь с жизнью, способность к внеклассной работе.
 В современных условиях  необходимо владеть современными образовательными технологиями и методиками. 
Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.
В своей педагогической практике я использую различные технологии и методики.
Технологию  личностно-ориентированного образования я использую с целью повышения качества обученности.
Для предупреждения неуспеваемости я применяю технологии уровневой дифференциации.
Несмотря на то, что сейчас много говорят об индивидуализации и дифференциации образования, очень часто учитель забывает, что нет двух одинаковых классных коллективов. Каждый классный коллектив имеет свои особенности, направленность и специфику поведения. Это все я учитываю при отборе заданий для учащихся.
Без оценивания работы ученика невозможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на его отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому к процессу оценивания качества знаний учащихся я предъявляю достаточно серьезные требования. Я создаю ситуацию успеха на уроке, что является одним из направлений повышения качества образования.
На своих уроках я  применяю технологии игрового обучения с целью развития у школьников умений применять полученные знания в практической деятельности. Но я думаю, что ее можно использовать и в старших классах, учащиеся с удовольствием «поиграют» с вами,  и усвоение материала пройдет легче.
Также я применяю  технологии проблемного обучения, особенно они актуальны при изучении нового материала, когда дети не получают готового знания, а сами его формируют. Такой прием позволяет детям самим подойти к теме урока.
Для развития исследовательских навыков обучающихся  в процессе обучения  я применяю  проектные методы  по созданию презентаций.
Это также является средством повышения качества образования – учебный проект, влияет на повышение способностей младших школьников. Повышение качества образования при использовании учебного проекта будет происходить наиболее эффективно, если: учебный проект носит творческий характер; деятельность детей предполагает создание нового объекта внешнего или внутреннего мира.
Большое внимание я  уделяю сохранению здоровья обучающихся, применяя с этой целью здоровьесберегающие технологии. Результатами применения этих технологий являются: снижение утомляемости обучающихся, профилактика заболеваний опорно-двигательной системы и органов зрения. 
Сохранение здоровья учащихся – одна из основных целей, стоящих передо мной. Основными направлениями здоровьесберегающей  программы  являются:
·     пропаганда здорового образа жизни и формирование здоровьесберегающего мышления;
·     решение оздоровительных задач средствами физической культуры;
·     использование педагогических технологий, направленных на улучшение физического и психического здоровья детей.
Достигаю я  это за счет: использования  продукции «Чистая вода» (в классе есть фильтр и дети пьют чистую воду); обучаю знаниям гигиены; правилам поведения в период обострения инфекционных заболеваний (раскладываю чеснок в классной комнате); ежедневно провожу утреннюю зарядку; физкультминутки, которые являются компонентом каждого урока. С начальной школы у детей закладываются гигиенические знания, умения и навыки, вырабатывается умение сидеть за партой, рационально использовать время, разумно организовывать свой труд, учат умению управлять своими эмоциями.
Все это способствует созданию благоприятного психологического климата, мотивации учащихся к учебной деятельности, использованию различных видов учебной деятельности.
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. С целью развития исследовательских умений, подготовки личности информационного общества в течение последних лет я активно применяю информационно-коммуникационные технологии – это не дань моде, а необходимое условие повышения качества учебно-воспитательного процесса. Я считаю, что если процесс обучения построить на основе использования информационно-коммуникационных технологий, то это позволит: организовать деятельность учащихся на основе поиска, открытия знаний, развития самостоятельности, что приведет к повышению качества обученности по предметам.
Применение компьютерных программных средств на уроках позволяет  решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников.
 Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:
·        создание презентаций к урокам;
·        использование готовых обучающих программ;
 Для обеспечения наглядности обучения я эффективно использую самое простое, доступное программное обеспечение, которым может пользоваться каждый учитель – презентацию (PowerPoint). Презентация дает возможность мне самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
 Я  использую созданные мною презентации  на всех этапах урока.
Несмотря на трудоемкость их выполнения, я считаю, что они достаточно эффективно срабатывают. Разнообразный зрительный ряд способствует более качественному усвоению знаний.
Работая, над новым материалом я использую:
·        схемы, для моделирования учебного материала;
·        таблицы, что позволяет мне абстрагировать его содержание;
Работая, таким образом, учащиеся с интересом самостоятельно анализируют, делают выводы. Кроме, всего перечисленного, такая работа развивает мышление, формирует умение пользоваться таблицей, схемой, то есть формируется информационная компетентность.
Презентации я также используя на утренней зарядке. Для двигательной активности предлагаю учащимся слайды с анимационными рисунками. Ребята повторяют движения.
 Практическую деятельность я осуществлять через:
·        самостоятельную работу;
·        тесты.
Плюсом этого вида деятельности является оперативность, обратная связь, прогнозирование следующего урока, с учетом пробелов сегодняшнего. Такой вид деятельности позволяет отработать, полученные знания по всем темам курса, получить диаграмму усвоения материала.
 На уроке трудового обучения я показываю слайды с изображением поделок, а также показываю последовательность изготовления поделки. Так как эти картинки были перед детьми постоянно, то ребятам легче было делать поделку.
Для закрепления, полученных знаний, я использую слайд-шоу и видеофильмы.
 Кроме этого на своих уроках я также использую готовые программные продукты на компакт-дисках. Это прежде всего программа «Начальная школа.».
Ну и конечно же надо сказать об использовании Интернет ресурсов, там можно взять очень много информации для уроков: портреты писателей, фотографии, шедевры русского  искусства, русские народные костюмы, фотографии для уроки окружающего мира и литературного чтения, музыку, ауди-пособия, фильмы. Это является ярким наглядным пособием и источником вдохновения.
 Применение таких форм проведения уроков позволяет стимулировать разнообразие творческой деятельности обучающихся, дает возможность увеличить на уроке объем  информации, позволяет воспитывать навыки самоконтроля, повышает интерес к предмету у учащихся.
Использование информационно-коммуникационных технологий помогает и реализовать личностно-ориентированный подход, учитывать  особенности  детей, уровня  их обученности, интересов и склонностей.
Информационно-коммуникационные и  проектные технологии используются мною не только на уроках, но и во внеурочное деятельности: при проведении классных часов,  внеклассных мероприятиях.
Таким образом, применение информационных технологий:
·     способствуют повышению интереса у учеников к обучению:
·     позволяют наглядно представлять материал;
·     интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
·     регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;
·     повышать познавательную активность обучающихся.
Из всего сказанного можно сделать следующий вывод.
 Чтобы повысить качество образования следует:
● улучшать процессы преподавания и обучения;
● использовать разнообразные методики и технологии; 
● применять информационно-коммуникационный подход в процессе обучения.