Социальное партнерство как условие развитие школы


«Социальное партнерство как условие развития школы»
Козлова Ольга Александровна, замдиректора по УВР
Мудрый человек, проживший долгую жизнь, сказал: «Важно, не сколько мы работаем, а каковы результаты наших усилий, поскольку они – главный критерий, по которому дают оценку всей нашей деятельности». Каковы же на сегодняшний день результаты совместной деятельности школы и социальных партнеров по совершенствованию отношений? Школа представляет собой социальную ячейку, модель общества, накладывает сильнейший отпечаток на личность ребёнка. Однако влияние на формирование личности ребёнка оказывает и социальная среда, в которой он обитает. На современном этапе происходит коренное изменение содержания деятельности в сфере образования. Позиционирование образования как системы образовательных услуг актуализирует механизм их организации в рамках социального партнерства.
В широком смысле социальное партнерство рассматривается нами как совместная коллективная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками эффектам.
МБОУ «Мохсоголлохская средняя общеобразовательная школа с УИОП», ориентируясь на методику социокультурной модернизации образования, осуществила анализ значимой для школы социальной среды и ее потребностей в образовательных услугах. Данные социологических опросов родителей показывают, что они хотели бы видеть своих детей не только грамотными специалистами, востребованными в современном обществе, но и здоровыми, высоконравственными гражданами, социально активными, без вредных привычек. В социальном заказе родители делают акцент на обеспечение подготовки для поступления детей в вузы, средние специальные заведения, подготовку к жизни в рыночных условиях, становление и развитие личности. Школа пользуется авторитетом среди родителей. Это показывают данные проведенной анкеты: 89 % родителей удовлетворены деятельностью школы.
Большинство родителей, согласно проведённому исследованию социально-психологической службы школы, не только имеют представление о состоянии школьных дел, но и сами принимают активное участие в реализации учебно-воспитательных программ. Это выражается в объективности оценки работы педагогов, создает условия для сотрудничества, дает возможность четко и качественно организовать коллективные и творческие дела.
Огромное влияние на обучение и воспитание подрастающего поколения на данном этапе развития имеет внешняя среда. Наша школа- единственное общеобразовательное учреждение в поселке цементников. Кроме производственных предприятий в Мохсоголлохе есть специализированные учреждения ИТК № 3, №6. Также следует учесть, что в состав обучающихся входят и воспитанники детского дома, более 50 детей живут и воспитываются в неблагополучных семьях, в которых родители ведут асоциальный образ жизни. Семейное неблагополучие – главная причина попадания детей в группу риска. Оно порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций.
В создании условий для формирования культуры здорового образа жизни, духовно-нравственного воспитания, творческого развития подростков должна быть заинтересована не только школа, но и родители, и окружающий социум. Поэтому одной из задач работы педагогического коллектива является задача усовершенствования системы органов общественного управления школой, расширения социального партнерства.
В нашей школе плодотворно работает государственно общественное управление в форме управляющего совета и общешкольного родительского комитета. Их деятельность направлена на всемерное содействие педагогическому коллективу учителей в организации сотрудничества семьи и школы.

Общешкольный родительский комитет Мохсоголлохской школы определяет свою деятельность в рамках программы «Семья», основной целью которой является взаимодействие семьи и школы, создание благоприятных условий для социального становления, воспитания и обучения детей. В рамках программы «Семья» ОРК совместно с педагогическим коллективом организует и проводит традиционные и нетрадиционные формы работы.
В ходе организации запланированного мероприятия прослеживается обязательная цепочка технологических звеньев:
- разработка активом родительского комитета школы детального плана действий
- составление схемы участия всех членов ОРК в проведении мероприятия
- привлечение членами ОРК к организации и проведению мероприятия родителей своего класса или параллели
Таким образом, создается цепочка сотрудничества, увеличивается число родителей, вовлеченных в дело. Члены ОРК стараются активизировать особенно тех родителей, кто не очень любит посещать школу, родительские собрания, а также семьи, находящиеся в социально опасном положении.
Состав ОРК работает согласно утвержденного плана.
· Заседания ОРК проводятся ежемесячно. На них анализируется и оценивается проделанная работа, намечаются корректировки плана на следующий месяц, проводятся педагогические практикумы, семинары, круглые столы, встречи с администрацией, работниками школы. Составлен график участия родителей каждого класса в рейдах проверки внешнего вида, посещаемости учебных занятий, проверки качества питания и сроков хранения продуктов в школьной столовой. Третий год наши родители активно участвуют в рейдах родительского патруля.
С результатами рейдов родители выступают на заседаниях ОРК, общешкольных линейках, организовывают обсуждение различных школьных проблем на классных родительских собраниях. С помощью родителей проводятся круглые столы, акции «Школа без границ»,внеклассные, общешкольные мероприятия. Целью работы родительского комитета школы является максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. Поэтому каждое мероприятие анализируются, выявляются проблемы и пути их решения. В рамках программы «Семья» проводятся такие мероприятия, как «Праздник семьи», «День матери», «Пойми меня», посиделки «Вопросы и ответы», беседы. Большое внимание уделяется проведению КТД, в которых родители выступают в роли не только членов жюри, но и участниками.
Учитывая сложный социум поселка, большую работу родители проводят и по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и ЗОЖу: участвуют в заседаниях Совета профилактики, рейдах по семьям, находящимся в социально опасном положении, в мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни. По этому направлению работы у школы сложилось многолетнее сотрудничество с комиссией КДН и ЗП и ПДН.
Школа тесно взаимодействует с поселковой больницей. Силами врачей проводятся беседы среди несовершеннолетних, совместно с учителями- Единые дни профилактики, сборы детской организации «Сокол» по определенной тематике. Кроме того в школе, в рамках поста « ЗОЖ», налажен цикл консультаций нарколога, который проводит профилактическую работу не только среди обучающихся, но и с родителями.
Для творческого развития детей, их самореализации предоставлена сеть кружков и секций в школе и филиале ДЮСШ
Наличие производственных предприятий позволило школе расширить диапазон партнерских отношений. Сотрудничество с ОАО « Якутцемент» , пожарной частью поселка позволяет вести профориентационную работу среди старшеклассников, осуществлять подготовку квалифицированных работников для завода. Для этого проводятся экскурсии на завод и пожарную часть,, круглые столы с молодыми специалистами завода, совместные мероприятия спортивно-развлекательного характера.
На профилактику правонарушений и беспризорности среди несовершеннолетних, на воспитание правовых знаний направлено сотрудничество школы и ИТК №6. Лекции, беседы, круглые столы – вот далеко не полный список совместных мероприятий. Сотрудники колонии- частые гости и участники таких гражданско-патриотических мероприятий, как Смотр песни и строя, Фестиваль военной песни, праздничных парадов классов-победителей.
Таким образом, Мохсоголлохская школа ведет работу с социальными партнерами по следующим направлениям: воздействие на содержание образовательного процесса, совершенствование материальной базы, открытие новых специальностей, целевая подготовка выпускников, формирование культуры здорового образа жизни, профилактика правонарушений среди подростков, организация досуговой внеклассной деятельности.
Организация развивающей социокультурной среды, призванной содействовать формированию новой образовательной практики, помогает успешно решать поставленную перед школой приоритетную задачу – создание максимально возможных условий для получения детьми полноценного качественного образования. Использование ресурсов каждого субъекта социума, выстраивание с ним отношений социального партнёрства позволяет школе расширить её возможности в удовлетворении образовательных и культурных потребностей жителей поселка, возродить нравственные и культурные традиции, укрепить семью, способствовать становлению информационной культуры взрослых и детей.
Список литературы:
1. Концепция о правах ребенка (в приложении к Обуховой Л.Ф. “Детская психология”), - Учебник. - М.: Российское пед.агентство. - 1996. - № 5.
2. Михайлова А. Тамбов - Терре-Хот: сотрудничество продолжается//Университетский вестник. - 1996, октябрь. - № 8. - С.1-2
3.Организация воспитательной работы в школе: для заместителей директоров по воспитанию, классных руководителей и воспитателей/Библиотека администрации школы. Образовательный центр “Педагогический поиск”/под ред. Гуткиной Л.Д., - М., 1996.
4. Гуров В.Н., Шинкаренко Н. «Открытая» школа и социально-педагогическая работа с детьми.// Воспитание школьника. - 1994. - № 2.