Статья Интеграция основного и дополнительного образования как условие развития творческого потенциала личности





Интеграция
основного и дополнительного образования
как условие развития творческого потенциала личности





Автор Пронина Л. И.
Учитель химии
ГБПОУ «Первый Московский
Образовательный комплекс»
СВАО г. Москвы





2015 год
Актуальность проблемы:
«Необходимо формировать и развить экологическую культуру школьников, бороться с экологической безграмотностью и безразличием в отношении окружающей среды».
Д. А. Медведев
Необходимо формировать личность, обладающую экологическим сознанием, на основании которого развивается экологическое мышление и мировоззрение.
Цели:
Повышать экологическую грамотность учащихся.
Развивать индивидуальные возможности и способности, интерес к предмету, охране окружающей среды.
Формировать практические умения и навыки, трудолюбие, мировоззрение здорового образа жизни и охране окружающей среды.
Прививать нравственные, патриотические качества, бережное и гуманное отношение к природе и любви к Родине.
Задачи:
Обучающие:
Повысить теоретические знания в соответствии с программой и поставленными целями.
Повышать интеллектуальный уровень учащихся, культуру речи, общения.
Научить учащихся работать с приборами и объектами исследования.
Развивающие:
Развивать индивидуальные творческие способности учащихся.
Развивать наблюдательность, усидчивость характера, интерес к познанию окружающего мира.
Воспитательные:
Воспитывать гуманное, нравственное отношение к природе.
Трудовое воспитание – забота о животных и растениях.
Эстетическое воспитание – благоустройство живого уголка, озеленение класса, квартиры, территории.
Патриотическое воспитание – изучение природы родного края, охрана окружающей среды.
Воспитывать необходимость здорового образа жизни.
Реализация идеи – создание в Первом Московском образовательном комплексе (ГБПОУ «1-й МОК») (на базе бывшей ГБОУ СОШ №274) объединения «Экологический всеобуч».
Современная российская школа для обеспечения подрастающему поколению нового качества образования должна построить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования.
  Дополнительное образование – неотъемлемый компонент любого образовательного учреждения. По большому счету основное и дополнительное образование изначально не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны.
  Взаимодополняя друг друга они должны создать целостное образовательное пространство: интегрированное, комплексное, создающее возможность для полноценного развития ребенка во всем богатстве его запросов и интересов.
Грамотная интеграция общего и дополнительного образования позволяет достичь у школьников:
 - осмысленности и правильности в использовании терминов;
 - отсутствие затруднений в освоении и использовании материала;
 - креативности в выполнении практических заданий;
 - самостоятельности в подборе и анализе литературы, источников информации.
Результатом выполнения модели методической системы развития познавательных интересов учащихся является:
сформированность эколого-химических знаний, умений, но поведения, ценностей и интереса к экологическим проблемам, становление социальной активности, развитая экологическая культура и компетентность выпускников в вопросах улучшения состояния окружающей среды.
Направления работы объединений:
1. Создание экологических проектов.
2. Уборка территории и утилизация бытовых отходов.
3. Озеленение школы и микрорайона.
4. Пропаганда экологических знаний:
- классные часы «Домашняя экология», «Экология человека», «Что мы едим» и т. п.
- презентации «Азбука эколога», «Вредная вкуснятина», «Изучение состава табака», «Растения-целители», «Алкоголь –враг №», «Адсорбция» и др.
- конференция «Экология и здоровье».
- конференция «Школьные знания для реальной жизни».

Интеграция общего и дополнительного образования
позволяет достичь у школьников:
= осмысленности и правильности в использовании терминов;
= отсутствие затруднений в освоении и использовании материала;
= креативности в выполнении практических заданий;
= самостоятельности в подборе и анализе литературы.
Определенная совокупность способов, средств и психолого-педагогических воздействий на занятиях создает условия для успеха действий ученика, учителя и руководителя объединения дополнительного образования, позволяет избавить любого участника процесса воспитания и обучения от формализма.
Содержание курса «Экологический всеобуч» имеет интегративный характер и может быть интересным учащимся как с точки зрения расширения кругозора, так и с точки зрения ориентации на самые различные профессии, связанные с изучением окружающей среды. Такой подход к освещению проблем окружающей среды и деятельности человека в этой области является новым.

Направления форм работы
Индивидуальная:
1. Подготовка проектов к различным конкурсам, фестивалям, конференциям.
2. Сбор материала.
Групповая:
1. НОТ учащегося.
2. Приобретение новых знаний.
3. Исследовательская работа (практические работы)
4. Работа с активом объединений.
5. Выпуск информационных бюллетений объединения.
6. Акции.
Массовая:
участие в районных и школьных природоохранных мероприятиях.
Тематика объединения «Экологический всеобуч» состоит из трёх частей:
1) химия в природе (контроль загрязнения и охрана водной среды, атмосферы, почвы) ,
2) экология быта (глубина связей человека с окружающей средой),
3) специфические компоненты экологии (здоровый образ жизни человека; фармацевтика, криминалистика).
Теоретическими основаниями разработанной программы «Экологический всеобуч» химико-экологической направленности являются следующие дидактические принципы:
1. Принцип научности: учебные элементы, выносимые для изучения субъектам обучения, соответствовуют современному уровню развития химии, биологии, экологии, носят концептуальный характер, дают представление об общенаучных и частных методах познания химической науки. Кроме того, этот принцип предполагает формирование элементов научной картины мира
2. Принцип доступности: процесс обучения осуществляется так, чтобы субъектам этого процесса была понятна сущность изучаемых ими учебных элементов.
3. Принцип наглядности: изучаемые закономерности сопровождаются демонстрацией различных объектов, схем, рисунков, таблиц, моделей с использованием современных технических средств обучения.
4. Принцип системности: наука химия представляет собой строгую систему знаний, в которой систематическим фактором является химическая форма движения материи.
5. Принцип профильности: принцип профильного изучения предметов естественнонаучного цикла базируется на принципах профессиональной и практической значимости изучаемого материала.
6. Принцип практической значимости: программный материал изучается так, чтобы обучаемый понимал, где, когда и в каких ситуациях полученные знания могут быть применены им в повседневной жизни, либо они необходимы для усвоения других знаний.
7. Принцип интеграции изучение такого материала, при котором проявляется связь одних учебных элементов с другими в изучаемой науке (внутрипредметная интеграция), с учебными элементами других наук (межпредметная интеграция), взаимодействие видов и способов деятельности (деятельностная интеграция), в результате чего возникает целостная интегрированная картина мира или некая система, отражающая полное представление о части действительности.
8. Принцип деятельности и деловой активности обучаемых организация познавательной деятельности обучаемых, при которой формирование научных понятий происходит на основе самостоятельного анализа конкретных явлений, предметов, процессов.
9. Принцип прочности знаний: организация образовательного процесса, при которой у обучаемых формируются прочные долговременные знания наиболее важных учебных элементов.
10. Принцип проблемности в обучении: учащиеся в процессе изучения программного материала решают проблемы, а не просто знакомятся с элементами знаний и иллюстрациями к ним.
11. Принцип развивающего обучения: обучение не только обогащает субъект обучения знаниями, но и развивать различные его способности, в том числе и творческие.
12. Принцип воспитывающего обучения: процесс обучения формирует у обучаемого определенные качества, обеспечивающие взаимосвязь субъекта обучения с социальной и природной средой.
13.Принцип личностно-ориентированного образования: при осуществлении предметного образовательного процесса учитываются особенности личности субъекта обучения и средствами этого образовательного процесса у личности вырабатываются психофизические качества личности, способствующие оптимальному функционированию в обществе.
14. Принцип гуманизации: содержание и технология предметного обучения учитывают особенности личности обучаемого и способствуют выработке у него качеств, необходимых для реализации своей жизнедеятельности в постоянно меняющемся окружающем мире
15. Принцип гуманитаризации: высокий уровень технократизма приводит к изменению роли Природы в жизнедеятельности человека и непониманию гуманистических идеалов. Естественнонаучная культура в отрыве от гуманитарной культуры обедняет личность, делает ее дисгармоничной.
16. Принцип сотрудничества в обучении: гуманизация и личностно-ориентированный характер учебно-воспитательного процесса делают необходимым изменение технологии обучения, применения коллективных форм и средств обучения, что предполагает развитие коммуникативных свойств личности, наличие у обучаемых умений сотрудничества между субъектами обучения. Это становится возможным при использовании в образовательном процессе принципа сотрудничества в обучении, т.е. такой организации учебно-воспитательного процесса, при которой учащиеся свободно реализуют диалоговые и полилоговые формы .
17. Принцип открытости, предполагающий обмен информацией с окружающей социокультурной средой, включенность педагогического и ученического коллектива в жизнь региона.
Содержание данной программы характеризуется междисциплинарностью (экология, география, экономика, социология, обществознание, биология, химия, этика), а приемы и методы работы создают условия для формирования у учащихся активной жизненной позиции, жизни в гармонии с природой.
Данная программа позволяет реализовать потребности каждого ученика в развитии индивидуальных творческих способностей, а также формировать активную жизненную позицию.
Достоинство программы в том, что она соединяет общее и дополнительное образование.
Данная программа предполагают формирование у учащегося таких личностных качеств, которые обеспечивали бы его готовность к социальному самоопределению в условиях динамично изменяющегося современного общества.
Оценка уровня усвоения школьниками функциональных структур учебной, проектной и исследовательской деятельности
проводится только на основе анализа результатов продуктов этой деятельности, в частности – качества презентации итоговых результатов выполненных работ.
Для этого используется следующие параметры:
= актуальность и новизна решаемой проектной или исследовательской задачи,
= четкость целей и задач проводимого исследования,
= оригинальность и обоснованность используемых методов,
= научность и логичность изложения глубина изучения проблемы по литературным источникам,
= новизна полученных результатов,
= доказательность достоверности полученных результатов,
= соответствие заявленному характеру исследования (теоретическому, прикладному, творческому),
= практическая значимость исследования,
= соответствие требованиям к оформлению.
Освоив программу «Экологический всеобуч», учащиеся должны овладеть коммуникативными навыками, здоровьесбережения, природопользования, овладеть элементами исследовательской деятельности, развития речи, навыками ухода за животными и растениями, повысить образовательный уровень.
Организация описанной модели учебного процесса позволяет ознакомить учащихся с предметной сущностью разнообразных видов научно-технической деятельности, являющихся основой профессий сферы нанотехнологий. Целостное видение процессов материализации замыслов в востребованный обществом продукт, позволяет ученику приобщиться к научно-производственному процессу, соответствующему его способностям, возможностям, личным характеристикам, распознать, а в последствии и занять свое место в коллективах, осуществляющих научно-техническую и производственную деятельность. Положительным результатом при этом будет обоснованный выбор данного научно-технического направления школьником для своего дальнейшего образовательного продвижения или обоснованный отказ. Так или иначе, молодой человек получает шанс к осознанным действиям в собственном профессиональном определении.
Десятилетний опыт работы позволяет определить, что же дает интеграция образовательного процесса школе, образовательному комплексу, району, обществу в целом.
Дети:
1. Приобретают возможность получить дополнительное образование, не выходя из школьных стен.
2. Гуманистическая, личностно-ориентированная, адаптивная среда комплекса, индивидуальные образовательные маршруты позволяют создать позитивно окрашенную и богатую эмоциями учебную атмосферу, в которой раскрывается творческая индивидуальность каждого.
Родители:
Получают возможность дать детям полноценное дополнительное образование одновременно с основным школьным.
Общеобразовательный комплекс:
1. Созданы в классах группы учащихся, занимающиеся по индивидуальным планам биолого-химической направленности..
2. Учащиеся школы принимали участие во многих мероприятиях окружного, городского, международного уровня.
Общество:
1. Возникновение нового образовательного пространства объединило в себе учреждения образования. Общая работа сгладила границы между ведомствами.
2. Интеграция с общеобразовательной школой предоставляет реальную возможность осуществлять полноценное экологическое образование учащихся, формировать бережное, рациональное отношение к природе, противодействуя тем самым падению культуры общества. Важное значение имеет и тот факт, что вместе с детьми к проблемам экологии приобщаются и их родители.
3. Динамичное, постоянно расширяющееся образовательно-воспитательное пространство, предоставляет широкие возможности для утверждения детей в социуме, для становления их гражданской позиции.
Интеграция основного и дополнительного образования
является важнейшим фактором развития образовательного учреждения потому, что:
- позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития;
- дает реальную возможность ребенку выбора своего индивидуального пути, через включение в занятия по интересам;
- включает учащихся в разные типы деятельности
на 2 ступени
· деятельность личностно значимого общения;
на 3 ступени
· профессионально ориентированная деятельность дает возможность осознать свои предпочтения;
- создает условия для достижения успехов в соответствии с собственными способностями;
- обеспечивает взаимосвязь познавательной деятельности с различными видами досуга, творчества, самообразования;
- решает проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.
Таким образом, интеграция предполагает расширение образовательного пространства, позволяя одинаково эффективно решать проблемы социализации и индивидуализации учащегося, через включение его в многогранную интеллектуально и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.





















Приложения
Приложение 1. Наши социальные партнеры.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415






Приложение 2. Итоги работы
По итогам прохождения программы (три года) была статистически установлена динамика изменений образовательной результативности процесса интеграции на уровне обучающихся в группе ребят, занимающихся в объединении «Экологический всеобуч» (таблица 1).

Таб. 1. Образовательная результативность на уровне обучающихся.
Критерии образовательной результативности

Показатель образов


Начало обучения
ательной результат


Окочание обучения
ивности

Динамика изменений

Качество экологических знаний


34%

55%

21%

Сформированность предметных экологических компетенций

32%

77%

45%

Сформированность экспериментальных, практических навыков

8%

55%

47%



Количество школьников-участников олимпиад по биологии, географии, химии, физике , краеведческих конференций и конкурсов увеличилось на 35% .
Участие в исследовательской работе увеличилось на 37 % (с 3% до 41%).






Динамика изменений социально-педагогической результативности процесса интеграции на уровне родителей представлена в таблице 2.

Таб. 2 Социально-педагогическая результативность на уровне родителей


Критерии социально-

Показатели результативности


педагогической результативности

В начале обучения
детей
Окончание обучения детей
Динамика изменений


Приобретение психолого-педагогических знаний о своем ребенке



4%


78%


74%

Улучшение взаимоотношений с ребенком


6%

82%

76%

Мотивация на организацию здорового образа жизни


17%

86%

69%

Овладение активными формами организации отдыха и досуга средствами экскурсий, полевых практик, туризма


12%

56%

44%

Участие в разнообразных формах общего и дополнительного образования


3%

68%

65%


Совокупность примененных методов исследования позволила нам на примере экологического объединения выявить позитивную динамику развития процесса интеграции общего и дополнительного образования в туристско-краеведческой деятельности детей.
Интеграция содержания общего образования происходит через закрепление, расширение и углубление школьных экологических, биологических, химических, географических, физических теоретических знаний в практико-ориентированной деятельности обучающихся. Содержание школьного курса предметов естественно-научного цикла обогащается результатами дополнительного образования экологической направленности.


Литература
1. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. Избранные психологические труды. Москва-Воронеж. 1998.
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР. 1996
3. Жильцова О.А., Самоненко И.Ю., Самоненко Ю.А. Формирование рефлексии в естественнонаучном образовании школьников. // Вопросы психологии. РАО 2009 № 1, С. 62-73
4. Жильцова О.А., Самоненко Ю.А. Усиление методологического компонента естественнонаучных знаний, как необходимое условие организации исследовательской деятельности учащихся. Вестник МГУ им. М.В. Ломоносова. Серия «Педагогическое образования» № 1. 2006. с. 73-84.
5. Жильцова О.А., Самоненко Ю.А. Обучающие технологии в естественно-научном образовании школьников. М.: «Полиграф». 2001. 315 с.
6. Жильцова О.А., Самоненко Ю.А. Реализация принципов психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева в естественнонаучном образовании школьников. // Вопросы психологии. РАО 2007 № 1, С. 136-143
7. Казаренков В. И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников. Учебное пособие.- М., 2002, 3-5 с..
8. Леонтьев А.А. Психология общения. 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл. 1997. 361 с
9. Савельева Галина Николаевна. Интеграция основного и дополнительного образования как фактор повышения эстетической культуры старшеклассников : диссертация ... кандидата педагогических наук : Великий Новгород, 2003 196 c.
10. Немов Р.С. Психология: кн. 3. – М., 1999.
11. Хромов Н.И. Методы обучения детей с различными типами обучаемости: практ. пособие / Н.И. Хромов. – М.: Айрис-пресс, 2007







Root Entry