Публикация на тему Компетентностный подход и социальное партнерство как условие конкурентноспособного выпускника

Компетентностный подход и социальное партнерство как условие конкурентноспособного выпускника

Переход к рыночной экономике, усиление интегрированных процессов в европейской и мировой системе образования обусловили необходимость подготовки специалистов нового типа. Рынок рабочей силы требует от выпускников профессиональной образовательной организации наличия определенных качеств, включающих профессиональную самостоятельность, мобильность, способность к профессиональному росту, ответственность за качество труда и принятие решений не только в стандартных, типовых, но и незапланированных ситуациях, коммуникативную культуру. Такое понимание конечных целей образования нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) третьего поколения в понятии «компетенции», на основе которых формируется профессиональная компетентность будущего специалиста.
В условиях рыночной экономики целью профессионального образования становится не только обучение человека какой-либо профессии с тем, чтобы он приобрел профессиональную квалификацию, но и предоставление ему возможности справляться с различными деловыми и жизненными ситуациями, в том числе работая в группе, коллективе.
Основной целью образования является формирование компетенций, т.е. качеств и способностей личности к активной деятельности, в том числе к творческому профессиональному труду. В соответствии с этим знания и умения из основной цели образования при традиционном обучении превращаются в современных условиях в средство развития личности обучающегося.
Компетентностный подход – это попытка привести в соответствие образование и потребности рынка труда, сгладить противоречия между учебной и профессиональной деятельностью, а компетентностно-ориентированное обучение направлено на достижение запланированных конечных целей образования – компетенций, на основе которых формируется компетентность.
Формирование компетентного специалиста нового поколения невозможно без реальных партнерских отношений с представителями всех секторов общества.
Здесь уместно привести слова Х. Мореля: «В общих чертах «партнерство» можно определить как разнообразные формы сотрудничества, в которых предпринимательская деятельность, рабочая сила, правительство и сфера образования общими силами создают форму и содержание профессиональной подготовки и обучения».
Следует отметить, что социальное партнерство – это гибкая и открытая система. Взаимодействие профессионального учебного заведения в социальных партнеров будет устойчивым и долговременным лишь при условии, что каждый из партнеров осознает и взаимно удовлетворяет свои интересы на всех этапах образовательного процесса. Задача образовательного учреждения заключается в том, чтобы найти точки пересечения интересов всех субъектов партнерства, создать нормативно-организационные и педагогические условия их обеспечения, реализуя, таким образом, интегрированный потенциал обеспечения качества профессионального образования.
Коллектив Красногорского колледжа поставил перед собой цель – подготовить на основе заказа социальных партнеров конкурентноспособного выпускника, обладающего необходимыми ключевыми компетенциями.
С 2005 года колледж вновь реализует профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования «Пожарная безопасность». В этом же году был заключен договор взаимного сотрудничества с Государственным учреждением Московской области «Противопожарная служба Московской области», в котором определены условия конструктивного взаимодействия двух сторон.
С введением ФГОС СПО наша совместная деятельность изменилась. Исследуя запросы работодателя, мы использовали анкетирование, проводили индивидуальные и коллективные встречи-консультации. Результатом этой работы стала форма «заказа-требования» работодателя, где указываются пожелания не только в области профессии, но и в области дополнительных знаний, которыми должен обладать выпускник. Поэтому в рабочем учебном плане увеличено количество часов на учебные дисциплины «Тактика аварийно-спасательных работ», «Газодымозащитная служба», «Организация службы и подготовки в подразделениях пожарной охраны»; введены разделы в междисциплинарные курсы: «Организация подготовки к занятиям с личным составом», «Основы управления и менеджмента в подразделениях пожарной охраны», «Воспитание профессионально-этических качеств будущего сотрудника пожарной охраны».
Ключевыми темами договоров о социальном партнерстве стали:
- организация производственной практики,
- привлечение специалистов предприятий для проведения консультаций, к руководству практикой по профилю специальности,
- руководство работой квалификационных комиссий,
- организация конкурсов профессионального мастерства,
- проведение встреч студентов и выпускников с ведущими специалистами руководителями предприятий и организаций в рамках работы Центра содействия трудоустройству выпускников,
- стажировка педагогических кадров.
Для результативности работы создан совет социальных партнеров, внесены изменения о практике учащихся, о стажировке мастеров производственного обучения. Вместе с социальными партнерами разрабатываются и согласуются учебные планы и программы, учебно-методические пособия. Квалификационные и государственные аттестационные комиссии, руководство практикой в организации возглавляют главные специалисты – социальных партнеров. Также независимых экспертов приглашаем для участия в промежуточной аттестации. Сегодня в колледже работают 8 специалистов-совместителей.
С 2011 года колледж сотрудничает с Московским областным отделением Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное общество». Силами студентов отделения «Пожарная безопасность» в школах, интернатах и детских садах организована большая работа по выявлению и устранению нарушений правил пожарной безопасности, оказанию помощи в составлении планов эвакуации из помещений, правилам работы с огнетушителями, размещению наглядной агитации и т.д. Студенческая агитбригада проводит профилактическую работу среди населения по предупреждению пожаров.
В апреле 2012 года колледж заключил договор с Волоколамским территориальным Управлением силами и средствами ГКУ МО «Мособлпожспас» о совместной организации и несении караульной службы в Добровольной пожарной команде колледжа работниками данного территориального управления и членами добровольной пожарной команды «Огнеборцы» из числа студентов учебного заведения. В связи с этим разработана необходимая документация, создана студенческая добровольная пожарная команда.
В колледже создан Центр содействия трудоустройству выпускников, цель которого – организовать трудоустройство большего количества выпускников с помощью различных направлений деятельности: консультации, дни предприятий (социальных партнеров), мастер-классы, создание базы вакансий. В ежегодной работе по трудоустройству участвуют администрация колледжа, представители предприятий, городского Центра занятости населения, администрация Волоколамского муниципального района. Как позитивный результат можно отметить, что выпускники колледжа специальности «Пожарная безопасность» в Волоколамском городском центре занятости населения не были зарегистрированы.
В настоящее время начата работа над созданием программы «Социальное партнерство».



15