Конспект урока внеклассного чтения в 7 классе по повести А.Грина Алые паруса

Конспект урока литературы
Провела Стышных С.В.,
учитель русского языка и литературы,
МОУ «СОШ №3» г. Шумихи,
первая квалификационная категория.
Тема урока: «Любить, мечтать и верить» по повести А.Грина «Алые паруса».
Тип урока: урок внеклассного чтения.
Класс: 7.
Форма: урок с использованием информационно – коммуникационных технологий, личностно – ориентированная технология, работа в группах.
Цель: знакомство с удивительным миром и героями повести – феерии А.Грина «Алые паруса».
Задачи:
обучающие: познакомить с жанром феерии; выявить идею и основную мысль повести – феерии.
развивающие: развивать навык сравнительной характеристики героев, навык выразительного чтения, навыка самооценки учащихся, пробуждать «дар воображения», развивать монологическую речь, развивать умение ориентироваться в тексте художественного произведения, умение обобщать и делать выводы.
воспитательные: открыть в читателях «желание разнообразной жизни, полной риска, смелости и чувства высокого, свойственного исследователям, путешественникам, мореплавателям» (К.Паустовский) и подросткам; попытаться убедить учащихся, что всё прекрасное на земле зависит от нас самих; воспитывать читательский и эстетический вкус.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, музыка, кино.
Оборудование: 1. Грин А. Алые паруса. - М.: Астрель: АСТ, 2007.
2. Портрет, фотографии А.Грина.
3. Иллюстрации художников: С.Бродского, К.Фридриха, Ж.Перронно, Г.Курбе, Б.Патерсена, И.Айвазовского.
4. Иллюстрации учащихся к повести, иллюстрация – плакат «Море».
5. Глобус, сувенирные парусники, бумажный кораблик (у
каждого учащегося), цветные карандаши или фломастеры.
Медиаматериалы: 1. Презентация, выполненная в MS Power Point.
2. Эпизод фильма «Алые паруса».
3. Л.Бетховен «Лунная соната».

Ход урока.
человек в порыве к счастью
способен своими же
руками совершать чудеса.
К.Паустовский
1. Организационный момент (звучит музыка, затем стихает, крутится глобус). Слайд 1.
Сегодня тема урока внеклассного чтения – «Любить, мечтать и верить». Нам предстоит познакомиться с удивительными героями повести А.Грина «Алые паруса», выяснить, на что может быть способен человек в ожидании счастья и почему эпиграфом к уроку стали слова К.Паустовского. Мы работаем в составе 3 групп. Отправляются в путешествие с алыми парусами «Литераторы», «Режиссёры» и «Художники», которые помогут понять основную мысль феерии «Алые паруса». Символом нашего урока является глобус, сувенирные парусники и кораблики на ваших партах. На кораблях мы отправимся в наше путешествие за мечтой
2. Слово учителя. Слайд 2.
Полёт на неизведанную планету или звезду, путешествие на необитаемый остров Кто не мечтал об этом, перед кем не вставали эти романтические видения?! Романтика, которая тянет людей в дорогу, в путешествие, живёт в душе каждого из нас
Необыкновенность творчества А.Грина состоит в том, что он сделал романтику реальным миром, подробно описал эту страну: города с зовущими названиями, старинные корабли, бесстрашных мореплавателей, необычайные приключения Слово предоставляется группе «Литераторов», которые познакомят с нелёгкой судьбой и творчеством А.Грина.
3. Сообщение от группы «Литераторов». Слайд 3,4,5.
Вот такая она Гринландия, придуманная А.Грином. Книгами Грина зачитывается ни одно поколение, ведь его герои умеют мечтать, любить и верить. Так мечтают и любят Ассоль и Грэй – главные герои повести «Алые паруса».
4. Сравнительная характеристика героев повести и беседа по прочитанному.
В какой семье родилась Ассоль? Слайд 6.
(Родилась в небогатой семье. Лонгрен «добывал столько, чтобы жить в рамках умеренной экономии»).
В какой обстановке воспитывался Грэй? Слайд 7.
(Жили в замке, в роскоши.)
И всё же в бедности Ассоль и роскоши Грэя было много общего. Их семьи держались замкнуто, обособленно от общества. Почему родители Грэя жили одиноко?
(гл.2. «Отец и мать Грэя были надменные невольники своего положения»)
Почему жили одиноко Ассоль и Лонгрен?
(Лонгрен был замкнут, после случая с Меннерсом люди отвернулись от него. Но Лонгрен умел любить, чего, по его мнению, не умеют жители Каперны.)
Как нелюбовь к отцу отразилась на дочери?
(зачитать гл.1 «Девочка росла без подруг», «дети Каперны вычеркнули раз и навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и внимания»).
Что было предсказано Ассоль? Как стали относиться к ней в Каперне после этого? Слайд 8.
(Над девочкой смеялись, звали её Корабельной, полоумной.)
А какая она – Ассоль?
(гл.1 «Её тёмные густые волосы», «худенькие, загорелые ноги» Внешность не главное. В Ассоль важно «невольное ожидание прекрасного», чуда.)
А почему рос одиноким Грэй?
(гл.2 «Отец Грэя удалил из замка всех детей служащих, опасаясь, что благодаря низкому обществу прихоти мальчика превратятся»).
Верно ли, что одиночество рождало в героях умение видеть и ценить красоту природы?
(гл.3 «Проснувшись, Грэй», гл.4. «Так волнуясь, трепеща»).
Кроме умения – тонко чувствовать красоту природы, что ещё роднило Ассоль и Грэя? Слайд 9.
(Способность фантазировать гл.2. «Обернувшись к выходу», гл.4 «Из заросли поднялся корабль». Это родство фантазировать привело к тому, что Грэй смог осуществить мечту Ассоль, сделать фантазию реальностью. О родстве говорит сам Грэй в гл. 7: «Как тесно сплетены судьба, воля и свойство характеров»).
Группа «Художники» для урока нарисовали иллюстрации (развешаны на доску) и сделали подборку картин художников, которые мы встретили в презентации.
Группа «Режиссёры» приготовили для просмотра эпизод из фильма «Алые паруса» - встреча Ассоль и Грэя.(Просмотр эпизода фильма.)
Как вы думаете, это сказка или нет?
Грин назвал своё произведение – феерия. Слайд 10. Феерия – это волшебная сказка.
Докажите, что ничего волшебного в появлении алых парусов не было.
(Всё чудо совершил Грэй: он выбрал нужную материю и приказал сшить паруса.)
Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Только ли склонность к фантазии вела его? Что герои говорят о чудесах?
(Тема «Алых парусов» сформулирована в словах Грэя. Предназначение человека в том, чтобы «делать чудеса своими руками» и дарить их людям. Чудо – это добрый поступок, благородное движение души, «улыбка, веселье, прощение и - вовремя сказанное, нужное слово»).
5. Вывод учителя.
Грэй не мог оставить мечту Ассоль неосуществлённой, и в Каперне появились алые паруса. Это то самое счастье, которое человек способен построить сам. Вот почему эпиграфом к уроку являются слова К.Паустовского. Заканчивается повесть словом «счастье». Алые паруса, сверкающие на фоне голубого неба и синего моря – для Ассоль уже не мечта, а реальность. Алые паруса стали символом романтического, чудесного на земле, счастья.
6. Рефлексия.
А какого цвета ваши паруса, какого цвета ваша мечта? Раскрасьте паруса корабля в цвет своей мечты
(Учащиеся на фоне музыки раскрашивают паруса своего бумажного корабля, затем прикрепляют к плакату «Море»).
7. Итог урока.
Он жил среди нас, этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный
С прославленных бригов бегут на заре
Высокие люди с улыбкой обманной
В.Саянов.
Таким светлым и ярким получилось у вас море надежд и мечтаний Создавайте страну мечты и совершайте чудеса! Мечтайте о счастье! Я вам желаю только чудес и счастья!
8. Домашнее задание. Слайд 11.
Написать сочинение – миниатюру «Что значит делать добро?», оформить групповой ответ «Литераторам», «Режиссёрам», «Художникам».
Слайд 12.

Проблемное обучение на уроках русского языка как инновационная деятельность
Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает уместное и правильное пользование единицами языка. Из опыта работы я убедилась, что только через самостоятельный поиск нового можно добиться прочного усвоения знаний о языке. Затруднения у учеников могут возникнуть тогда, когда имеется противоречие между потребностью в знании и теми данными, которыми он располагает. По мнению учёных лингвистов, создать проблемную ситуацию – это значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения. Так я пришла к изучению проблемного метода и применению его на уроках.
Проблемное обучение - организованный преподавателем способ активного взаимодействия с проблемой, в ходе которого ученик приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. Путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося. Компонентами проблемной ситуации являются объект и субъект познания и мыслительное их взаимодействие.
Цели проблемного обучения.
1.Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.
2.Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.
3.Воспитание активной творческой личности учащихся, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
4. Развитие профессионального проблемного мышления.
Задачи:
Обучающая - изучение мотивации всех участников- субъектов образования, способность актуализации, закрепления и обобщения полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний.
Развивающая - способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы.
Воспитательная - воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда, коллективного содружества.
Когда вы слушаете, вы забываете,
Когда вы видите, вы понимаете,
Когда вы действуете, вы научаетесь.
Основные приемы преподавания в методике проблемного обучения: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации (поиск), анализ полученного решения.
Активные методы позволяют на уроке:
-формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.
-учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника.
-обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций.
-продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность.
Основные этапы данного урока
-актуализация знаний.
-мотивация.
-создание проблемной ситуации.
-определение темы исследования.
-формулирование цели исследования.
-выдвижение гипотезы.
-проверка гипотезы (чтение литературы, размышления)
- интерпретация полученных данных
- вывод по результатам исследовательской работы.
- применение новых знаний в учебной деятельности.
- подведение итогов урока.
- домашнее задание.
Реализация принципов обучения на уроке:
Принцип наглядности обучения в комплексном решении задач, научность обучения, соблюдение принципа систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков.
Характер познавательной деятельности: репродуктивный, поисковый, творческий, индивидуализация и дифференциация обучения.
Приемы создания проблемных ситуаций используются следующие:
1.Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им найти способ его решения.
2.Учитель побуждает школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
3. Ставятся конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения, которые называются проблемными.
4. Даются исследовательские (проблемные) задания со словами, группой слов, по тексту, литературоведческим источникам, ведется репродуктивная и частично - поисковая работа по тексту.
Таким образом, инновационная технология как проблемное обучение русскому языку даёт хорошие результаты. Учащиеся привыкают «открывать» новые знания и правила с интересом и радостью. Они не боятся высказываться, ошибаться, находят правильное решение, высказав и проверив разные идеи. «Открывая» новое правило учащиеся не зубрят готовое. В результате подобной работы вырабатывается орфографическая зоркость, орфографическая память, пробуждается интерес к изучению русского языка, растёт успеваемость и качество обучения.
Заголовок 115