Краеведческая статьяна тему Бараковские реалии семьи Кузнецовых



Бараковские реалии семьи Кузнецовых.

Рыбновская земля дала миру много знатных земляков, память которых бережно хранится в сокровищнице имён Рязанского края. Среди них – имя замечательного человека – баяниста – виртуоза, создателя трио баянистов Александра Ивановича Кузнецова(1896 – 1968).
На малой родине баяниста помнят и знают не понаслышке.
Свою фамилию этот род получил по тому делу, которым испокон веков занимались в нём мужчины – это кузнечное дело. Кузнецовы были мастерами – каретниками, искусно изготовлявшими барские экипажи, да и в мелких кузнечных работах простому люду не отказывали.
Родоначальником фамилии в семье принято считать Кузьму Кузнецова, имевшего у себя в помощниках троих сыновей: Якова, Фёдора и Степана. Все сыновья, кроме Фёдора, дали потомство. Старший сын Якова Иван Яковлевич и его жена дали миру знаменитого баяниста А. И. Кузнецова.
В начале XХ века Иван Яковлевич с семейством покидает родной дом в деревне Бараково Зарайского уезда и перебирается в город Зарайск Московской губернии, а затем в Москву. Здесь он работает в мастерской у кустаря и учится ремонтировать музыкальные инструменты. Затем сам открывает свою мастерскую, где трудятся и его сыновья. Вся семья была музыкальной, и гармонь была любимым музыкальным инструментом Кузнецовых.
Особым талантом и виртуозностью игры поражал Ивана Яковлевича сын Александр – большой помощник и правая рука отца в семейном деле. Кузнецовы не бедствовали, а наоборот, пытались помогать родственникам, оставшимся в деревне.
Как гром среди ясного неба грянула революция. Александр уходит в Красную армию и становится красноармейцем Зарайской караульной роты. Но своё любимое дело – музыку, молодой человек не бросает. В часы армейского досуга веселит красноармейцев игрой на гармони и удалым пением. Своим мастерством и виртуозностью он привлекает к себе всё больше и больше благодарных слушателей и становится почётным, любимым и признанным баянистом в красноармейских и рабочих клубах города Зарайска. Талант музыканта растёт.
В 1920 году, после службы в Красной армии, Александр едет в Москву, друзья настойчиво советуют ему искать « большой сцены ». Мастерством своей игры он привлекает внимание лучших музыкантов столицы. В Москве происходит знаменательное знакомство молодого баяниста с будущими коллегами М. Я. Макаровым и Я. Ф. Попковым. Впоследствии Макарова заменит А. Данилов. Дружба перерастает в большой творческий союз. У баянистов много интересных идей, задумок и непреодолимое желание работать!
В 1924 году их приглашают на работу в театр В. Мейерхольда, где баянисты делают музыкальное оформление к театральным постановкам.
С развитием советского радиовещания широко транслируются музыкальные программы. Приглашают на радио и знаменитое, полюбившееся многим трио во главе с А. И. Кузнецовым. В одночасье они становятся известны всей стране и входят в состав Всесоюзного радиокомитета, а позднее Кузнецов становится артистом Всесоюзного гастрольного бюро и входит в эстрадное объединение Министерства культуры.
В мае 1945 года трио в составе концертной « Бригады победителей » выступало в Берлине, где слышались звуки голосистого, певучего баяна, русская речь и близкие сердцу родные мотивы.
Александр Иванович имел множество музыкальных наград, являлся почётным членом первого конкурса гармонистов Московской губернии ( 1926 ). В составе своего трио делал музыкальное оформление к любимым многими советским кинофильмам: « Свинарка и пастух », « Трактористы », « Гибель Орла» и д.р. , ставил радиопостановки по поэме А. Твардовского « Василий Тёркин », аккомпанировал в концертах знаменитостям того времени – С. Лемешеву, И. Скопцову, И. Козловскому, М. Михайлову, Н. Пантелеевой, А. Сметаниной, Л. Руслановой. С последней Кузнецов объехал всю страну. Александр Иванович являлся соавтором обработок народных песен и танцев для трио баянистов.
Кузнецов и его талантливые друзья заслужили народную славу, огромную известность, популярность, любовь и уважение многотысячной советской публики. Но мало кто знает, что вдали от софитов, вспышек фотокамер, звуков микрофонов, пёстрых заголовков газет он был просто Шуркой – весельчаком и балагуром, любимцем большой семьи , скучавшим по родной деревне и её жителям.
Земля « оттич и дедич », давшая миру замечательных людей, хранит в своих недрах много недосказанного
Семейные предания и рассказы, до сих пор сохранившиеся в семье Кузнецовых, рассказывает троюродная сестра Александра Ивановича Волкова(Ивушкина) Фаиса Егоровна: «Я происхожу из ветки Степана Кузьмича Кузнецова, это родной брат Якова Кузьмича, из рода которого и происходит Александр Иванович. Семья наша была большая, дружная, все помогали друг другу и знались даже с дальними родственниками. Наша семья всё время жила в Баракове, никуда не переезжала.
Мои родители – Егор Лаврентьевич Ивушкин и Пелагея Степановна Кузнецова очень дружили с семьёй Александра Ивановича. У нас все любили музыку, многие играли на гармонях, даже женщины, и трепетно относились к инструменту.
Родной племянник и крестник моей матери Николай Иванович Кузнецов, троюродный брат Александра Ивановича, имел хорошую, видную гармонь. Тогда это было редкостью. Уходя на фронт, в 1941 году, оставил её у нас на хранение, но с войны не вернулся, не дожил до Победы три дня. В похоронке было написано: «Погиб 6 мая 1945 года» Гармонь навсегда осталась памятью о Николае Ивановиче, и мама Пелагея Степановна бережно её хранила и никому не давала, но на ней иногда играл мой старший брат Владимир. Николай Иванович был моим крёстным, я его очень любила.
Однажды мой отец Егор Лаврентьевич привёз из Москвы цветной сатин, да такой красивый, глаз не оторвать! Решили мы на семейном совете отремонтировать гармонь, обшить её тканью. Отдали всё Ивану Яковлевичу в мастерскую. Он обшил меха ярким сатином, покрыл гармонь перламутром, и заиграла она новыми звуками и красками, да и сделал Иван Яковлевич бесплатно, всё же родственники близкие.
В семье гармонь имела большое значение, порой больше, чем хлеб насущный. Жена погибшего Николая Ивановича переселилась после смерти мужа в деревню Беспятово и решила забрать гармонь. Брат мой долго уговаривал её оставить инструмент у нас дома, ведь он тоже был отличным гармонистом, но Вера Васильевна не соглашалась ни за что. Лишь когда на семейном совете было решено отдать ей взамен стельную тёлку, согласилась. Так дорого ценили у нас в семье этот инструмент » .
В начале ХХ века семья Ивана Яковлевича перебирается в город Зарайск Московской губернии и, как было сказано выше, трудится в музыкальной мастерской. А двоюродная сестра Пелагея Степановна навещает их и иногда ездит на лошади в город.
Со слов матери рассказ продолжает Волкова Фаиса Егоровна: « Мама наша была доброй и отзывчивой женщиной, многочисленные племянники её очень любили. Уже переехав в Зарайск, навещали нас в Баракове. Мы тоже к ним ездили. Мама поправляла своё здоровье и долгое время гостила у Кузнецовых, у нас в деревне фельдшера не было».
Фаиса Егоровна на мгновение задумывается, закрывает глаза, будто читает невидимую для посторонних глаз Книгу Памяти и продолжает: « В войну был страшный голод в городах и сёлах, но в деревне было попроще. В детстве я была болезненным ребёнком. Однажды тяжело заболела. Отец чудом привёз откуда- то доктора, мама плакала, лечила, чем могла. Врач, увидев меня, маленькую, худенькую восьмилетнюю девочку, ничего существенного не сказал, кроме одного: «Нужно хорошее питание». И уехал. Я иногда лежала дома одна и скучала. Но однажды к нам приехала Мария Яковлевна Кузнецова- родная тётя Александра Ивановича. Точнее, её привезли к нам из города. Она долго болела, есть у них было нечего. А у нас картошка была, мать трав много знала, так её на ноги и поставили.
Мама многим помогала, и детей родного брата выходила как своих, и соседям с голоду умереть не дала. Многие сельчане помнят её доброту и сейчас.»
Закончилась Великая Отечественная война, наступило мирное время строительства, восстановления страны, вновь заработали многие учебные заведения.
Через несколько лет Фаиса Егоровна, закончив школу, поступает в Зарайское педучилище. Творческая карьера троюродного брата Александра Ивановича Кузнецова быстро пошла на взлёт, трио стало ещё популярней. Шли 50- е годы 20 столетия.
« Я училась тогда в Зарайском педучилище,- продолжает свой рассказ Фаиса Егоровна,- хорошее время было. Помню, идёшь по улице, а по радио песни звучат, баян поёт, трио выступает. Девчонки говорят: « Фай, твой брат выступает!» Танцуют все, радуются, но никакого зазнайства никогда не было. А мелодии так за душу и берут, сама петь люблю, льются по всему Зарайску. Улицы замирали. Встанем у репродуктора, он круглый, как тарелка, чёрный. Стоим, слушаем, а народ подходит, подпевает, много людей, рядом ведь рынок хозяйственный находился.
Я была поздним ребёнком у родителей, поэтому плохо знала семью Александра Ивановича, потом они в Москву переехали. Но с ним дружил мой старший брат Владимир и мой отец Егор Лаврентьевич. Мы с мамой оставались дома, а наши мужчины к ним ездили.
Иван Яковлевич ( отец Александра ) был мастер на все руки: гармони ремонтировал, всё делал, даже бритвы – ножечки точил. Бритвы были тогда очень опасные. У отца была хорошая бритва с ручкой, он её точить ездил к Ивану Яковлевичу. Бритва притупилась, ручка сломалась, отец едет к дяде Ивану. Александр был тоже мастером на все руки, весь в отца.
Все в семье Кузнецовых были музыкально одарённые. Младший брат Александра Ивановича Дмитрий играл на домре в оркестре нашего педучилища. Я играла на мандолине, мы часто на репетициях встречались. А родной брат Дмитрия и Александра Иван был пианистом в Москве, приезжал в Бараково к нам. Мама его любила и часто называла Баночкин, его так многие звали, а почему – не знаю до сих пор. Помню, как он приехал к нам однажды летом: высокий, стройный, красивый. Я хорошо эту встречу запомнила.
Дмитрий Иванович тоже иногда приезжал, у него жена была из Макеевских Выселок, что рядом с Бараковым, мы встречали их радушно.»
Фаиса Егоровна рассказывает о последнем приезде А. И. Кузнецова в родную деревню: « Однажды в Бараково приехал Александр Иванович, он тогда был очень популярный, настоящий артист, знаменитость. Мама радушно принимала своего племянника. Местные жители узнали о его приезде, и все сбежались к нашему дому с гармонями. Дело было в мае, примерно на Николу Вешняго. Бараково всегда было деревней, храма у нас не было. Часть жителей ходила к обедне в село Ходяйново, в храм святителя Николая Чудотворца, а другая часть деревни, под названием Хвостово – в село Глебово – Городище, в храм Успения Божией Матери. Так что у нас отмечается и по сей день два престольных праздника. Храмы тогда уже не действовали, их закрыли. Но люди помнили свои традиции, собирались вместе, накрывали столы, у кого что было, пели, вспоминали былое. И в этот раз было так же.
На улицу вышел Александр Иванович, он привёз с собой свой знаменитый баян, заиграл. Все сбежались на эти родные сердцу звуки. Мужчины пришли со своими гармонями, устроили музыкальные состязания среди гармотистов. Плясала тогда вся деревня! Такого праздника у нас никогда раньше не было. Жаль, что я не смогла приехать, училась в Зарайске, была на занятиях. Потом мне мама всё рассказывала.»
По прошествии более полувека Фаиса Егоровна, со слов своих родителей, помнит доброту, искренность и широту души А. И. Кузнецова.
« Он был добрым человеком, - продолжает рассказчица, - помогал родственникам, любил мою маму Пелагею Степановну, делился с ней своими радостями и переживаниями. Кто знает, какие трудности были на пути знаменитого баяниста? Они иногда подолгу вдвоём разговаривали, не знаю о чём, мама умела хранить чужие тайны.
О широте и доброте души Александра Ивановича известно многое. Вот один случай из жизни баяниста, рассказанный Фаисе Егоровне её отцом Е. Л. Ивушкиным: « Александр Иванович сторговал довольно старенькую гармонь за очень хорошие деньги.
В Москве на Сухаревском рынке по воскресным дням продавали гармони, устраивалась настоящая музыкальная ярмарка. В один из таких дней мы с Александром шли вдоль рынка. Шуре чем – то приглянулся один мужчина с гармонью. Вид у продавца был очень растерянный и грустный. Он никак не мог продать свой товар. И, действительно, инструмент был довольно старый, видавший виды, а вокруг было такое множество великолепных гармоней, что продать свою и выручить хоть какие – то деньги – было просто нереальным. Александр Иванович подошёл к продавцу, взял гармонь и заиграл « Барыню ». В его искусных руках инструмент приобрёл будто второе дыхание, преобразился. Тут же вокруг нас собралось множество людей, стали спрашивать цену, начался торг, и гармонь была продана за большие деньги. Я с удивлением смотрел за происходящим и не верил своим глазам. Ещё несколько минут назад к этому мужчине никто не подходил, он стоял одиноко со своим инструментом и выглядел довольно несчастным. Мне кажется, в этот день он и не продал бы своей гармони и наверное уже не надеялся уйти с рынка с вырученными деньгами. Не знаю, чем приглянулся Александру Ивановичу этот мужчина, наверное угрюмым видом. Надо было видеть, как бойко шёл торг, как артистично вёл его Шурка, подзадоривая покупателей! А когда гармонь была продана за очень приличные деньги, надо было видеть удивлённые глаза этого мужчины, казалось, он не мог поверить в происходящее. Так однажды Александр Иванович помог незадачливому продавцу, вручил ему вырученные деньги, и мы отправились дальше. А тот мужчина ещё долго провожал нас удивлённым взглядом. Александр будто и забыл о только что случившемся моменте и в шумной толпе уже рассказывал мне какую – то историю, случившуюся с ним на гастролях. »
Продолжает Фаиса Егоровна: « Отец часто ездил в Москву к своим близким родственникам: брату и сестре. Меня иногда брал с собой. Навещал он и Александра Ивановича, бывал на концертах. Помню, отец говорил матери, в очередной раз приезжая в Бараково из шумной столицы: « Шурка – то настоящий артист стал, напудренный ходит, в парике, важный, » - и смеялся ».
Многие семейные рассказы и предания помнит и по сей день Волкова Ф. Е. . Эти драгоценные крупицы памяти разбросало повсюду время, пришла пора их собирать. Автор работы надеется, что своим небольшим исследованием частично восполнил пробелы жизни великого артиста, познакомил с малоизвестными фактами из его биографии, показал творческий путь Александра Ивановича в несколько ином ракурсе, раскрыв глубинный смысл характера музыканта.
Земля « оттич и дедич » хранит в своих недрах много событий, дат, имён, которые только ждут своего часа. « Чтобы не престала память родителей наших и наша, и свеча не погасла », чтобы помнить свои истоки, беречь славную историю родной земли.



Публикация Н. А. Кавчинской.
По воспоминаниям Волковой Ф.Е.
 Рассказ Волковой Ф. Е. , 1933 года рождения, троюродной сестры А. И. Кузнецова, записанный 25.10.2005г.
 Рассказ Ивушкина Е. Л. , 1895 года рождения, дяди А. И. Кузнецова, записанный со слов его дочери Волковой ( Ивушкиной ) Ф. Е. 25.10.2005 г.











15